Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Старожильцы – многие считают, что они первые оказались в креп зависимости, ограничены в праве перехода (свидетели, жившие в местности много лет).
Движение крестьян было весьма сильным – они часто переходили с места на место, от хозяина к хозяину. Повинности зависимых крестьян: 1) Монастырские крестьяне занимаются устройством монастыря: строят дома, ловат бобров, рыбу, пашут поля, убивают двор, а на Петров день дают игумену, что имеют. 2) Пешеходцы – варили пиво, убирали рожь и другое. 3) Холопы (рабы) двух видов: холопы полные, холопы старинные, а в XV веке появляется кабальное холопство. Зависимые крестьяне обладали правом переходом от одного землевладельца к другому, т.е. обладали правами свободы. Оформление крестьянского перехода появляется в Судебнике 1497 года: неделя до и после Юрьева дня. В 1391 году появляется Уставная грамота – крестьяне должны: убирать церковь, косить, огораживать монастырь, ставить хоромы, пахать и т.д. – огромный спектр повинностей – Отработочная лента. Несмотря на свой рост, крупное частное землевладение на Руси в XIV–XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной Руси (а также естественно в Северной) преобладало свободное общинное крестьянское землевладение. Община в XIV–XV вв. называлась волостью, или «черной волостью». Отсюда название – черносошные крестьяне. Вопрос о социальной природе собственности в черной волости – вопрос сложный и спорный. Ряд исследователей полагают, что черные земли находились в полной собственности крестьянских общин. Другая точка зрения исходит из существования на Руси в XV веке государственного феодализма. Следовательно, крестьяне считаются феодально-зависимыми. Наконец, третьи говорят о черных людях как о собственниках земель наряду с государством. Спор о статусе «черной волости» не завершен, но ясно одно: положение черносошных крестьян было лучше, чем частновладельческих крестьян. Татаро-монгольское нашествие нанесло Руси колоссальный урон. Ремесленников уводили в плен, население вырезали, накладывали тяжкую дань. По данным летописи набеги на Русь совершались раз в 6 лет (видимо, учитывались только крупные набеги). После каждого набега надо было восстанавливать все заново, но постепенно жизнь в городах восстанавливаются и к XV веку полностью отстроены. Были известны все виды хлебных и бобовых растений. 4 системы обработки земли – трехполье, подсека (огневое), переложное, пашня наездом. Помимо полевого земледелия развивалось огородничество. Скотоводство – кони, коровы, овцы, бараны, свиньи, козы – реже. Мясо, солонина ветчина, окорока, масло, сыр, сметана, молоко. Были известны все основные типичные для области виды животных. Промыслы: Рыболовство– сети, бредни, удочка. Ез – частокол, который вбивался в реку и оставлялось окно с сеткой. Охота – особенно на северной стороне Руси. На пернатых охотились луками и охотничьими птицами. В любом случае играла подсобную роль. Бортничество – древолазец – добытчик меда. Мед заменял сахар, добывали воск и т.д. Солеварение – в основном добывали на побережье Белого моря (Старая Русса, Торжок, Переяславль-Залесский). Лесные промыслы – из дерева строили постройки, транспорт, орудия труда, отопление, ягоды, орехи, грибы. Лес служил укрытием, но вместе с тем разъединял. Ремеслу был нанесён урон от татар, но оно возрождалось: Железное дело – в домницах (как в городе, так и в деревне), уклад – углеродистая сталь. Популярны были Кузнечное дело (шиты, мечи, кольчуги, шлемы, стрелы, дротики, копья, орудия труда и т.д.), Ювелирное дело (сохраняло много старых способов, появлялись новшества – маленькие фигуры, накладные (впервые встречается на окладе боярина Фёдора Кошки)), Литейное дело (отлитие куполов, пушек, колоколов и другого), Деревообработка (посуда, рамы и другого), Ткацкое дело (изделия из кожи, меха и другое). Также были распространены стеклоделие, гончарное дело. Главными центрами ремесла были города, но многие жили и в вотчинах. Можно говорить и о специализации – в некоторых городах были слободы, населенные ремесленниками одной специальности. Не стоит переоценивать роль внутренней торговли. Широкая внутренняя торговля еще только налаживалась. В большей степени развивалась внешняя торговля. Водными и сухопутными путями велась торговля с Востоком (ткани, меха, оружие, ремесленные изделия – экспорт, хлопчатобумажные ткани, пряности, драгоценные камни – импорт). Русь имела постоянные торговые связи с Западом. Существенное значение для западной торговли имела постройка в 1492 г. Иваном III против Нарвы крепости Ивангород. В целом, внешняя торговля Руси испытывала большие трудности из-за множества факторов. Для дальнейшего экономического развития необходим был выход к Балтийскому морю и контроль за Волжским путем. Татары нанесли огромный урон русским городам. По подсчетам археологов из 74 русских городов 49 были разорены татарами. 14 из них перестали существовать навсегда, а 15 превратились в сельские поселения. Однако постепенно городская жизнь восстанавливалась. В центральном районе в городах жили в основном ремесленники разных специальностей, купцы и другие. Вотчинные ремесленники – зависимые, работали при монастырях, дворах. Крупнейшим центром стала Москва (40 тыс.). Она была изобильна мясом, хлебом, разными товарами для хозяйства, промысловыми товарами и другим. Во внешней торговле большую роль играли Новгород и Псков. Если на Западе в городах возникали элементы капитализма, то у нас они скорее феодализировались. В XIV–XV вв. в Северо-Восточной Руси было (по подсчетам Сахарова) 73 города, то в начале XVI века – уже 140. Города стали не только административными центрами, но и сосредотачивали торговую и ремесленную жизни. Города носили аграрный характер, были тесно связаны с сельской округой. По мнению Фроянова, в городах также начал формироваться феодализм. Феодалы занимали в городах существенное место. Государство не имело права вмешиваться в их жизнь, что тормозило развитие слобод. В Древней Руси города были свободны, в Московской Руси они потеряли свободу. В XIV–XV вв. наметился разрыв города и деревни, произошло формирование класса крестьян (до монгол крестьянства по сути не было).
