Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стресс в жизни подростков
Психоэмоциональное состояние подростков изучалось с помощью блока вопросов-высказываний, в которых оценивались взаимоотношения со сверстниками, родителями, общая удовлетворенность своей жизнью («Я довольно уверен в себе», «Мне тяжело жить», «Родители понимают меня», «Я много раз хотел уйти из дома» и т. п.). Респонденту предлагалось выразить степень своего согласия с каждым из утверждений, выбрав один из ответов на пятичленной шкале — от «полностью согласен» до «полностью не согласен» и возможность не отвечать совсем — ответ «затрудняюсь ответить». Коэффициент стресса рассчитывался как соотношение крайних позиций негативного и позитивного содержания («полностью не согласен» / «полностью согласен»). Чем больше доля негативных ответов, тем больше величина коэффициента стресса (см. табл. 5). В представленной таблице первые пять суждений связаны с отношениями с родителями. Все подростки достаточно комфортно ощущают себя дома, особенно это относится к москвичам (0, 06). Уровень взаимопонимания с родителями достаточно хороший у респондентов всех трех столиц, но более всего — у хельсинкцев. Москвичи наибольшее напряжение в этом блоке вопросов испытывают из-за воспитательного давления родителей (0, 39), правда, у таллинцев этот показатель еще выше (0, 49). Вообще эстонские подростки находятся в наиболее сложных отношениях с родителями, по сравнению с русскими и финнами, при этом они наиболее болезненно переживают недостаточное уважение к их чувствам со стороны родителей (0, 63).
Таблица 5. Коэффициенты стресса как показатели взаимоотношений подростка с родителями, сверстниками и окружающими людьми
Второй блок суждений «Отношения со сверстниками» фиксирует достаточно высокую уверенность в себе, одинаковую у респондентов трех стран (0, 05 — 0, 06). Но конкретизация этой уверенности обнаруживает определенные трудности у респондентов, возникающие в школе во время ответов у доски, публичных выступлений. В наибольшей степени это беспокоит финнов (0, 7 в сравнении с 0, 56 — у русских и эстонцев). Также велика доля сомневающихся в собственной популярности у сверстников — и здесь тоже лидируют финны (0, 61). Таллинские респонденты в значительной степени сомневаются в своей привлекательности для окружающих (0, 51) и в этом существенно превосходят финнов (0, 2) и русских (0, 09). Коэффициенты стресса у москвичей по всем 10 суждениям рассмотренных двух блоков вопросов ниже или равны соответствующим коэффициентам таллинцев и хельсинкцев, что может свидетельствовать о достаточно приемлемых взаимоотношениях московских подростков с родителями и сверстниками. Что же касается третьего блока суждений «Восприятие жизни», то здесь москвичи лидируют почти по всем позициям: обнаруживают чувство раскаяния, стыда за сделанное (0, 78), их угнетает то, что приходится часто действовать по подсказке взрослых (0, 29), а более всего они страдают от публичных замечаний в их адрес учителей (1, 81 в сравнении с 0, 31 у финнов и 0, 65 — у эстонцев). Наибольший (в сравнении с 0, 08 у финнов и 0, 16 у эстонцев) коэффициент стресса у москвичей при оценке суждения «в жизни все смешалось» — 0, 26 — в сочетании с другими показателями этого блока позволяет предположить, что при довольно благоприятном психологическом состоянии московских подростков дома и в школе общий социальный контекст их жизни (социально-экономическое положение в стране, преступность, безработица, отсутствие идеалов и пр.) создает у подростков ощущение тревоги и растерянности, что в целом приводит к наибольшему суммарному коэффициенту стресса по трем описанным блокам: у москвичей — это 5, 53; у таллинцев — 4, 59; у финнов — 3, 17. Для таллинских подростков также, видимо, характерен достаточно высокий уровень стресса, что в немалой степени предопределялось происходящими в стране в 1995 г. политическими и экономическими преобразованиями. Финляндия по этим показателям находилась в более стабильном состоянии, что нашло отражение и в ответах подростков. Таковы межстрановые различия в стрессовых состояниях подростков. Что же касается различий между российскими городами, то вопреки существующему стереотипу о более стрессогенном режиме жизни мегаполисов, данные нашего исследования свидетельствуют о том, что жизнь подростков и в крупном промышленном центре (Оренбург), и в малом городе (Абакан) достаточно психологически напряженна. Данные по Абакану существенно превышают ряд московских данных. Это касается, например, утверждений «Мне тяжело жить» (коэффициент стресса в Абакане — 1, 0; Москве — 0, 15; Оренбурге — 0, 18), «Мне часто бывает стыдно за себя» (соответственно, 4, 3; 0, 78; 0, 4), «Все смешалось в моей жизни» (1, 18; 0, 26; 0, 18), «Я меньше других нравлюсь людям» (0, 26; 0, 11; 0, 07). Видимо, высокие коэффициенты стресса у абаканских респондентов являются следствием свойственных малому городу ограниченных возможностей и жестких социальных норм, которые оказывают на подростков стрессогенное воздействие.
|