Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа исторической науки о принципах.






Но должны ли мы ввиду вышеизложенных сомнений вообще отрицать право психологии народов на существование? Принадлежат ли ее проблемы, как это может показаться после изложенных выше разъяснений, всецело другим областям знания, так что для нее уже не остается самостоятельной задачи? Такое заключение, действительно, было сделано. В особенности его выдвигал Герман Пауль в своем почтенном и важном труде «Prinzipien der Sprachgeschichte». Однако он приходит к этому взгляду, отправляясь с точек зрения, несколько отличающихся от развитых выше.

Пауль исходит в своих разъяснениях их деления всех наук на науки о законах и на исторические науки. Первые распадаются на естествознание и психологию, последние – на исторические науки о природе и на исторические науки о культуре. Наукам о законах совершенно чуждо понятие развития, оно даже несоединимо с понятием этих наук; напротив, в исторических науках, понятие развития господствует над всем. Этот антагонизм между обеими областями требует примирения в третьей, стоящей между ними области, – в науке философии истории, или науке о принципах. То, что Лацарус и Штейнталь считали задачей психологии народов, по Паулю, как раз будет задачей науки о принципах, которая, по его мнению, дает столько разветвлений, сколько существует в известной степени отграниченных друг от друга областей исторического развития. Поэтому все усилия этих наук о принципах должны быть направлены на выяснение того, как при условии постоянных сил и отношений возможно тем не менее развитие. Так как существуют лишь индивидуальные души, то, по мнению Пауля, возможна лишь индивидуальная психология. В связанном с человеческим обществом культурном развитии не могут выявиться никакие силы, не существовавшие уже раньше в отдельной душе, поэтому и в развитии культуры не может быть никаких законов, которые уже не действовали бы в отдельной душе.

Конечно, уже Лацарус и Штейнталь не упустили из виду возможность этого последнего, основанного на отрицании существования мифологической «души народа», возражения. И, по их мнению, «душа народа» в собственном смысле этого слова немыслима. Но и для индивидуальной психологии (так сейчас же отвергается это само собой возникающее возражение) «познание души», т. е. ее субстанции или качества, отнюдь не является целью и даже не представляет собой существенной стороны ее задачи. Задача психологии, скорее, в «изображении психического процесса или прогресса – следовательно, в открытии законов, по которым совершается всякая внутренняя деятельность человека, и в разъяснении причин и условий всякого прогресса и всякого повышения в этой деятельности». Поэтому психология у Лацаруса и Штейнталя называется также «наукой о духе», тогда как «наука о душе» будет, скорее, частью метафизики или натурфилософии, поскольку под «душой» мы будем понимать сущность, или субстанцию души, а под «духом» – деятельность души и ее законы. В этом смысле можно говорить если не о душе народов, то, во всяком случае, о духе народов, совершенно так же, как мы говорим об индивидуальном духе, и психология народов может развиваться наряду с индивидуальной психологией с равным правом на существование.

Редко кто-либо из приверженцев субстанционального понятия о душе с большей несомненностью признавал его полную непригодность для психологического объяснения, чем это сказывается в приведенных выше цитатах из обоих гербартианцев. В особенности замечательно, что вопрос о субстанции души перенесен из психологии в натурфилософию, которая, действительно, является истинным источником этого понятия; при этом несомненно, что натурфилософия образовала его не ради собственных нужд, но ради мнимой услуги психологии. Если же отклонить эту помощь, как мы видели выше у Лацаруса и Штейнталя, то непонятным становится, какое вообще значение должно иметь это понятие. Во всяком случае в учении о душе еще ясно сказывается влияние метафизических точек зрения. Лацарус и Штейнталь фактически отреклись от основной предпосылки Гербарта, и лишь благодаря этому для них стало возможным прийти к идее психологии народов. Герман Пауль возвращается к точному толкованию Гербарта, и так как, согласно этому пониманию, возможна лишь ин­дивидуальная психология, то он вполне последовательно от­рицает право психологии народов на существование. Замеча­тельно, однако, то, что Лацарус и Штейнталь, отрекаясь в принципе от основной точки зрения Гербарта, придерживаются тем не менее отдельных его предпосылок: хотя они и говорят о процессах развития также и в индивидуальной душе, все же в основе всех их объяснений лежит гербартианская идея механизма представлений, в сущности, исключающая всякое развитие. Если все психические процессы от самых низших до самых высших основываются на однообразном повторении той же самой механики представлений, то условия всякого развития последовательным образом разложатся на внешние, случайные взаимодействия с окружающей природой. Так и сам Гербарт, совершенно в духе основной своей предпосылки, допускал, что различие между человеком и животным в конце концов основывается на различии физической организации и на тех обратных воздействиях, которые она оказывает на душу. Нигде с большей ясностью не проглядывает бессознательный материализм, лежащий в основе всей метафизики души. И в этом пункте Пауль остается верным гербартианской метафи­зике. Психология, согласно Паулю, – «наука о законах», поэтому понятие развития чуждо ей. Находимые ею абстрак­тные законы предшествуют всякому духовному развитию: развитие всегда является позднейшим продуктом культуры, т. е. взаимодействия этих законов духовной жизни с внешними материальными условиями и влияниями. Но рассмотрение продуктов этого взаимодействия – дело историческогоиссле­дования.

