![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 20.
1. Развитие письменной русской речи учащихся ЯШ. Письмо как вид речевой деятельности представляет собой сложный комплекс умений, включающий технику письма (каллиграфию, графические и орфографические навыки) и создание продукта речи – письменного текста. Письменная речь как процесс создания речевого продукта в письменной форме представляет сложную творческую деятельность, поэтому овладение навыками создания письменной речи представляет для учащихся большие трудности. Письменная речь как продуктивный вид речевой деятельности характеризуется сложным психофизиологическим механизмом. В создании письменной речи участвуют слуховые, речедвигательные, зрительно- графические, моторные анализаторы. Кроме того письмо функционирует во взаимосвязи с другими видами речевой деятельности. Создание письменной речи сопровождается чтением, внутренним проговариваем, аудированием. В психологической литературе доказано, что письменная речь следует за внутренней речью (за внутренним проговариванием). Итак, формирование и совершенствование письменной речи учащихся требуют целенаправленной работы на уроках русского языка, которая строится с учетом структурных и психологических особенностей письма как продуктивного вида речевой деятельности. Многообразие продуктов письма обуславливает многообразие видов работ по развитию письменной речи учащихся, направленные на формирование умений самостоятельно создавать письменные высказывания разных типов и жанров. Чтобы научить школьников созданию письменных текстов используются следующие виды заданий: - анализ текстов; - составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов высказывания; - редактирование текстов; - установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания) и др. Развитию связной письменной речи способствуют следующие виды работ: изложения, сочинения, письменные ответы на вопросы составление деловых бумаг, написание рецензий, отзывов, аннотаций, свободный и творческий диктант и другие. Как видим, в практике обучения письменной связной речи учащихся на уроках русского языка наблюдается многообразие форм и видов работ, способствующих формированию и совершенствованию умений школьников в создании письменных высказываний разных типов и жанров речи. Среди наиболее эффективных форм работы при обучении письменной связной речи являются изложения и сочинения. Изложение – это передача в письменной форме прослушанного лил прочитанного текста. Значение изложения как вида работы по развитию связной письменной речи учащихся: 1) обогащает словарный запас учащихся; 2) способствует развитию мышления учащихся; 3) прививает умение излагать мысль логично и последовательно; 4) способствует закреплению и углублению знаний по грамматике; 5) развивают навыки слушания, запоминания, воспроизведения текста; 6) подготавливают учащихся к написанию сочинений. Виды изложений: а) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые; б) по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием; в) по осложненности языковым заданием: - изложения, в которых требуется воспроизвести, употребить определенные языковые средства, - изложения, в которыхсодержание исходного текста передается в другой форме; г) по особенностям структуры исходного текста: изложение-описание, изложение-повествование, изложение-рассуждение; д) по цели проведения изложения: обучающие и контрольные. Проведение обучающих изложений включает несколько этапов, которые в зависимости от вида изложения и степени подготовленности учащихся могут варьироваться (некоторые этапы могут быть опущены). 1 этап: подготовка учащихся к восприятию текста (вступительная беседа). 2 этап: чтение текста учителем. 3 этап: беседа по содержанию. 4 этап: составление плана и структурной схемы текста. 5 этап: словарно-стилистическая работа. 6 этап: устный пересказ. 7 этап: повторное чтение текста. 8 этап: написание изложения, редактирование. Контрольное изложение проводится по следующей схеме: 1) вступительная беседа; 2) чтение текста учителем; 3) словарно-фразеологическая работа; 4) повторное чтение текста учителем; 5) написание изложения. Итак, нами рассмотрены значение изложения в системе работы по развитию связной речи учащихся, виды изложений и этапы обучающих и контрольных изложений. Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу учащегося, в которой он излагает собственные мысли, переживания, суждения. В сочинении содержание, композиционное оформление, выбор языковых средств решается учеником самостоятельно. Являясь высшей формой продуцирования письменной речи, сочинение требует от учащихся целого ряда умений, основными из которых являются: 1) умение определять основную мысль высказывания, раскрыть тему сочинения; 2) умение собирать и систематизировать материал для сочинения; 3) умение композиционно правильно строить сочинения разных типов; 4) умение точно, ясно, стилистически правильно выражать свои мысли; 5) умение совершенствовать написанное. Виды сочинений: - по тематике: на лингвистические тема и темы из жизни (так называемые свободные темы); - по источнику получения материала (один или несколько источников): на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, музыкальных впечатлений, спектаклей, кинофильмов и т.д.; - по психологическому источнику: память (сочинение по памяти), восприятие (сочинение по наблюдениям), воображение (сочинение по воображению); - по объему: сочинения-миниатюры (на узкие, конкретные темы); - по осложненности дополнительным языковым заданием: сочинения по опорным словам и конструкциям, сочинения с употреблением группы определенных языковых средств, сочинения с обнаружением определенных языковых средств в созданном тексте. В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ проверенных работ в классе. Схема подготовительного урока к сочинению: 1. Постановка цели урока. 2. Анализ текстов-образцов. 3. Редактирование текстов негативного характера. 