Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Союз Беларуси и РоссииСтр 1 из 6Следующая ⇒
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ» МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра: «Теории государства и права» КСР ПО ТЕМЕ: «Республика Беларусь-Член Содружества Независимых Государств» ТЕМА КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «Республика Беларусь-Член Содружества Независимых Государств» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1.Республика Беларусь - субъект СНГ. 2. Общая характеристика органов СНГ. Их правовое положение, деятельность и акты. 3.Перспективы развития Содружества Независимых Государств. 4.Правовая основа Союзного государства от 8 декабря 1999 г. Международная правосубъектность и задачи Союзного государства. 5..Права и обязанности граждан в Союзном государстве.
8 декабря 1991 г. Республика Беларусь, Россия и Украина подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 бывших республик СССР. Латвия, Литва, Эстония в состав СНГ не вошли. Учредительными документами СНГ являются: Соглашение о создании СНГ, Алма-Атинская Декларация, Устав СНГ и др. В начальный период своего создания СНГ рассматривалось как форма цивилизованного развода бывших союзных республик и раздела имущества бывшего СССР мирным путем. Сегодня в СНГ господствует стремление государств к экономическому и политическому взаимодействию на просторах бывшего СССР. Страны - участницы СНГ сотрудничают в различных сферах: государственно-политической, социально-экономической, научной, культурной, экологической, правовой, внешнеполитической и др. Все органы СНГ имеют исключительно консультативные и координационные функции. Координирующие высшие органы СНГ: 1. Совет Глав Правительств. В его состав входят Президенты стран-участниц. 2. Совет Глав Государств. В его состав входят Премьер-министры. 3. Межпарламентская Ассамблея 4. Совет Министров иностранных дел 5. Совет Министров обороны 6. Координационно- консультативный комитет 7. Экономический совет 8. Экономический суд Деятельность Совета Глав Государств и Совета Глав Правительств регулируется следующим образом: при принятии решений в этих Советах каждое государство имеет один голос. Решения принимаются с общего согласия, консенсусом. За каждым государством признается право неучастия в решении того или иного вопроса. Совет Глав Государств обсуждает и принимает принципиальные решения, связанные с деятельностью государств-участников в сфере их общих интересов. В соответствии с Уставом СНГ он собирается на заседания 2 раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов. Совет Глав Правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Периодичность заседаний данного Совета - 4 раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе Правительства любого из государств- членов. Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА) состоит из парламентских делегаций стран СНГ, состав которых обновляется к каждому заседанию, Совета Ассамблеи, постоянных и временных комиссий, вспомогательных органов и Секретариата Совета МПА. Межпарламентская Ассамблея обсуждает широкий круг политических, социально-экономических и иных проблем, представляющих общий интерес. Все делегации стран-участниц имеют один голос. Пленарные заседания МПА проводятся не реже 2 раз в год. Решения в МПА принимаются консенсусом, т.е. достижением согласия его участников. МПА не наделена законодательными полномочиями, она имеет консультативные и координационные полномочия. Важнейшая функция МПА - сближение национальных законодательств стран - участниц СНГ. Эта задача решается путем принятия модельных (рекомендательных) актов, которые направляются парламентам стран - участниц СНГ для использования в их законодательной деятельности. Координационно-консультативный комитет СНГ является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом. Комитет вырабатывает предложения по вопросам сотрудничества в рамках СНГ, организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, выносимых на заседания Совета Глав Государств и Совета Глав Правительств, содействует работе других органов в рамках Содружества. Столицей СНГ является город Минск. СНГ - уникальное своеобразное объединение государств, которое в процессе функционирования реализует различные виды связей между собой, характерные для федеративных, конфедеративных, ассоциативных международно-правовых форм объединений государств.
Союз Беларуси и России После распада СССР 26 июня 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь были установлены дипломатические отношения. 21 февраля 1995 г. в городе Минске Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Договор вступил в силу 11 августа 1995 г. 26 мая 1995 г. у белорусской деревни Речка убран символический таможенный знак, что означало ликвидацию границы между Беларусью и Россией. 27-28 февраля 1996 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко привез в Москву исторические предложения, направленные на тесное сближение двух стран. 2 апреля 1996 г. в городе Москве Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным подписан Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об образовании Сообщества Беларуси и России. Договор вступил в силу с 29 августа 1996 г. Цель создания Сообщества - объединение материального и интеллектуального потенциалов обоих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности. Высшим органом Сообщества, Высшим Советом, в который входили главы государств и правительств, руководители парламентов сторон, а также председатель Исполнительного Комитета, был принят ряд важных решений. Так, 22 июня 1996 г. были приняты следующие решения: «О Таможенном Комитете Сообщества», «О беспрепятственном обмене жилых помещений», «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Исполнительным Комитетом Сообщества Беларуси и России 11 апреля 1996 года было принято постановление № 1 «О равных правах граждан на получение образования», а 16 мая 1996 г. принято постановление № 2 «О взаимном предоставлении гражданам Беларуси и России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи».
Договор содержал конкретные направления работы органов Сообщества: проведение общей экономической и социальной политики, разработка и реализация совместных программ; формирование единой энергетической, транспортной систем и системы связи; взаимодействие в решении вопросов занятости населения; формирование единой нормативно-правовой базы и др. Однако Договор четко не прописывал механизма реализации задач, поставленных перед органами Сообщества. Кроме того, в развитии рыночных реформ Россия опережала Беларусь. 2 апреля 1997 г. в Москве президенты А.Г. Лукашенко и Б.Н. Ельцин подписали Договор о Союзе Беларуси и России. По инициативе А.Г. Лукашенко Сообщество преобразуется в Союз двух государств. Одновременно был принят Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и Российской Федерацией по вопросу о доработке и принятии Устава Союза Беларуси и России, который публиковался в виде проекта для всенародного обсуждения гражданами Республики Беларусь и гражданами России. 23 мая 1997 г. в г. Москве Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным подписан Устав Союза Беларуси и России. Договор и Устав о Союзе Беларуси и России вступили в силу 11 июня 1997 г. По выполнению Договора и Устава органами Союза проведена большая работа. Интеграция между государствами стала более тесной. Был осуществлен ряд совместных крупномасштабных программ и проектов, направленных на наращивание промышленного и научно-технического потенциала государств, для граждан двух государств были сняты пограничные и таможенные барьеры, предоставлены равные права в области образования, трудоустройства и оплаты труда, приобретения и использования имущества. Высшим Советом Союза Беларуси и России принято свыше 40 решений по вопросам внешней политики, военной политики и безопасности, охраны границ, борьбы с преступностью, финансового и таможенного законодательства, коммуникаций и информатизации и др. Однако существовали и определенные трудности в реализации положений Договора и Устава Союза. В России быстрыми темпами шла приватизация государственной собственности, в Беларуси она развивалась более медленно. Этот и другие факторы затрудняли сотрудничество двух стран: практически отсутствовали крупные финансово-промышленные группы двух стран, способные конкурировать на мировых рынках; не все решения, принимаемые на высшем уровне органами Союза, реализовывались на практике из-за противодействия определенных российских политических сил интеграции; правовая база двусторонних отношений нуждалась в совершенствовании, прежде всего в наделении Парламентского Собрания Союза правом принимать не рекомендательные, а законодательные акты, в наделении дополнительными наднациональными полномочиями союзных органов, в гармонизации и сближении национального законодательства государств-участников.
|