Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 14.
1. Методика работы над стилистическими понятиями на уроках РЯ В Яш. Система обучения стилистики – единый процесс, направленные на овладение школьниками опорными знаниями и умениями по стилитиске РЯ, характер взаимосвязанностью и взаимообусловленностью составляющих его компонентов Стилист умения занимают особое место среди речевых. Так как требуют постоянной активной маыслит детятельности. При формировании стилист понятий нужно исходить из положения о том, что только сознательное овладеие научной терминологией вляется необходимым условием правильногог обобщения, следовательно, формирования соответствующего понятия. Необходимо учитывать: хотя в понятии выделяется только общее, жто не значит, что оно противостоит единичному и собенному. При форм понятий по стилистике утснанавливаются отношения их общности и соподчинения. Проиллюстр данную закономерность можно на примере таких понятий. Как стиль, стилист норма, стилист ошибка, жанры речи, н-р, стил норма находится в тесной связи с понятием стиль, что объясняется спе5цификой нормы для разнывх стилей. Стилист ошибка находится в определен отношении к стилист ошибке.речевой жанр достигнем при изучении понятия стиль, классификация стилей, стилевые черты. Для эффективности процесса обучения стилистике в школе изучение стилист понятий нужно проводить в определ системе. Во взаимосвязи с другими понятиями о науки о языке, что позволяет ограничиваться изучением лишь элементов стилистики. Для осознания стилистических понятий необходима опора на имеющиеся у детей сведения из других разделов науки о языке – фонетике, лексике, грамматики. 1этап – интуитивное представление школьников о существовании правильностей-неправильностей использования речевых средств в определенных условиях. Попытка определить характер выявления неправильностей, отсутствие у школьников теоретических положений. 2 этап – первичное знакомство с теоретическими положениями. Внимение обращается на внешнюю сторону явления, на стилевую доминанту 3 этап – понимание теоретичсекого положения, включающего знакомство не только с поверх признаками, но и с глубинными понятиями. Стилистика как наук, накопление терминов. 4 этап – усвоение стилистических понятий – гибкость мытслит деятельности 5 этап – овладение стилистическимипонятиями – характеризуется умением правильно и целесообразно использовать стилистические средства на основе приобретеннызх стилистических хнаний. 2.Основные типы словарей РЯ и методика работы с ними на уроках РЯ В НШ. Лексикография – раздел языкознания, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование. Первым в отечественной науке к проблеме типологии словарей обратился Л.В.Щерба. Он предложил классификацию словарей, в основе которой лежат 6 противоположений: - Словарь академического типа – словарь-справочник. Словарь АТ является нормативным, описывающем лексическую систему данного языка: в нем не должно быть фактов, противоречащих современному употреблению. В противоположность АС словари-справочники могут содержать сведения о более широком круге слов, выходящих за границы нормативного литературного языка. - Энциклопедический словарь – общий словарь. Противопоставление Э (описывают вещь, реалию) и лингвистических словарей (описывают слова). - Тезаурус – обычный (толковый или переводной). Т считаются словари, в которых приводятся все слова, встретившиеся в данном языке хотя бы один раз. - Обычный (толковый или переводный) словарь – идеологический (идеографический) словарь. В ИС слова-понятия должны быть классифицированы так, чтобы показать их живую взаимосвязь. - Толковый словарь – переводной словарь. - неисторический словарь – исторический словарь. Типологические признаки лингвистических словарей. Различают следующие лингвистические словари: 4. С точки зрения = отбора лексики: словари тезаурусного типа; Словари, в которых лексика отбирается по определенным параметрам. = по сфере употребления: диалектный, терминологический, поэтической лексики и тд. = исторической перспективе: архаизмов, историзмов, неологизмов. = происхождению: иностранных слов и тд. 5. С точки зрения раскрытия отдельных аспектов (параметров) слова: этимологические, грамматические, орфографические, орфоэпические, словари служебных слов и тп. 6. С точки зрения раскрытия системных отношений между словами: гнездовые, словообразовательные, омонимические, синонимические, антонимические словари. 7. С точки зрения выбора единицы описания: морфем, корней, аффиксов, фразеологизмов и тд. 8. С точки зрения описания отдельного диахронического среза: исторические, разных эпох современного языка. Современные словари РЯ: толковые словари, словари неологизмов, словари иностранных слов, словари антонимов, словари омонимов, фразеологические словари, идеографические словари, словари»крылатых слов», словари эпитетов, орфографические словари, орфоэпические словари, словари сокращений и тд.
|