4. Уточнение задачи сочинения (речевой ситуации). Итак, рассматривая особенности обучения письменной связной речи учащихся на уроках русского языка, следует отметить, что целью обучения является формирование и совершенствование умений школьников создавать определенные тексты, речевые произведения. В школьной практике изложения и сочинения являются наиболее эффективными формами работы по развитию связной речи школьников. 2. Методика обучения орфографии в ЯШ. Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков. Основная цель обучения школьников орфографии – формирование орфографической грамотности, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Выделяют два уровня овладения орфографической грамотностью: абсолютная и относительная грамотность пишущих. Абсолютная орфографическая грамотность – это умение пользоваться всеми действующими в настоящее время правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность – это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку. В школе ставится задача сформировать относительную орфографическую грамотность. Особенностью школьного курса орфографии является рассредоточенное ознакомление с орфографическим материалом, параллельное соизучение с разными разделами языка: фонетикой, морфологией, словообразованием. На реализацию формирования орфографической грамотности предусмотрено 11 лет обучения, которые можно разделить на 4 этапа: 1 этап: 1 – 4 классы; 2 этап: 5 – 7 классы. Эти два периода составляют специальное изучение орфографии. 3 этап: 8 - 9 классы представляют повторение орфографии при изучении синтаксиса и пунктуации. 4 этап: 10 – 11 класс связан с закреплением и совершенствованием орфографических умений в связи с выполнением письменных работ по русскому языку и литературе. Ведущим, как видим, является 2 этап (5 -7 кл.) в которых изучаются основные орфографические правила, включенные в школьную программу. В процессе обучения орфографии учитель опирается на ряд лингвистических понятий. Одним из ведущих понятий в обучении орфографии является понятие орфограмма. Орфограмма – это написание слова, соответствующее определенному орфографическому правилу. Одной из главных задач обучения орфографии в школе – формирование орфографической зоркости учащихся, т.е. способность, умение быстро обнаруживать в тексте, предназначенном для записи или уже записанном, орфограммы, определить их по опознавательным признакам. Орфографическое правило – это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или орфограммы. Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условия выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Например, правило: «В приставках на з и с перед звонкими согласными пишется з, перед глухими – с». Большинство орфографических правил констатирующие. В регулирующих орфографических правилах указывается способ действия учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Например, правило: «Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, где после проверяемой согласной стоит гласная». Усвоение того или иного написания строится с учетом того, к какому принципу орфографии относится написание: морфологическому, фонетическому, традиционному (историческому), дифференцирующему. Итак, лингвистические предпосылки являются важными в процессе формирования орфографического навыка. В процессе обучения орфографии, как и во всех других случаях, большое значение имеет развитие у детей внимания и памяти, формирование у них установки на запоминание. Вместе с тем есть специфические психологические факторы, влияющие на овладение орфографией: орфографический навык, орфографическая память. Орфографический навык – это совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся. Формирование орфографического навыка включает следующие этапы: - материальный (наличие плана, таблицы, схемы, алгоритма); -речевой (ученик проговаривает вслух, комментирует свои действия); - умственный (все операции совершаются в уме, про себя). В формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная (кинестетическая) и моторная. Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов. Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания. Речедвигательная (кинестетическая) память опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав слова в мускульных движениях органов речи. Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. Практика показывает, что следует опираться одновременно на все виды орфографической памяти. Школьный курс орфографии строится с учетом последовательности использования методов обучения, предложенных Л.П. Федоренко: - во-первых, практические; - во-вторых, теоретические; - в-третьих, теоретико-практические. К методам теоретического изучения орфографии относят: 1) анализ звукобуквенного и морфемного состава слова; 2) выведение орфографического правила; 3) составление алгоритмического предписания; 4) ответы на вопросы (устные и письменные); 5) письменные работы по орфографии типа сочинения; 6) обобщение материала на специальных уроках. В усвоении теоретического материала по орфографии важную роль играет выведение обобщающего правила. Значение этого этапа работы состоит в том, что учащиеся подводятся к пониманию орфографии как системы. Непременным условием усвоения орфографического правила является: 1) участие в выведении обобщающего правила самих учащихся; 2) дополнение правила алгоритмическим предписанием о способах применения правила; 3) показ учащимся образца выполнения на практике; 4) строгая последовательность операций на первоначальном этапе; 5) отработка правила в широком контексте, в естественной речевой ситуации, когда изучаемая орфограмма включается в ранее изученные орфограммы. К теоретико-практическому методу относятся приемы: - орфографический разбор; - комментированное письмо; - этимологический анализ слова; - составление орфографических таблиц. К методам практического обучения орфографии относят: 1) словарно-орфографические упражнения; 2) письменные работы с грамматико-орфографическими заданиями; 3) работу над орфографическими ошибками; 4) диктанты (объяснительные, предупредительные, выборочные, распределительные).
|