Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Освоение Сибири и Дальнего Востока русскими. Значение присоединения Сибири к России. Россия и Китай
Присоединение Сибири и Дальнего Востока к России в XVII веке. Сибирские земли 87 тыс. км. от Урала до Тихого океана. Плотность населения совсем маленькая, по языку делилась на несколько групп (самадийская, палеазиатская, алтайская, монгольская и другие языковые группы), обитало огромное количество народов (чукчи, коряки и т.д.), занимались в основном собирательством, охотой, рыболовством. Самые отсталые формы развития были у народов северо-восточной Азии (ительмены, чукчи, юнагиры). У якутов и бурятов основное занятие скотоводство. Самые развитые племена Сибири – дауры (жили в бассейне реки Амур, активно занимались земледелием и были достаточно развиты в социально-экономическом отношении). Русские в Сибири – воинские люди, охотники, скупщики пушнины, крестьяне (добровольные и переселённые), преступники. Управление Сибирью – посольский приказ (с конца XVI века), затем приказ казанского дворца, впоследствии в 1637 году был создан Сибирский приказ, который собственно занимался управлением Сибири. Зависимость местного населения от русского населения выражалась в форме дани (ясак), в основном это была пушнина. К концу XVII века численность русских в Сибири было примерно 150 тыс. человек, т.е. по количеству они почти сравнялись с местным населением. Самая главная проблема для русских в Сибири – снабжение хлебом. Первоначально хлеб везли из Восточно-Европейской части России (очень дорого). Остро стоял вопрос о развитии сибирского земледелия, в результате политики переселения крестьян, возник такой разряд крестьян (пашенные люди: обрабатывали землю и большую часть урожая сдавали в пользу государства). Считается, что положение пашенных людей было хуже, чем положение местного (туземного) населения. Когда пришли русские, то прекратились межплеменные конфликты в Сибири, появилась более высокая культура, более совершенные орудия труда. Основные моменты продвижения русских в Сибирь: 1. В самом конце XVI века русские доходят до реки Енисей, кто первым это сделал неизвестно. В 1604 году основывается Томск, в 1607 году Таруханск, в 1617 году Кузнецк, в 1618 году Енисейск, в 1628 году Красноярск, а затем во втором десятилетии XVII века появились сведения о великой реке на Востоке – Лене. 2. В 1625 году русские вышли к реке Лена, а в 1632 году основан Якутский острог, который стал базой для дальнейшего продвижения русских. В 1642 году было образовано Якутское воеводство. 3. Основные походы: 1633-1634 гг. Илья Перфильев и Иван Ребров вышли на реку Оленёк. 1636-1641 гг. – Остник Иванов дошёл до рек Яна и Индигирка. 1642-1643 гг. – Курбат Иванов дошёл до Байкала. 1641-1643 гг. – Михаил Стадухин и Семён Дежнёв дошли до реки Колыма. 4. В 1639-1641 гг. – Иван Юрьевич Москвитин вышел к Тихому океану (к Охотскому морю). Они первыми плавали по Тихому океану, увидели остров Сахалин, получили сведения о даурах, о реке Амур. Первым из русских на Амуре появился Василий Данилович Поярков (1643-1646 гг. – путешествие). Ерофей Павлович Хабаров (1649-1653 гг. – экспедиция) попытался подчинить дауров, но последние платили дань маньчжурам. Первое столкновение русских с маньчжурами – 1652 году (победа русских), но дауры перешли с левого берега Амура на правый берег. 5. Открытие пролива между Азией и Америкой - 1648 год (экспедиция Федота Попова и Семёна Дежнёва). После этих экспедиций Сибирь была известна и присоединена к России, кроме Таймыра, Чукотки, Камчатки. Когда русские стали продвигаться в Сибирь, стало понятно, что на Востоке есть сильное государство – Китай. 1618 год – первое посольство в Китай (Иван Петлин), но дипломата не пустили к императору по причине недостойных подарков. В 1658 году произошло столкновение с маньчжурами (маньчжуры победили), а вскоре маньчжуры захватили Китай. В 1654 году в Китай прибывает торговый караван из России во главе с Петром Ярышкиным. Он прибыл в Пекин, выполнил придворный церемониал, но император стал считать Россию вассалом. В 1656 году прибывает официальное посольство Фёдора Байкова, но его отправили обратно. Потом было несколько посольств в Китай, но нормальных отношений установить не удалось. Спефарий отправился в Китай, составил подробное описание страны. Китайцы решили отодвинуть русских от Амура. В 1685 году осада Албазина, центра русских владений на Амуре. В 1689 году Нерчинский мир (огромная роль русского дипломата и политика Ордина-Нащокина) между Россией и Китаем (мир невыгоден для России): Россия отказалась от нижнего и среднего течения реки Амур. Современная граница между Россией и Китаем появилась уже в XX веке.
Русская культура эпохи образования единого государства. Литература. Архитектура. Общественно-политическая мысль (ереси, «нестяжатели и иосифляне». Теория о «Москве – Третьем Риме». Жития святых. Живопись (Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий). «Хождение за три моря». Культура Руси в XIV-XV веках. В это время выделяется два этапа развития культуры: Первый этап (XIV-XV века) – основная идея – преодоление катастрофических последствий татаро-монгольского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель. Второй этап (конец XV-начало XVI века) – основная идея – укрепление государства, единство и централизация. Фольклор. В XIV веке основная тема творчества – сказания (о битве при Калке, о разорении Рязани Батыем, о битве на поле Куликовом и другие). Былинный жанр после монгольского нашествия постепенно затухает, мы знаем лишь новгородский былинный эпос (Былина о Василии Буслаеве и Садко). Развивается жанр исторической песни (Песня о Щелкане Дюденьковиче – описание событий антиордынского восстания в Твери в 1327 г.). В конце XV-начале XVI века продолжается осовременивание былин киевского цикла в новой форме (герои эпоса – участники борьбы с осколками Золотой Орды). Просвещение. Монастыри – центры книжности и образования: книгописные мастерские и библиотеки (Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий монастыри и другие). В XIV веке на смену пергаменту приходит бумага (из Италии и Франции) – смена графики письма: полуустав и скоропись (с XV века). Литература. В XIV веке основное произведение письменности – летопись (идея единства русской земли, государственный характер), центры Москва, Тверь, Новгород. 