Российское государство (конец XV-XVII вв.) XV-XVII вв. как переходная эпоха в Европе: от Средневековья к Новому времени. Основные тенденции социально-экономического развития, переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму, кризис религиозного сознания. Возрождение и Реформация в Европе С XV-XVI веков начинается новое потепление климата в Европе, что благоприятствует демографическому подъёму. Начинается активная расчистка и освоение внутренних областей в Европе. Внутренняя колонизация – хозяйственное освоение площадей в Европе, как следствие прогресс в развитии сельскохозяйственных культур. Тогда же в основных чертах складывается районирование Западной Европы. Появляются и развиваются сельскохозяйственные культуры (складывается в XII-XIII веках). Две преобладающие зоны: Южная Европа (Средиземноморская Европа), Северная Европа (Центральная Европа и Скандинавия). Средиземноморская Европа – регион пшеницы, Центральная Европа – регион ржи. С востока приходит гречиха, с юга (из Италии и Испании) рис и рисовые культуры (агрокультурная революция – меню обогащается, и это будет иметь свои положительные последствия). Появляется плуг, система трёхполья, окончательно выводятся породы тягловых лошадей, развивается хозяйственный инвентарь, на Севере появляются ветреные мельницы. Таковы черты базовые элементы культуры европейского общества. Формируются сословия, сословные корпорации, формируется та типичная сословная организация, которая будет преобладать до революции смут в XIX веке. Сословный мир не хаотичен, он имеет свои структуры. Римский папа – глава христианского мира и ответственен за судьбы всей Европы. Европейский христианский мир – это три основных сословия: церковь (люди молящиеся - oratories), монархи и дворянство (дворянин – это тот, кто защищает свою церковь и проливает кровь за неё – belladores), крестьянство (труженики - labradors). Сословия рождаются в эпоху крестовых походов. В эпоху Каролингов есть своеобразные параллели. В XI веке первым даст комментарии и подробно опишет ситуацию с сословиями французский клирик Адельберон из города Лацци в песне Герцогу Флоранскому. Одной из величайших катастроф, поразивших Европу, была бубонная чума, также известная как Чёрная смерть. Были многочисленные вспышки, но самая серьёзная была в середине 1300-х гг., убившая по разным оценкам до трети европейской популяции. Так как многие евреи работали как ростовщики (ростовщичество не позволялось для христиан), евреев часто не любили другие европейцы, таким образом было популярно обвинять их в эпидемии. Это приводило к увеличению преследования евреев в некоторых областях. Тысяча евреев бежали в Польшу которая по иронии судьбы была пощажена первой чумой, но чёрная смерть возвращалась раз за разом. Начиная с XIV столетия, Балтийское море стало одним из самых важных торговых путей. Ганзейский союз, объединение торгующих городов, облегчил включение огромных областей Польши, Литвы и других балтийских стран в европейскую экономику. По традиции конец Средневековья связывают с Падением Константинополя и захват Византии турками-османами в 1453 г. Турки сделали этот город столицей своей Оттоманской империи, которая продержалась вплоть до 1919 г. и включала также Египет, Сирию и большую часть Балкан. XV-XVII вв. – время кардинального изменения политической карты Европы и социально-экономических изменений во многих странах. С исторической сцены исчезают одни нации и государства (Византия, Золотая Орда, Ливонский орден), но в тоже время появляются и заявляют о себе другие (Царство Русское, Османская империя, Речь Посполитая). Порой государства включают в себя огромное количество различных народов, бывших некогда самостоятельными (сербы, болгары, украинцы, молдаване и т.д.). Великие географические открытия середины XV — середины XVII в. были связаны с процессом первоначального накопления капитала в Европе. Освоение новых торговых путей и стран, ограбление вновь открытых земель способствовали развитию этого процесса, положили начало созданию колониальной системы капитализма, складыванию мирового рынка. В этот период происходит стремительное развитие металлургии. То есть металл получается лучшего качества, что влечет за собой развитие машиностроения. В судостроении появляются суда, которые дают возможность плавать на большие расстояния. К концу XV в были значительно усовершенствованы навигационные приборы (компас и астролябия), позволявшие более точно, чем раньше, определять положение корабля в открытом море. Появился новый тип судна — каравелла, которая благодаря системе парусов могла идти и по ветру, и против ветра, достигая скорости 22км/ч. К тому же, появляется информация о морских течениях, приливах и отливах, направлении ветров. Нанесение на карту новых земель подтолкнуло развитие картографии. Кроме того, традиционно европейцы знали только один путь в Индию — через Средиземное море, а затем — по суше. Но Средиземное море было захвачено турками-сельджуками, с 14—15 вв. они господствовали на море, брали высокие пошлины с европейских купцов и пиратствовали. Из-за этого путь через Средиземное море стал очень дорогим и невыгодным, и встал вопрос о поисках новых путей в Индию. Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века. Возрождение делят на 4 этапа:
|