Однако и Пауль не может не признать (вместе с Лацарусом и Штейнталем), что законы душевной жизни – в установлении которых и заключается задача психологии как науки о зако­нах – должны заимствоваться не из понятия души, привне­сенного со стороны, но из самого внутреннего опыта. Но тогда истинным объектом психологии будут, как это признали уже Лацарус и Штейнталь, в сущности, данные состояния сознания.Душа при этом будет уже не сущностью, находящейся вне этих данных душевных переживаний, но самими этими пережива­ниями; другими словами: различение между душой и духом, которое и без того уже перенесло понятие души из психологии в метафизику или даже в натурфилософию, в психологии совершенно лишено объекта. Если она и называет, согласно традиционному словоупотреблению, объект своего исследова­ния душой, то под этим словом подразумевается лишь сово­купность всех внутренних переживаний. Многие из этих переживаний, несомненно, присущи большому числу индивиду­умов; мало того, для многих продуктов душевной жизни, например языка, мифических представлений, эта общность является прямо-таки жизненным условием их существования. Почему бы в таком случае не рассматривать с точки зрения актуального понятия о душе эти общие образования представ­лений, чувствования и стремления как содержание души народа, на том же основании, на котором мы рассматриваем наши собственные представления и душевные движения как содер­жание нашей индивидуальной души; и почему этой «душе народа» мы должны приписывать меньшую реальность, чем нашей собственной душе?

Конечно, на это можно возразить, что душа народа всегда состоит все же из единичных душ, причастных ей; она – ничто вне последних, и все, что она порождает, приводит нас с необходимостью назад, к свойствам и силам индивидуальной души. Но если, как это само собой разумеется, предварительные условиявсего, что порождается известным составным целым, уже должны содержаться в его членах, то этим отнюдь еще не утверждается, что все продукты, создаваемые составным целым, вполне объяснимы из предварительных его условий. Скорее, можно ожидать, что совместная жизнь многих оди­наковых по организации индивидуумов и вытекающее из этой жизни их взаимодействие между собой должны – как вновь привходящее условие – порождать и новые явления со свое­образными законами. Хотя эти законы никогда не могут противоречить законам индивидуального сознания, однако они отнюдь не содержатся благодаря этому в последних, совер­шенно так же, как и законы обмена веществ, например, в организмах не содержатся в общих законах сродства тел.

В психологической области к этому присоединяется еще тот своеобразный момент, что реальность души народа для нашего наблюдения является столь же изначальной, как и реальность индивидуальных душ, в связи с чем индивидуум не только принимает участие в функциях общества, но в еще большей степени, может быть, зависит от развития той среды, к которой он принадлежит. Так, например, логические сочетания пред­ставлений относятся уже к области индивидуально-психологи­ческого исследования. Но вместе с тем ясно, что язык и связанное с его эволюцией развитие мышления оказывают столь сильное влияние на логические сочетания представлений индивидуума, что все попытки отвлечься от этого влияния при исследовании индивидуального сознания должны остаться тщетными. Поэтому если мы будем придерживаться лишь фактов и отбросим совершенно бесполезные для исследования метафизические гипотезы, то психология народов вполне удержит за собой право на существование. Хотя обсуждаемые в ней проблемы, в общем, и предполагают индивидуальную психологию, однако и психология народов во многих отно­шениях, в особенности при анализе сложных душевных про­цессов, может оказывать влияние на объяснение индивидуаль­ных состояний сознания.

