Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Развитие политического мышления в отрочестве
В ходе анкетирования французских подростков в 1975 г. Першерон выяснила, что 16 % 13—18-летних считают себя “правыми”, а 20 % — “левыми”. Хотя оставшиеся респонденты не смогли отнести себя ни к тем, ни к другим, анализ совокупности мнений, характеризующих приверженность к “правым” или “левым” политическим взглядам, позволяет выделить скрытые идеологические предпочтения у большинства из них. Эти предпочтения соответствуют тому же процентному соотношению, которое характерно для подростков с выраженными идеологическими ориентациями. Однако 15 % респондентов отрицают любые сочетания “правых” и “левых” ориентации. “Разочаровавшиеся в политике” подростки являются, согласно Першерон, наиболее молодыми приверженцами экологических движений и в будущем — избирателями, голосующими за крайне левых лидеров. Данные результаты ясно показывают существование у подростков четких идеологических предпочтений. Дихотомия “левые — правые” несет в себе зародыш формирующегося политического сознания, позволяющий осмыслить контрасты социальной реальности. Согласно Першерон, именно в период отрочества утверждается представление об идеологически структурированном мире. Наряду с идеологическими предпочтениями политическая жизнь подростка определяется и другими факторами, такими, как пол, место жительства, социально-экономический уровень и вероисповедование. Однако влияние возраста представляется более сильным по сравнению с другими факторами. Прежде всего это связано с формирующейся когнитивной компетентностью, с развитием способностей к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы. Ребенок с большим трудом представляет социальную действительность — он может подумать о церкви, но не о “храме”, он может представить себе школу, но не “образование” (Adelson, 1975), и именно развитие в отрочестве когнитивных способностей во многом определяет расширение спектра политических представлений. Одновременно осознание временных аспектов существования позволяет подростку понять смысл истории, увидеть себя в исторической перспективе и представить возможность изменения “порядка вещей”. Першерон специально исследовала развитие политического словаря в возрасте от 10 до 16 лет. Если обобщенные термины политического словаря появляются довольно рано, к 12—13 годам, то термины, свидетельствующие о четких политических пристрастиях, развиваются на протяжении всего подросткового возраста в сторону все большей политизации, что ведет к переструктурированию определенных понятий и к изменению субъективных значений некоторых слов, в которых как бы кристаллизуется система собственных политических выборов. Рост более точных ответов сопровождается снижением количества нормативно-идеализированных ответов. Число суждений также значительно увеличивается, причем количество негативных суждений растет быстрее, чем позитивных. Одновременно отмечается рост более многообразных политических ответов, ассоциации становятся многочисленнее — “профсоюзы”, “забастовки”, “правовые требования”, — а политические представления — богаче и дифференцированнее. Наконец, возраст способствует дифференциации политических установок и все большей приверженности к правым или левым идеологическим ориентациям. Итак, с возрастом политическое сознание подростка становится все богаче и дифференцированнее.
|