1409 год – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись). Литература XIV-XV веков: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о житии Дмитрия Ивановича», «Повесть о Московском взятии земли русской» (события 1382 года), «Хождение за три моря» (первое описание Индии, составленное европейцем), «Повесть о Петре и Февронье Муромских», «Житие митрополита Петра», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» и т.д. «Хожение за три моря» («Хождение за три моря») — памятник литературы в форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474 гг. (датировка Л.С. Семёнова, ранее И.И. Срезневским датировалось 1466—1472 гг.). Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.В 1475 году рукопись оказалась в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева. Позже, в 1489 году, она была воспроизведена в летописном своде, к которому восходят тексты Львовской и Софийской летописей. В тексте многократно встречаются тюркские, персидские и арабские слова в кириллической записи. На смеси этих языков написана последняя часть «Хожения» — заключительная молитва Афанасия Никитина. «Хождение» Афанасия Никитина сыграло важную роль не только в русской, но и в мировой истории. Купец один из первых европейцев побывал в загадочной Индии, он сообщает некоторые сведение о нравах и культуре местных народов. Архитектура. В Московском княжестве каменное строительство появилось с середины XIV века. В 1367-1368 гг. строится белокаменный московский кремль. В 1400 году строится Успенский собор в Звенигороде – древнейший памятник московского зодчества, дошедший до нас. Троице-Сергиев монастырь (Троицкий собор – 1422 г.), Андриапольский монастырь. Ансамбль Соборной площади московского кремля: Успенский собор (Аристотель Фьораванти), Благовещенский собор (псковские мастера), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьтро Антонио Солари) – конец XV века, Архангельский собор (Алевиз Новый) – начало XVI века.Первые белокаменные стены возвели еще при Дмитрии Донском (1367 г.). Столетие спустя в Москве завершилось строительство грандиозного ансамбля Московского Кремля, сохранившегося и доныне. Его стены – красный кирпич в белокаменном фундаменте. Кремль находился на мысу при впадении реки Неглинной в реку Москву, стал одной из крупнейших крепостей.Конец XV-начало XVI веков построены кирпичные стены московского кремля. Архитектура Руси данного периода, как и прежде, была в основном представлена зданиями культового характера. Ранее всего каменное строительство возобновилось в Новгороде. В это время здесь возводится множество небольших, украшенных резьбой храмов. Новгород: церковь Спаса на Ильине улице, Фёдора Стратилата на Фёдоровом ручье, Псков: церковь Василия на Горке. Живопись. Расцвет иконописи и новгородской монументальной живописи. Феофан Грек работал в Константинополе, в Новгороде (церковь Спаса на Ильинской улице), в Москве (иконы Благовещенского и Архангельского соборов) – эмоциональность письма. Андрей Рублёв работал в Москве (фрески Благовещенского собора), Владимире (иконы Успенского собора), икона «Троица» (1425-1427 гг.) – персонажи Рублёва мягче, человечнее, нежнее. Дионисий работал в Москве (иконы и фрески Успенского собора), Ферапонтовом монастыре (роспись церкви Рождества Богородицы) – нежность, изысканность колорита, утончённость. В начале XVI века возникает техника миниатюрной иконописи, установление чётких канонов, жанр исторического портрета (князья, античные мудрецы). Ремесло. Ювелирное дело, работа по серебро, строительное дело (новые методы кладки стен и кровли), деревообработка, литейное дело (государственный пушечный двор, Андрей Чохов отлил Царь-пушку весом 40 тонн). Общественно-политическая мысль. В 1497 году был издан Судебник Ивана III – по всей Руси был выработан Единый правовой документ. Начинают строиться приказы (органы центрального управления) - разрядный (военный), посольский (иностранные дела), разбойный (преступления), челобитный (высший орган контроля), поместный (землевладение). Реформ требовала и армия, сначала интенсивно складываться поместная система (дворянское ополчение). Судебный кодекс Ивана III является первым общерусским законодательством, обобщившим многие предыдущие правовые нормы и вместе с тем отразившим новое в общественной жизни Руси XIV – XV вв. Основной вопрос Судебника – организация судебно-административной системы, как в центре, так и на местах. Вводились 3 типа суда: Суд Великого князя, Суд наместников и Суд волостной. В ряде случаев судопроизводство предусматривало участие «добрых христиан» - представителей крестьян и горожан. Также проводится регламентация пошлин за все виды судебной деятельности. Другая сфера Судебника – социальные отношения. Впервые упоминается такая форма крупного землевладения, как поместное. Оно вместе с черными землями становится в привилегированное положение по сравнению с боярскими и монастырскими землями. Так иск о вотчинной земле можно было предъявлять до трех лет, иск о государственной (помещичьей и черной) – до шести лет. Допускался иск черных крестьян к помещику, что зафиксировало охрану черных земель от частного захвата. Статья 57 «О христианском отказе» вводила одновременный для всего государства срок, в течение которого частновладельческим крестьянам разрешалось покидать своего господина. За неделю до и после Юрьева дня – 26 ноября – связан с окончанием с/х работ. В случае ухода крестьянин платил пожилое (плата крестьянина, уходящего от хозяина). Ряд статей посвящено институту холопства, в частности, ограничении источников пополнения холопов. Особенно сильной оказалась земельная перетряска в Новгороде. Каждый дворянин, получивший землю, должен был являться в армию «конно, людно и оружно». Образование такого мощного государства встревожило Запад. Русь оказалась прямой преемницей Византии (Москва стала третьим Римом). Можно сказать, встал вопрос: быть или не быть такой России, которая сложилась в конце XV века? Концепция «Москва – Третий Рим». Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран как преемников Римской империи. Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» (translatio imperii), использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению к Византии. Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. На европейские языки слова «царь» переводилось как император, так называли императоров Византии и ханов Золотой Орды, а Россия стала как бы правопреемницей этих двух сверхдержав средневековья. Многие западные историки считают Россию империей с 1547 г. (венчание на царство Ивана Грозного), а не с 1721 г. Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации В.С. Иконникова. Согласно данной точке зрения в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем (первое, адресованное дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства): Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣ ди, еже положиша твои прадѣ ды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе». Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и многие другие (например, коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям) присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху и целым рядом иных текстов. Характерно, что в киевских текстах об этих «подарках» нет и упоминания. Представление о Москве как о Третьем Риме сложилось среди русских людей XVI века на почве политических и религиозных воззрений в связи с явлениями общеевропейской истории. Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трёх легенд: · о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка — в 1547 г.); · о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа; · о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам. Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Третьего Рима до конца XVII ст., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлечённых вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное — в воззрениях славянофилов. Ереси. В 1470 году в Новгороде зародились семена ереси, также ересь распространилась и в Москве. Это было временем острых религиозных споров. Еретики: отрицали христианство, требовали радикальной перестройки (которая в любом случае привела бы к хаосу), еретики были близки к этому, среди них были влиятельные люди. Ересь стригольников: критиковали нравы духовенства, мздомство, отрицали таинство причастия и другие обряды. Ересь жидовствующих: не признавали икон и святую Троицу. Еретиком чувствовал себя и великий князь (Новгородский архиепископ докладывал о ереси в Москву, но не было никакой реакции). Они имели политические цели – продвигали на престол сына Ивана III - Дмитрия. Важную роль в борьбе с еретиками сыграли Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий (по значению как Минин и Пожарский). Зародился спор между нестяжателями (Нил Сорский) и иосифлянами (Иосиф Волоцкий). Иосифляне считали, что монастырям необходимы угодья, для благотворительности, а нестяжатели отрицали этот факт. Великий князь в старости отступил от еретиков, был созван церковный собор – еретиков наказали. Во времена Василия III ересь снова подняла голову и тогда ересь была побеждена («придавлена, но не раздавлена»). Итог: в правление Ивана IV в ближайшем окружении царя оказались еретики или им сочувствующие. Возникло 3 угрозы – самодержавию, церкви и вере. Два пути – изменить вектор внутренней политики или «встать за себя» (Иван Грозный). Грозный выбрал второй путь, и поэтому была начата опричнина. «Сказание о князьях Владимирских» — памятник русской литературы XVI века, использовавшийся в политических целях. «Сказание» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус. По сказанию, Прус был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в т.ч. Шапка Мономаха) от византийского императора Константина Мономаха. «Сказание» использовалось в дипломатии Василия III и Ивана IV. Легенды о происхождении великих князей от Августа вошли в Государев родословец (1555 г.), Степенную книгу и «Чин венчания» Ивана IV на царство в 1547 г. Источники этих легенд и время их появления неизвестны; по мнению А. А. Зимина, они возникли в связи с венчанием на престол Дмитрия (внука Ивана III) в 1498 г. По предположению А.Л. Гольдберга, автором сказания был Дмитрий Герасимов, согласно И. Жданову — легенда была создана ранее Пахомием Сербом. Легенды в начале XVI веке были записаны в «Послании» митрополита Спиридона. Неизвестный автор или авторы составили «Сказание о князьях Владимирских» на основе «Послания» в начале XVI века (до 1527 года).
Русская культура в середине-второй половине XVI в. Устное народное творчество. Архитектура. Литература («Великие Четьи-Минеи», «Домострой»). Книгопечатание. Живопись. Ключевые особенности культурного развития в тот период: 1. Необходимость самоидентификации русского народа и, как следствие, размытие различий между отдельными княжествами и формирование общерусской культуры. 2. Возвышение православной церкви как хранительницы культурно-политических традиций русского государства. Прекращение двоеверия. 3. Самоизоляция Руси не только от мусульманских, но и от католических стран. Книгопечатание. В 1563 году была создана типография, возглавили её два человека – Иван Фёдоров и Фёдор Мстиславец. Эта типография в 1554 году выпустила книгу «Апостол», в 1565 году книгу «Часослов». В 1568 году Иван Фёдоров и Фёдор Мстиславец оказались на территории Великого княжества Литовского у гетмана Ходкевича. И возникает вопрос, каким образом они там оказались? Первая версия: преследование со стороны духовенства после смерти митрополита Макария. Вторая версия: отъезд первопечатников был связан с поручением царя (печатать книги в Литве и привлекать людей к православной вере). Что было на самом деле, неизвестно. Иван Фёдоров до самой смерти (1583 год) жил во Львове и печатал книги. В Москве типография продолжала работать, но в 1583 году она сгорела. В 1576 году была создана типография в Александровской слободе. Всего в XVI веке было издано 20 изданий. Фольклор (устное народное творчество). Фольклор XVI в. отличается от предыдущего как по типу, так и по содержанию. Наряду с бытованием жанров прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т.