По-видимому, однако, не только указанный метафизический предрассудок преграждает путь к признанию новой психоло­гической дисциплины: Пауль приводит в защиту своего мнения еще два фактических основания. Во-первых, всякое взаимо­действие индивидуумов, а следовательно, и всякая культура, обусловлены в то же время и физическими влияниями; поэтому культурно-исторические области не могут быть объектами чисто психологического, только на душевные процессы направлен­ного исследования. Во-вторых, всякая история культуры пред­ставляет собой развитие, психология же – наука о законах, цель ее лишь установить однообразно, на всех ступенях развития действующие законы, а не проследить и даже вывести само развитие.

Однако я не могу признать основательными и оба эти возражения, так как, по моему мнению, они опираются на ложное понятие о психологии. Прежде всего, такая психология должна установить законы душевной жизни как таковые, т.е. независимо от каких-либо влияний физической среды. Но существуют ли совершенно независимые от физических вли­яний душевные явления, которые можно было бы понять в их причинной связи помимо всякого отношения к физической среде? Наша душевная жизнь, от простых ощущений органов чувств и восприятия до наиболее сложных мыслительных процессов, связана с теми отношениями к физической организации, которые мы, оставаясь на почве эмпирического психологического исследования, должны понимать как физи­ческие влияния в том же смысле, в каком мы пытаемся свести, например, культурное развитие в его различных разветвлениях к взаимоотношению психики с внешними природными усло­виями жизни. Механика души, трактующая представления как воображаемые сущности, подчиненные совершенно не зави­сящим от физических влияний законам движения и тормо­жения, представляет собой совершенно трансцендентную дис­циплину, не имеющую ничего, кроме названия, общего с действительной психологией, стремящейся понять данные душевные состояния в их условиях и взаимоотношении.

Это же понятие мнимой механики души, относящееся к действительной психологии так же, как метафизические воз­душные замки, изображающие мир в себе, к действительному природоведению, делает для нас понятным и второе возра­жение: психология – «наука о законах»; поэтому понятие развития не только чуждо психологии, но даже находится с ней в противоречии. Конечно, с тем понятием о душе, которое служит этому психологическому учению как бы мишурным украшением, понятие о развитии может находиться в проти­воречии. Но противоречит ли оно также действительной душевной жизни, как она дана нам в неискаженном психо­логическими гипотезами виде в фактах индивидуального со­знания? Не будет ли здесь все опять-таки развитием, начиная с простейшего восприятия органов чувств и кончая возникно­вением наиболее сложных эмоциональных и мыслительных процессов? Если психология, насколько это для нее осущес­твимо, и должна свести эти явления к законам, то, во всяком случае, не путем абстрагирования этих законов от фактов самого духовного развития. Мы никогда не должны забывать, что «законы», устанавливаемые относительно какой-либо об­ласти фактов, сохраняют свое значение, лишь пока они действительно приводят эти факты в объясняющую связь. Законы, не удовлетворяющие этому требованию, не помогают познанию, а тормозят его. Но есть ли более значительный факт как в индивидуальной, так и в общей душевной жизни, чем именно факт развития?

И в этом случае, как это вообще часто бывает, правильному пониманию предмета, по моему мнению, помешало примене­ние не идущих к делу аналогий. Рассматривая механику и абстрактную физику как образец, которому должна подражать всякая объяснительная наука, забывают о различии условий обеих областей знания. Если психологию и можно вообще сравнивать в методологическом отношении с какой-либо естественнонаучной дисциплиной, то прежде всего, конечно, с физиологией (поскольку же речь идет о психологии человека – с физиологией человека), а не с механикой и абстрактной физикой, возникшими из исследования наиболее общих и совершенно неизменных свойств материального мира. Ведь ни один физиолог не согласится с тем, что вопрос о развитии жизни и жизненных функций не подлежит суду физиологии и что физиология не должна, в конце концов, открыть «за­коны», объясняющие нам это развитие. Если это положение бесспорно в физиологии, то тем более, по моему мнению, оно имеет значение и для психологии. При исследовании физи­ологических процессов во многих случаях – когда дело идет лишь о понимании механических или химических процессов в организме – все же можно отвлечься от вопроса о генезисе. В психологической же области все как раз втянуто в поток того никогда не успокаивающегося духовного становления, которое хотя и может принять иные формы в области ис­торических явлений, однако и здесь в своих основах остается тождественным индивидуальной духовной эволюции, ибо вся­кое историческое развитие имеет свой источник в основных фактах духовной эволюции, проявляющихся и в индивидуаль­ной жизни. Если, следовательно, когда-либо удастся в этой области подвести факты под законы, последние никогда не будут в состоянии удовлетворить нас, если сами они не будут по большей части носить характер законов развития.

