Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучающее взаимодействие тренер - игрок. (прямая и обратная связь) Тренерские ключи Указания тренера Самокоманды игрока 1) * оценка игровой ситуации *
(прямая и обратная связь)
Блок
Блок очень важный элемент в волейболе. Авторитеты утверждают, что блокирование – основа обороны команды и в то же время – самый сложный технический элемент игры. Я с этим мнением не очень согласен. Все-таки, я считаю, что передача сверху самый сложный элемент, блок также сложный элемент, но не настолько. При выполнении блока блокирующий игрок должен следить не за мячом, а за движением нападающего. «Блок лишен смысла, если блокирующий смотрит только за мячом». Когда блокирующий по передаче мяча определит место для толчка и займет его, он все внимание переносит на нападающего игрока, который получил передачу на удар. Мяч в это мгновение не интересует блокирующего, так как мяч не может перейти на его сторону без удара нападающего! Поэтому блокирующий в прыжке должен не смотреть на мяч, а внимательно следить за действиями нападающего: за положением его груди, лица, за движением ударяющей руки, за кисточкой. Исходя из этих наблюдений, блокирующий определяет, в каком направлении будет произведен удар, и перемещает в этом направлении свои ладони для блока. Осознанный блок основан на том, что блокирующий видит, куда будет нанесен удар, и наглухо закрывает своими ладонями это направление. «Блокируя, смотри на бьющего, а не на мяч. Наблюдай за разбегом, замахом и конечным движением кисти». Есть разные виды блока – одиночный и групповой. (На фото видно, как построен групповой блок, он построен правильно. Также хочу заметить кисти у крайнего блокирующего (который возле антенны) смотрят в площадку. Это важно и правильно). Игроки, которые блокируют по краям сетки, должны поворачивать хотя бы одну крайнюю кисть в площадку. Иначе для умного и грамотного нападающего не составит сложности сыграть от края кисти в аут. Владислав Андроникович говорил: «сильный и точный удар в самый край блока всегда будет победным очком». На его тренировках я в этом убедился. Организованный блок - правильно построенный сомкнутый групповой блок, закрывающий наиболее вероятное направление удара и создающий максимальные проблемы атакующему. В современном волейболе различают два основных способа постановки одиночного блока – зонный и подвижный. Под зонным блоком подразумевается такое блокирование, когда блокирующий закрывает только одно, заранее определенное, направление нападающего удара, независимо от того, куда в действительности будет выполнен удар. Под подвижным подразумевается такое блокирование, когда блокирующий в каждом случае старается закрыть действительное направление данного удара, определяя его по действиям игрока осуществляющего удар, и по качеству передачи. Когда нападающий противника искусно выполняет сильные удары в различных направлениях, зонный блок мало полезен. Чтобы закрыть действительное направление каждого удара, более целесообразен подвижной блок. Зонный блок значительно проще в обучении и совершенствовании. Если в волейбольных командах есть высокие блокирующие, то они закроют сетку просто физически. Зачехлить – выиграть очко блоком. Техническое исполнение блока: 1. игрок располагается в непосредственной близости у сетки, ноги на расстоянии одной ступни от сетки, на ширине плеч, согнуты в коленях 2. руки согнуты в локтях, ладонями вперед 3. перемещение осуществляется приставными или скрестными шагами, заканчивается прыжком с последующим отталкиванием двумя ногами 4. руки помогают прыжку, как при нападающем ударе, но со значительно меньшей амплитудой и больше согнуты в локтях 5. после отталкивания руки выносятся вверх – вперед кратчайшим путем. Расстояние между руками и сеткой минимальное, препятствующее прохождению мяча между предплечьями и сеткой. Жесткость блока обеспечивается натяжением рук вперед-вверх (контролируются локтевые суставы) и напряжением кистей и пальцев 6. в момент прыжка и при блокировании туловище вертикально, голова ровно 7. выбор места отталкивания определяется характером разбега нападающего соперников: блокирующий занимает позицию на воображаемой линии, продолжающей разбег нападающего 8. выбор времени отталкивания зависит от высоты передачи для нападающего удара: чем выше передача, тем позже отталкивание 9. после блокирования руки опускаются не сразу, а некоторое время удерживаются вверху. После приземления игрок готов к следующим действиям. Когда игрок ставит блок, он должен следить за движением нападающего, и переносить руки за ним. Смотреть нужно на кисть нападающего, ведь игрок может выйти по прямой и покажется, что он будет нападать в ход, а он в последний момент переведет мяч в линию. При выполнении блока нужно учитывать, что нападающий зависает в воздухе гораздо дольше, чем блокирующий. Также блокирующий должен следить за выходом под мяч нападающего и за развитием атаки противника. Очень частая и грубая ошибка у блокирующих, что они прыгают на блок в той ситуации, в которой атака не возможна. (на фото снизу заметно, что игрок который ставит блок стоит сильно далеко от сетки, и руки находятся не максимально близко к сетки. В данном случае мяч проваливается между сеткой и блокирующим. Это типичная ошибка многих блокирующих). Также видно, что это игрок первого темпа. У игроков центра сетки и крайних блокирующих есть небольшая разница при построении блока. Центральный блокирующий (игрок первого темпа) независимо от всего должен четко играть со ‘‘своим игроком’’. То есть он должен прыгать вместе с ним или хотя бы на 0, 5 секунды позже, не больше, вместе с ним ходить напротив него. В то время как игроки с краев сетки могут прыгать на блок позже нападающих, в зависимости от передачи. Блокирующий должен прыгать ровно и четко вверх, он не должен в воздухе наклоняться со стороны в сторону, а если заметил, что нападающий изменит направление полета мяча, переместить он должен руки. При выполнении блока, игрок должен условно ‘‘словить мяч’’, мяч должен попасть прямо в ладони при этом от ладоней ровно и четко упасть прямо вниз на стороне противника. (на фото видно, как растянут блок. Игрок первого темпа, не успевает пристроится к крайнему блокирующему и получается разрыв блока). Это ошибка. Для нападающего удобно нападать, если против него играет только один блок. Также надо учитывать при групповом блоке и то, что блокирующий при приземлении на пол не должен разводить руки в разные стороны, он их должен опускать ровно вверх-вниз. Иначе партнер по команде просто получит удар по голове. При прыжке на блок отталкиваться нужно в последний момент (большей степени касается игроков края сетки) потому, что при блоке прыжок гораздо ниже, чем при нападающем ударе с разбега. И логически приходит вывод, если игрок будет отталкиваться в последний момент, то блокировать противника он сможет в самой высокой точки. В современном волейболе есть много вариаций при блоке. Чем более вертикальный прыжок, тем лучше (блокирующий не должен летать вдоль сетки). Я наблюдал за игрой сборной Бразилии и заметил, что у них очень часто менялись местами связующий, блокирующий и доигровщик (на первой линии). И только ради блока. Блокирующий перемещался во 2-ю зону, доигровщик на место центрального блокирующего, а связка страховал их в 4-й зоне. А зачем? Да затем, что связка, как правило, ниже ростом, и против высоких нападающих со стороны противника, они выставляли самых высоких блокирующих со своей стороны. Также Владислав Андроникович рассказывал мне: «Как-то раз мой воспитанник Максим Пантелеймоненко, обыграл тройной блок классным ударом. Максим атаковал пайпом из 6-й зоны, и он видел блок и понимал, что обыграть его практически невозможно. Но он раскрутил мяч кистью, и мяч, описав дугу вокруг блока, вернулся назад в 6-ю зону только на другой стороне площадки». Это был невероятный удар, он очень сложный в исполнении. У меня такие удары начали прорисовываться, но не очень часто, для этого нужно понять, что мяч это часть тебя. Мяч это часть твоей руки, и задать мячу такую траекторию какую задаешь руке с кистью. Еще надо учитывать потоки воздуха, особенно в больших залах. «В волейболе главное не проиграть первые три партии». Также было бы не плохо, если бы в каждой команде на каждой линии был игрок, который руководил бы действиями блокирующих. Для блокирующего надо закрыть определенную зону своего игрового поля, предоставив игрокам задней линии оборонять остальные участки площадки, что при скорости полета мяча 40-50 м/сек (мужские команды) исключительно сложно технически. Или не дать возможность бьющему игроку атаковать с максимальной силой в желаемом для него направлении, то есть пытаться закрыть истинное направление нападающего удара, вынуждая нападающего обводить блок кистевыми, резаными и другими ударами, которые уже могут быть обработаны в защите. «Блокирование требует исключительного зрительного мастерства». Правильное «один в один» блокирование предполагает, что направление удара определяется наблюдением за позицией бьющего игрока с последующей концентрацией зрения на его замахе. Затем все внимание блокирующего переноситься на точку удара. Главное при постановке блока – внимательное наблюдение за нападающим. В прыжке игрок должен следить за действиями нападающего соперника, тогда блок будет гораздо результативней. Блокирующий должен определить направление удара по следующим действиям нападающего: - направлению разбега - положению туловища игрока перед ударом - направлению движения руки - заключительному движению кисти В 2007 году на семинаре тренеров США последовательность зрительного контроля при постановке блока преподносилась следующим образом: «Работа глаз: мяч – связующий – мяч – нападающий».
|