д.), в XVI в. расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. В исторической песне о походе на Казань воспевается умение русских воинов-пушкарей, устроивших «хитрый» подкоп под городские стены. Как умный правитель и полководец изображается в ней сам Иван Грозный. Для его фольклорного образа характерна идеализация. Однако в фольклоре отразились и другие черты его: жестокость, властность, безжалостность. В этой связи характерны новгородские и псковские песни и предания. В песнях о завоевании Сибири, бытовавших в основном среди казачества, главным героем является Ермак Тимофеевич - удалой и смелый атаман вольных людей, народный вожак. В его образе соединились черты героических богатырей русского эпоса с чертами народных предводителей, боровшихся против социальной несправедливости. Интересны песни о героической обороне Пскова во время Ливонской войны. Потерпев поражение, польский король Стефан Баторий зарекается от своего имени и от имени своих детей, внуков и правнуков когда-либо нападать на Русь. Распространенной во времена Ивана Грозного была песня о Кострюке. В ней рассказывается о победе незнатного русского человека («мужика-деревенщины») над князем-иностранцем Кострюком, хваставшимся своей силой, но ставшим посмешищем для всего народа. Литература и летописание. Большая часть грандиозных рукописных историко-литературных трудов связана с деятельностью митрополита Макария. Им и его сотрудниками к 1554 г. были созданы «Великие Четьи-Минеи» - 12-томное собрание всех книг, «чтомых» на Руси: житий и поучений, византийских законов и памятников церковного права, повестей и сказаний. Произведения были распределены по тем дням, в которые их рекомендовалось читать. Другим крупным сочинением стала «Книга степенная царского родословия». В отличие от летописей, где изложение ведется по годам, Степенная книга располагает повествование по «степеням». Каждой степени (а их всего 17) соответствует правление князя (от Владимира до Ивана IV) и митрополита. Этим подчеркивалась идея единства царской и церковной власти. В середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII в. патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. Замечательной чертой этого свода является наличие в нем некоторых данных, относящихся в основном к древнему периоду русской истории, которые не встречаются в других летописях. Авторы Никоновской летописи сделали также попытку не простого изложения материала, а объяснения тех или иных событий. В 70-х годах XVI в. было закончено составление иллюстрированной всемирной истории - Лицевого летописного свода. Он представлял собой 12 фолиантов, иэ которых до нас дошли 10. В сохранившихся томах имеется свыше 16 тыс. миниатюр. В лицевом своде всемирная история излагается как смена великих царств - Древнееврейского, Вавилонского, Персидского, Александра Македонского, Римского, Византийского. Закономерным итогом этого процесса представляется образование Русского государства. Летописи XVI в. представлены также и локальными сочинениями. Например, «Летописец начала царства» описывает первые годы правления Ивана Грозного. В 60-х годах составляется «История о Казанском царстве», которая доказывала историческую справедливость завоевания Казанского ханства. К концу XVI в. относится и одна из редакций «Сказания о начале Москвы». К литературе бытового жанра относится такое оригинальное произведение, как «Домострой», автором которого, вероятно, был протопоп Сильвестр. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления: как воспитывать детей и обращаться с женой, хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей. Наставления, вместе с тем, освящаются авторитетом бога и священного писания. Грамотность и просвещение. Уровень грамотности среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал 15%. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества, знати. Обучение грамоте производилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. За прохождение курса платили «кашей да гривной денег». В ряде школ, кроме обучения непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счетная мудрость»). О развитии просвещения в XVI в. свидетельствует также факт создания при крупных монастырях библиотек. Большая библиотека (не найденная до сих пор) была в царском дворце. Рукописные книги принадлежали частным лицам различных категорий, в том числе простым горожанам и крестьянам. Архитектура и градостроительство. Московская архитектура заимствовала традиции владимиро-суздальской и псковско-новгородской архитектуры. Новое положение города требовало развития монументального строительства. Московский Кремль стал архитектурным символом государственной мощи, стены его стали возводиться заново в конце XV в. в царствование Ивана III. Для перестройки Кремля были приглашены миланские инженеры Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Антон Фрязин (настоящее имя Антонио Джиларди) и др. Под их руководством были возведены Тайницкая, Водовзводная, Спасская, Боровицкая башни. Приглашая иностранных мастеров, Иван III хотел использовать новейшие достижения европейского инженерного искусства, но не забыть при этом национальные традиции. Поэтому строители почти полностью сохранили старое расположение стен, сделав их ещё более величественными и высокими. Кирпичные стены обшей протяженностью более 2 км с 18 башнями оказались не только грозной крепостью, но и замечательным архитектурным произведением. После завершения строительства стен и башен в 1515 г. Кремль стал одной из лучших крепостей Европы. Кремль почти полностью повторял план крепости Дмитрия Донского, новые соборы стали возводиться в основном на местах старых храмов, построенных при Иване Калите. Москва как бы подчеркивала этим свои древние связи. Старые церкви были ветхи и тесны и не отвечали возросшему политическому значению столицы. Новый Успенский собор был призван стать главным храмом Московского государства и затмить своим величием новгородскую Софию. Для сооружения собора из Италии пригласили архитектора Фиораванти, прозванного Аристотелем за «строительную мудрость». Ему было предложено взять за образец Владимирский Успенский собор, так как московские цари считали себя наследниками владимирских князей. Талантливый мастер за короткое время сумел понять красоту и логику древнерусской архитектуры и, введя в постройку наиболее существенные древнерусские формы, творчески соединил их со своими ренессансными представлениями. Архангельский собор Кремля возведен на центральной площади и стал усыпальницей московских царей. Его строительством руководил итальянский зодчий Алевиз Новый, который, сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма с хорами, в наружном убранстве применил пышные архитектурные детали венецианского чинквиченто. Пояс-карниз на стенах, пилястры коринфского ордера, закомары, украшенные белыми раковинами, органично соединились с русскими архитектурными традициями, не нарушив традиционный внешний облик православного храма. Благовещенский собор Московского Кремля был построен русскими мастерами и служил домовой церковью великих князей и царской семьи, поэтому непосредственно сообщался с дворцовыми покоями. Здание собора полностью отвечает русским архитектурным традициям, и в его внешнем облике соединились черты различных архитектурных школ: от Пскова в нем декоративные пояски на барабанах и высокий иодклет; Влади миро-Суздальская школа проявилась в колончатых поясах на апсидах и барабанах; московский архитектурный элемент — оформление здания кокошниками с килевидным завершением в центре. Русские мастера, столкнувшись с западноевропейским искусством, отказались от него в пользу поисков самостоятельного пути вследствие столкновения новых идей со старыми канонами, которыми жила русская культура. Данный период в русской культуре называют Предвозрожлением, но в XVI в. произошла его модификация, выразившаяся, в частности, в новых типах храмов, которые начинают строиться на Руси. Так, появились шатровые (столпообразное сооружение с конструкцией верха в виде шатра) и столпообразные храмы. Церковь Вознесения в Коломенском является наиболее знаменитым шатровым храмом. Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом византийского крестово-купольного храма. Композиция церкви складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами — притворами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. Храм Вознесения, легкий, устремленный ввысь, удивительно гармоничный, в то же время торжественно монументален. Помимо оригинальной архитектурной идеи здание поражало современников архитектурным декором — капителями, карнизами и орнаментальным узором кирпичной кладки самого шатра. Храм Покрова Богородицы на Рву, более известный всему миру как собор Василия Блаженного, является не менее замечательным памятником архитектуры XVI в. Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником в честь покорения Казанского ханства. Архитектурный ансамбль собора, имеющий в плане сложную звездчатую форму, состоит из девяти столпообразных разновысоких храмов: центральная шатровая церковь окружена восемью другими. Все его части поднимаются из единого мощного каменного помоста и соединяются галереей-гульбищем. Первоначальную цветовую гамму здания образовывало сочетание красного кирпича с белым резным декоративным камнем, в котором гармонировали сверкающие главы, крытые белым железом, и цветные майоликовые украшения центрального шатра. Нарядные луковичные главы собора появились в конце XVI в., а цветистая роспись в XVII-XVIII вв. Живопись. Для иконописи XVI в. было характерно и возвеличивание официальных политических идей средствами искусства. Так появилась знаменитая икона «Церковь воинствующая», или «Благословенно воинство Небесного Царя». На ней изображено возвращение русского войска после Казанской победы. Ясна основная идея произведения — апофеоз московского воинства под предводительством Ивана Грозного. Но аллегорическая форма выражения идеи Казанской победы и триумфа Москвы не заглушают ни ощущения живой природы с ее широким пространством, ни жизненных сил людской воинской толпы, разделившейся на три горизонтально протяженных потока. Эта икона фактически подводит вплотную к светской картине. Светские жанры в это время активно развиваются. Различные миродержавные теории, вселенские и космологические концепции идеи государственности, а также династические интересы способствовали становлению чувства историзма, все более освобождающегося от аллегорической формы. В росписи Золотой палаты Кремлевского дворца было немало композиций исторического характера: крещение Руси, история царских регалий Владимира Мономаха, поход Мономаха на Константинополь и т.п. В росписи Грановитой палаты была развернута генеалогия Рюрика, история раздела Киевской земли князем Владимиром и т.д. Музыка. В XV-XVI вв. была переосмыслена идея ангелогласного пения, с которой связывалось одноголосное унисонное пение. Это произошло одновременно с изменением в иконописи, в которой начиная с XV в. активно развивается иконография Троицы. Как «Троица» Рублева стала наивысшим выражением богословского учения, так идея триединства выразилась в русской церковной музыке особой формой многоголосия - троестрочием. Свое название это пение получило от системы записи: голоса записывались поочередно по строкам красным и черным цветом один над другим и складывались в разноцветную партитуру. Главным из голосов был средний — «путь», так как он вел мелодию знаменного распева. Над ним располагался «верх» — дублирующий голос, под ним — «низ». На долгое время на Руси сохранился обычай поручать наиболее важные песнопения, особенно многолетствования, трем юношам, которых называли исполатчиками (от грсч. исполла эи деспота «многая лета тебе, господин»). Прообразом троестрочного пения, видимо, послужила библейская история из книги пророка Даниила о трех отроках, не пожелавших поклониться золотому истукану, за что они были ввергнуты царем Навуходоносором в огненную печь, но воспели там благодарственную песнь Богу и были спасены ангелами, спустившимися с неба. Создание троестрочного пения принадлежит распевщикам Савве и Василию Роговым, новгородским мастерам, которые считались самыми авторитетными музыкантами Москвы второй половины XVI в. Изменился и традиционный знаменный распев. Оставаясь в границах одноголосного хорового пения, русские распевщики сумели создать несколько новых распевов. Например, возникло путевое знамя, которым исполнялись стихиры, сопровождавшие разного рода церковные шествия. В конце XVI в. появился большой распев, характеризующийся неисчерпаемостью мелодического богатства. Новым явлением стал демественный распев, отличавшийся великолепием, пышностью и помпезностью звучания. Его название связано с должностью регента хора — доместика, хранившего в памяти мелодии, не подчиненные традиционным законам.Развитие русской певческой культуры обусловило появление в Москве хора государевых певчих дьяков. Он делился на несколько групп певцов — станицы. Во главе хора стоял головщик. В хоре также был уставщик, отличавшийся хорошим голосом (обычно баритоном) и знавший богослужебные правила; он отвечал за обучение молодых певцов и заботился о порядке. Этот хор под разными названиями просуществовал более 300 лет. Быт и нравы русского общества. Семейные отношения. Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод («распуст») разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался. Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд – «постриги» - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После пострижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться «днем ангела»), а день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником. Все источники свидетельствуют, что в эпоху средневековья чрезвычайно велика была роль ее главы. Он представлял семью в целом во всех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже - в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имущества и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых он мог выдать замуж или женить против воли. Церковь порицала его только в том случае, если он доводил их при этом до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. «Домострой» - энциклопедия русского быта 16 века - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением. Внутриусадебный семейный быт был долгое время сравнительно замкнутым. Однако простые женщины - крестьянки, посадские - вовсе не вели затворнический образ жизни. Свидетельства иностранцев о теремном затворничестве русских женщин относится, как правило, к быту феодальной знати и именитого купечества. Их редко выпускали даже в церковь. Трудовые будни и праздники. Сведений о распорядке дня людей в средневековье осталось немного. Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма поражало иностранцев). затем вновь начиналась работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам. Гостеприимство и этика. Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января ст. ст. В этот день патриарх освящал воду Москва - реки, а население города совершало обряд Иордани (омовения святой водой). По праздникам устраивались и уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи, известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник. Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. Однако расхожие представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5-6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Содержание частных кабаков строго преследовалось. Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду и т.п. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с 16 века - в карты, привезенные с запада. Любимым развлечением царей и знати была охота. Таким образом, хотя жизнь русского человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки не всегда обращают должное внимание.
Русская культура в XVII в. Устное народное творчество. Зодчество и изобразительное искусство. Литература. Развитие науки и техники. Образование и просвещение (Славяно-греко-латинская академия). Культурные связи с Западной Европой. Быт различных слоёв населения Основные тенденции отечественной культуры. Культура и быт русского народа в 17 веке испытывали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: «обмирщение», проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья была скорее их следствием. При этом и «обмирщение», и «европеизация» сопровождались движением общественного развития к расколу. Действительно, 17 век - это бесконечная цепь волнений и бунтов. И корни волнений находились не столько в экономической и политической плоскостях, а по всей видимости, в социально-психологической сфере. На протяжении всего века шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения же были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения. В 17 веке Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней весьма тесные торговые и дипломатические отношения, использовала европейские достижения в науке, технике, культуре. До определенной поры это было именно общением, о какой-то подражательности не было и речи. Россия развивалась вполне самостоятельно, усвоение западноевропейского опыта шло естественным путем, без крайностей, в рамках спокойного внимания к чужим достижениям. Русь никогда не страдала болезнью национальной замкнутости. До середины 15 века происходил интенсивный обмен между русскими и греками, болгарами, сербами. У восточных и южных славян существовали единая литература, письменность, литературный (церковнославянский) язык, которым, кстати, пользовались также молдоване и валахи. Западноевропейское влияние проникало на Русь через своеобразный фильтр византийской культуры. Во второй половине 15 века в результате османской агрессии Византия пала, южные славяне потеряли свою государственную независимость и полноту религиозной свободы. Условия культурно обмена России с внешним миром существенно изменились. Хозяйственная стабилизация в России, развитие товарно-денежных отношений, интенсивное складывание общероссийского рынка на протяжении 17 века - все это объективно требовало обращения к техническим достижениям Запада. Правительство Михаила Федоровича не делало проблемы из заимствования европейского технологического и экономического опыта. Слишком свежи были в памяти людей события Смутного времени и роль в них иностранцев. Поиск экономических и политических решений, исходивших из реальных возможностей, был характерен для правительства Алексея Михайловича. Результаты этого поиска были вполне успешными в военном деле, дипломатии, строительстве государственных дорог и т.д. Положение Московской Руси после Смуты было во многих отношениях лучше, чем ситуация в Европе. 17 век для Европы - это время кровопролитной Тридцатилетней войны, принесшей народам разорение, голод и вымирание (результатом войны, к примеру, в Германии стало сокращение численности населения с 10 до 4 млн. человек). Образование и просвещение. Считается, что среди дворян было около 50 % грамотных, среди крестьян было 20 % и были группы населения поголовно грамотные – купцы, духовенство, дьяки, подьячие. Площадные подьячие – составляли документы по заплату (неграмотный мог заплатить и ему напишут грамоту или челобитную). В 1621 году появляется первая рукописная газета – «Куранты» в 1 экземпляре. Изменилась сама система письма, если в XVII веке писали не уставом, а скорописью. Увеличивается потребность в бумаге, во второй половине XVII веке в России построены бумажные мельницы, бумагу часто закупали за границей, в основном во Франции и Голландии. Быстро увеличивалось книгопечатание. Работало более 50 человек. Были изданы сотни книг, например, «Азбука» (1634 год), «Грамматика» (1648 год), «Таблица умножения» (1671 году), в 1672 году открылась первая книжная лавка. Большое количество людей приезжало из Украины и Белоруссии (Епифаний Словенецкий и Симеон Полоцкий). Появляются училища – училище в Андреевском монастыре. В 1665 году основана школа в Заиконоспасском монастыре во главе Симеоном Полоцким. В 1687 году появляется Славяно-греко-латинская академия (готовили не только духовных, но и светских специалистов, изучали латынь, греческий, польский языки, стихосложение, богословие, риторику). Самые талантливые юноши из знатных семей отправлялись учиться за рубеж. Литература и публицистика. Литература 17 века в значительной степени освобождается от религиозного содержания. Мы уже не встречаем в ней различного рода «хождений» в святые места, святых поучений, даже сочинений типа «Домостроя». В том случае, если отдельные авторы и начинали свое дело как сочинители религиозные, то все-таки большую часть их творчества представляла литература светского содержания. Так выписанные для перевода Библии с греческого языка на русский (попутно заметим, что такая потребность была вызвана тем, что древнерусские иерархи, поднимавшие спор из-за написания имени Иисус, из-за того, сколько раз произносить «аллилуйя» не имели в своем распоряжении даже исправного текста Библии и на протяжении веков прекрасно без него обходились) из Киево-Печерской лавры монахи Е.Славинецкий и С.Сатановский не только справились со своей основной задачей, но и пошли гораздо дальше. По заказу московского царя они перевели «Книгу врачевскую анатомию», «Гражданство и обучение нравов детских», «О граде царском» - сборник всякой всячины, составленный из греческих и латинских писателей по всем отраслям тогдашнего круга знаний от богословия и философии до минералогии и медицины. Были написаны сотни других сочинений. Стали выходить книги, содержащие различные научно-практические сведения. Шло накопление ественнонаучных знаний, выпускались пособия по математике, химии, астрономии, географии, медицине, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: события начала века, утверждение во главе государства новой династии, требовали осмысления. Появились многочисленные исторические повести, где представленный материал служил извлечению уроков на будущее. Наиболее известные исторические сочинения того периода «Сказание» Аврамия Палицына, «Временник» дьяка И. Тимофеева, «Словеса» князя И.А. Хворостинина, «Повесть» князя И.М. Катырева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд «Синопсис» (т.е. обозрение), в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли «Степенная книга» - систематизированная история Московского государства, «Царственная книга» - одиннадцатитомная история иллюстрированная история мира, «Азбуковник» - своего рода энциклопедический словарь. Немало новых тенденций проникло в литературу, появились вымышленные персонажи и сюжеты, стали распространяться сатирические сочинения на бытовые темы «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ерошовиче», «Повесть о Горе-Злосчастии» и др. Герои этих повестей пытаются освободиться о религиозных догм, и в тоже время житейские мудрости «Домостроя» остаются непреодолимыми. Народно-обличительное и одновременно автобиографическое представляет собой и творчество протопопа Аввакума. «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» с подкупающей откровенностью рассказывает о мытарствах многострадального человека, посвятившего всю свою жизнь борьбе за идеалы православной веры. Лидер раскола для своего времени был исключительно талантливым писателем. Язык его сочинений удивительно прост и в то же время выразителен и динамичен. В 1661 г. из Полоцка в Москву приезжает монах Самуил Петровский-Ситнианович. Он становится учителем царских детей, автором од во славу царской фамилии, оригинальных пьес на русском языке «Комедия притча о блудном сыне», «Царь Новохудоносор». Так Россия обрела своего первого поэта и драматурга Семеона Полоцкого. Наука и техника. Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и «травников». В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки «для лечбы» ратных людей. Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу», в Новгороде создается «Чертеж... городам русским и шведским до Варяжского моря». Расширению географических представлений способствовали материалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). После 1683 г. возникло «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». Оно и предыдущие описания, и чертежи подготовили труд С.У. Ремизова «Чертежная книга Сибири». Царь-пушка стала памятником русской артиллерии и литейного искусства, отлита из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе. Архитектура и градостроительство. В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Многие постройки возводились мастерами Приказа каменных дел (образован в конце XVI в.). К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми «колоннами». Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его «восьмым чудом света». В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые здания. Строили также ярусные церкви. В целом деревянное зодчество испытывало обратное влияние каменной архитектуры. Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых храмов, этот тип стал преобладающим в церковной архитектуре. В Москве возводятся церковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках, в Алексеевском монастыре в Угличе – «дивная» Успенская церковь, имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом монастыре - церковь Зосимы и Савватия Соловецких, а также храмы в Вязьме, в селе Остров (под Москвой), в Муроме и Устюге. Все они отличались, как правило, богатым архитектурным убранством и орнаментикой, придающим зданиям нарядность. Вместе с тем, под влиянием Никона в середине - второй половине XVII в. осуществляется строительство ряда монументальных построек, выполненных в традиционном стиле предыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор московского Ново-Иерусалимского монастыря, для постройки которого были использованы модель храма над «гробом господнем» в Иерусалиме - главной христианской святыни. Еще ранее возводятся здания Валдайского Иверского монастыря. В 1670-1680-х годах строится ансамбль построек ростовского митрополичьего двора - Ростовский кремль. Жилой комплекс здесь сочетался с храмовым. Все постройки окружали массивные стены с башнями. Заказчиками церквей выступали не только «власть предержащие», но и прихожане - жители посадов и сел. Поэтому говорят даже о посадском направлении в зодчестве. Характерным здесь является культовое строительство в Ярославле, одном из крупных ремесленно торговых центров. Примеры этого: храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста, Николы «Мокрого», грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Примечательны церковные постройки и в других городах: Костроме, Романове-Борисоглебске. В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко. Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим «двуцветием»; использованием только красного и белого цветов. Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевские башни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде), создавая парадный въезд в Кремль. На всех башнях появляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатных крыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид: оборонно-крепостной его облик уступает место торжественному ансамблю. Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространство Кремля. Выдающимся светским сооружением является Теремной дворец (1635-1636). Он представлял собой трехэтажное на высоких подклетях здание, заканчивающееся высоким «теремком». Здание было богато украшено: золотая кровля, два пояса изразцовых карнизов, каменная резьба. Декоративным убранством отличается золотое крыльцо. На формы отделки непосредственно оказало влияние деревянное зодчество. В ином стиле возводятся там же Патриаршие палаты с Крестовым залом, здание Земского приказа. Примером поисков нового оформления зданий общественного назначения стала построенная Михаилом Чоглоковым Сухарева башня. Над массивным первым ярусом (подклетом) располагались два яруса подклетного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу шла широкая парадная лестница. В XVII в. получает дальнейшее развитие торговопромышленное строительство. Так, гостиные дворы сооружаются в Китай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельский гостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м, окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри его размещалось более двухсот торговых помещений. Живопись и изобразительное искусство. В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых идеолог старообрядцев Аввакум. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона «Спас нерукотворный». Широко известно другое его произведение – «Насаждение древа государства Всероссийского». На фоне Успенского собора помещены фигуры Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих большое древо, на ветвях которого укреплены медальоны с портретами князей и царей. С левой стороны на картине стоит Алексей Михайлович, с правой - его супруга с детьми. Все изображения портретны. Кисти Ушакова принадлежит также икона «Троица», на которой появляются реалистические детали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи. Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стала школа ярославских мастеров. Традиционные церковно-библейские сюжеты на их фресках начинают изображаться в образах привычной русской жизни. Чудеса святых отходят на второй план перед обыденными явлениями. Особенно характерна композиция «Жатва» в церкви Ильи Пророка, а также фресковые изображения в церкви Иоанна Предтечи. Ярославские живописцы являлись также одними из «пионеров» в разработке пейзажа. Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение «парсунного» письма - портретных изображений. Если в первой половине века «парсуны» выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изображения Ивана IV, Федора Иоанновича, М.Скопина-Шуйского), то во второй они стали принимать более реалистический характер («парсуны» царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, стольника Г.П.Годунова). Театр. Большой популярностью в народе, как и прежде, пользовались представления скоморохов - бродячих артистов. Скоромошьи «игрища» продолжали во многом еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение. Против них власти боролись. В 1648 г. царская грамота запретила эти «позорища» (зрелища), «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» предписывалось ломать и жечь. За ослушание ведено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые «приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать». Новым явлением стало возникновение первого придворного театра в 1672 г. Первоначально труппа театра набиралась из жителей Немецкой слободы, в последующее время появляются русские актеры - из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Разыгрывались в основном пьесы на легендарно-исторические («Артаксерксово действо») и библейские («Юдифь») сюжеты. Появляются и светские «комедии»: «Комедия о Тамерлане и Баязете», «Комедия о Бахусе с Венусом». Ставились также балетные спектакли. После смерти Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.
|