Психология поступает при этом не иначе, чем всякая другая наука о духе. И языковедение, несмотря на то что его объект непрестанно изменяется в потоке исторического развития, отнюдь не отказывается от формулировки эмпирических за­конов. Для сущности дела неважно при этом, распространя­ются ли подобные обобщения на более узкую или более широкую область. Важно то, что эмпирические законы, на­ходимые естествознанием, в последней инстанции – как все в совокупности, так и отдельно взятые – являются законами развития. Законы перехода звуков, например, устанавливают, как звуковой состав одного языка или группы языков изме­няется с течением времени. Законы образования форм уста­навливают, как сложились формы речи и какие видоизменения они претерпели. Если психология обозначает известную зако­номерность в душевных явлениях как «законы», не дающие непосредственного познания данного момента в течении ду­шевных процессов, то законы эти, в сущности, представляют собой лишь кажущиеся исключения. Дело обстоит в этом случае так же, как и при установлении законов грамматики, когда отвлекаются от изменений звуков речи и форм, чтобы представить организм данного языка в определенном, прини­маемом за неизменное, состоянии, или так же, как при установлении тех законов физиологии, в основу которых кладутся данные исключительно в развитом человеческом организме условия жизни. Так, законы ассоциаций и аппер­цепции для определенной ступени развития сознания в из­вестной мере приобретают общезначимость. Но сама эта ступень представляет собой звено в длинной цепи процессов развития, и психологическое понимание законов, имеющих для нее значение, всегда предполагает знакомство с низшими формами душевных явлений, из которых развились их более высокие формы.

Душевная жизнь в сознании человека иная, чем в сознании высших животных, отчасти даже психика культурного человека отличается от психики дикаря. И совершенно тщетны были бы надежды на то, что когда-нибудь нам вполне удастся подвести душевные явления высшей ступени развития под те же «законы», которым подчинена психика на низшей ступени эволюции. Тем не менее между обеими ступенями развития существует тесная связь, которая и помимо всяких допущений генеалогического характера ставит перед нами задачу рассмот­рения законов высшей ступени развития душевной жизни в известном смысле как продукта эволюции низшей ступени. Все духовные явления втянуты в тот поток исторической эволюции, в котором прошлое хотя и содержит в себе задатки развития законов, пригодных для будущего, однако эти законы никогда не могут быть исчерпывающим образом предопределены про­шлым. Поэтому в каждый данный момент можно в крайнем случае предсказать направление будущего развития, но никогда – само развитие. Главнейшая причина этого лежит в том, что уже при развитии общих функций сознания наряду с благоприятными для этого развития условиями, содержащими­ся в самих фактах психической жизни, важную роль всегда играет влияние внешних условий окружающей среды. Эта зависимость развития психики от окружающей природы делает неприемлемой фикцией допущение психологических законов, предшествующих всякому отношению к физической органи­зации и обращающих последнюю разве что в средство для достижения своих целей. Психология всюду имеет дело с процессами развития, которые, подобно всем духовным про­цессам, связаны с многочисленными внешними отношениями и с отношением к своему собственному телу. Поэтому в психологии так же невозможно установить законы душевной жизни в их абстракции от всех этих отношений, как и во всякой другой области исторического развития. Только в том случае, если мы допустим понятие «закона» не в принятом во всех эмпирических науках смысле абстрактного обобщения известных закономерных явлений в опыте, но придадим ему значение выведенной из метафизических предпосылок нормы, которой действительность по каким-либо основаниям должна подчиняться a priori, – лишь в этом случае «законы» примут вид таких вне всяких условий времени и внешних условий вышестоящих норм. Но такие не выведенные непосред­ственно из предмета психологии, а привнесенные в нее из чуждой области законы до сих пор всегда оказывались непри­годными для объяснения душевных явлений, хотя не было, как это само собой разумеется, недостатка в попытках искус­ственным образом связать их с фактами. Но если бы даже подобная попытка и удалась, все же эти мнимые законы оставили бы незатронутой как раз главную проблему психо­логии – вопрос о развитии психики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал