![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные пути преодоления последствий объективных факторов виктимизации.
Важно выделить те факторы, предпосылки, под воздействием которых человек превращается в жертву неблагоприятных условий социализации. Под виктимогенными понимают факторы, которые по отношению к конкретному человеку играют деструктивную роль в его адаптации и социализации. По своей совокупности их можно классифицировать по следующим основаниям: 1) имеющие постоянный характер: сиротство, инвалидность; 2) появляющиеся на определенном возрастном этапе и ведущие к дезадаптации и десоциализации: алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.; 3) неустранимые (с позиции способности государства обеспечивать адаптивность среды жизнедеятельности человека): инвалидность, ограниченные возможности; 4) предотвращаемые или изменяемые, негативно влияющие на человека, факторы: противоправное поведение, алкоголизм, наркомания и др.; 5) определяющиепроблемность человека: кризисное состояние, аутичность и др.; 6) специфические (негативно направленные) жизненные обстоятельства: болезнь, миграция, влияния виктимогенной группы; 7) последствия природных катаклизм: землетрясения, наводнения, климатические аномалии и др. Виктимологическая профилактика — организованная целенаправленная деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т. д.), направленная на выявление и устранение различных виктимологически значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений. Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает также помощь и поддержку лиц, ставших жертвами неблагоприятных факторов окружающей жизни. С этой целью необходимо следующее: а) выявление субъектной предрасположенности человека к виктимизации и определение перспектив преодоления или минимизации влияния субъектности; поддержка лиц, группы подверженных виктимологическому воздействию, формирование у них виктимологической устойчивости выявление лиц, виктимологической направленности воздействия на отдельную личность, группу; б) выявление внешних виктимизирующихфакторов, влияющих на человека; изучение особенностей их влияния на личность (группу); реализация социально-педагогической деятельности по нейтрализации влияния объективного фактора виктимизации человека. Проблема социально-педагогическойвиктимизации человека сложная. Ее изучение позволяет искать наиболее оптимальные пути предупреждения и преодоления различных видов виктимизации человека (группы). Трудная жизненная ситуация по отношению к человеку носит виктимный характер. Оказавшись в такой ситуации, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвим в отношении трудной жизненной ситуации является ребенок. На него она особенно воздействует негативно, виктимно, оказывая влияние на адаптацию и социализацию растущего ребенка.
|