Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пересмотр положений гл. 1, 2 и 9. Конституционное Собрание.






Установление порядка пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции начинается (ст. 135) с ясного указания на то, что поло­жения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Соб­ранием. Такое выражение «недоверия» законодательному органу преследует цель не допустить положения, при котором этот ор­ган сам принял решение о пересмотре и в том же вихре страстей сам осуществил этот пересмотр. Однако Федеральное Собрание отнюдь не отстраняется от процесса пересмотра. Во-первых, как отмечалось, оно обладает правом внесения предложений о пере­смотре, а во-вторых, без его поддержки, да еще большинством в три пятых парламентариев обеих палат, ни одно предложение о пересмотре не может привести к созыву Конституционного Соб­рания.

Таким образом, для созыва Конституционного Собрания, ко­торое единственное имеет право пересмотра гл. 1, 2 и 9 Консти­туции РФ, требуется наличие двух условий:

внесение предложения надлежащим органом;

поддержка этого предложения Советом Федерации и Госу­дарственной Думой.

Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, порядок работы и принятия решений остались за пре­делом конституционного текста. Указано только (ч. 2 ст. 135), что об этом должен быть принят федеральный конституционный закон (а процедура принятия таких законов, как отмечалось вы­ше, тоже непроста). Такой федеральный конституционный закон пока не принят. Однако компетенция Конституционного Собра­ния Конституцией закреплена.

Конституционное Собрание вправе принять только одно из двух решений:

подтвердить неизменность Конституции РФ;

разработать проект новой Конституции РФ.

Ясно, что в отношении созыва Конституционного Собрания такая альтернатива носит сдерживающий характер. Не очень-то стимулирует к этому перспектива подтвердить неизменность Конституции, и в не меньшей степени — разработать новую Конституцию РФ. Трудность в этом деле состоит в том, что гл. 1 и 2 нынешней Конституции РФ почти стопроцентно соответст­вуют общепризнанным принципам международного права, яв­ляющегося составной частью правовой системы Российской Фе­дерации, а также общечеловеческим представлениям о демокра­тическом правовом государстве.

Но если Конституционное Собрание все же возьмет на себя функции первоначальной учредительной власти и разработает новую Конституцию РФ, то эта Конституция может быть приня­та тоже непростым путем, а именно:

при наличии квалифицированного большинства в две трети от общего числа членов Конституционного Собрания;

вынесением проекта на всенародное голосование (референ­дум).

Однако условие для принятия новой Конституции РФ весьма жесткое. Референдум может быть признан результативным, если за новую Конституцию проголосует более половины избирате­лей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Таковы жесткие гарантии стабильности глав Конститу­ции РФ, имеющих наибольшее значение для установления кон­ституционного строя и защиты прав и свобод граждан. Иной, бо­лее облегченный порядок изменения Конституции касается фе­деративного устройства, механизма государственной власти и местного самоуправления (гл. 3—8).

Поправки к гл. 3—8. Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступа­ют в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Приведенная формулировка ст. 136 породила неопределен­ность в понимании того, какими должны быть наименование и правовая форма документа, содержащего поправку к Конститу­ции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толкова­нии этой конституционной нормы, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ.

Проведенное Судом исследование вопроса привело его к убе­ждению, что предусмотренная ст. 136 процедура принятия по­правок существенно отличается от процедуры принятия как фе­дерального конституционного закона, так и федерального закона. В частности, важно учитывать, что в отличие от поправок феде­ральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изме­нять ее положений, а также не может стать ее составной частью.

Что касается федерального закона, то он не может быть фор­мой принятия конституционной поправки, так как в силу прямо­го указания Конституции РФ для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении феде­рального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального кон­ституционного закона, распространенный на процедуру приня­тия поправок.

На основании этих и ряда других аргументов Конституцион­ный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. пришел к вы­воду о том, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о кон­ституционной поправке, имеющего особый статус и отличающе­гося как от федерального закона, так и от федерального консти­туционного закона. Таким актом является Закон РФ о поправке к Конституции РФ.

Решение Конституционного Суда РФ не могло отрегулировать все вопросы, связанные с принятием конституционной поправки. Конституционный Суд поэтому установил, что законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъек­тов РФ, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопроса о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.

На основе постановления Конституционного Суда РФ был принят и вступил в силу Федеральный закон «О порядке приня­тия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 г. Этим Законом регулируется про­цесс принятия поправок к гл. 3—8 Конституции РФ.

Поправки к этим главам принимаются в форме закона Рос­сийской Федерации о поправке к Конституции РФ.

Предложение о поправке вносится в Государственную Думу Федерального Собрания субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 Конституции РФ. Предло­жение должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об ис­ключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции. По­ступившее в Государственную Думу предложение направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки со­блюдения требований Конституции РФ и Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции (соответствующее дополнение внесено в Регла­мент).

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Рос­сийской Федерации о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. Он считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренный Думой проект в течение пя­ти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Фе­дерального Собрания, где он подлежит обязательному рассмотре­нию в соответствии с Регламентом. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона Совет Федерации вправе внести в Го­сударственную Думу предложение о создании согласительной ко­миссии.

Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения уве­домление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Да­лее, не позднее пяти дней со дня принятия этот закон направля­ется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Законодательный орган субъекта РФ в порядке, устанавливае­мом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон о поправке в срок не позднее одного года со дня его принятия. Да­лее, в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе данное постановление направляется в Совет Федерации. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными органами субъ­ектов РФ закона о поправке, устанавливает результаты этого рас­смотрения. Президент РФ, как и законодательный орган субъек­та РФ, в течение семи дней со дня принятия постановления Сове­та Федерации вправе обжаловать постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда, требую­щего пересмотра постановления Совета Федерации об установле­нии результатов рассмотрения закона законодательными органа­ми субъектов РФ, Совет Федерации на своем очередном заседа­нии повторно рассматривает данный вопрос.

Одобренный законодательными органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательны­ми органами субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официальною опубликования. Президент в срок не позднее 14 дней со дня по­лучения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.

Принятая поправка к Конституции подлежит внесению Пре­зидентом в текст Конституции РФ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал