Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ и обсуждение результатов 1 и 2 серий
При анализе полученных данных нам необходимо было прежде всего определить на основании выбора задач в I серии средний уровень самооценки каждого испытуемого. В качестве показателя этого уровня мы приняли среднее арифметическое всех выборов задач в I серии. Например, ученик VI класса Юра С. выбрал задачи № 4, 6, 5, 8. Средний уровень его самооценки равен (4+6+5+8): 4=5.7 Такая характеристика была необходима для сопоставления средних величин, полученных в I и II сериях (в зависимости от изменения условий опыта). Рис. 1. Рис. 2. … После первичной обработки экспериментальных данных на каждого учащегося было получено по два показателя: один из них означает средний уровень трудности выбираемых задач в I серии, второй — средний уровень трудности задач, выбираемых во II серии. На основании этих величин на каждого испытуемого были построены графики, отражающие соотношение уровней его выбора в I и во II сериях. По этим графикам выделилось три вида соотношения (см. рис. 1). Соотношение уровней трудностей задач, выбираемых в I и во II сериях экспериментов, давало возможность установить, какая ориентация — на самооценку или на оценку — преобладает у данного ученика. Те учащиеся, у которых уровень трудности выбираемых задач во II серии снижался по сравнению с I (I вид), обнаруживали тем самым преобладание ориентировки на оценку. Эту группу учащихся мы условно называли оценочной группой. … Другая группа учащихся, у которой сохраняется тот же уровень трудности выбираемых задач, какой был в I серии (II вид), обнаружила в этом выборе преобладающую ориентацию на самооценку. Эту группу мы условно назвали самооценочной. Ориентировка третьей части учащихся, у которых уровень трудности повысился (III вид), оказалась для нас неясной. Мы ее исключили из рассмотрения. Распределение учащихся по двум первым группам представлено в табл. 1 и на рис. 2. На основании этих данных мы заключаем, что количество детей, ориентированных на самооценку, увеличивается с возрастом, а количество детей, ориентированных на оценку, соответственно уменьшается.
Таблица 1 Распределение учащихся по видам ориентации
Разница между III и VI, а также III и IX классами оказалась достоверной. Что касается различия между VI и IX классами, то полученная величина недостаточна для утверждения о статистической достоверности этого различия, хотя тенденция к возрастанию ориентации на самооценку (выраженная в процентах) очевидна и здесь. Возникает вопрос: может быть, эта тенденция определяется спецификой той или иной школы или особенностями воспитания и обучения в том или ином классе? Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрели отдельно каждый класс с точки зрения распределения учащихся по группам самооценочной и оценочной. Оказалось, что обнаруженная тенденция не зависит от класса и школы, а зависит именно от возраста. Из табл. 1 и рис. 2 видно, что 55% учащихся третьих классов во II серии выбирают задачи в соответствии с уровнем своей самооценки, установленным в I серии. Мы знаем из многих исследований, что для учащихся начальной школы отметка является очень значимой. Для младших школьников (I—II классы) отметки означают одобрение учителем и родителями их стараний и успехов. Для них отметки, а также оценки вообще, непосредственно связаны с их внутренней позицией и поэтому являются очень важным мотивом их поведения и деятельности. Позднее — в III—IV классах — отметка начинает определять положение ученика в классном коллективе и играет существенную роль в формировании самооценки. Тот факт, что 55% учащихся третьих классов не снижают ради оценки уровень трудности выбираемых задач, представляется нам существенным, так как он показывает, что преобладание ориентации на самооценку возможно уже в младшем школьном возрасте. Поскольку самооценка уже становится регулятором поведения ребенка, очень важно, чтобы в этом возрасте была сформирована адекватная самооценка. В VI классе количество учащихся, ориентированных на самооценку, значительно возрастает по сравнению с III классом (до 69%). Этот факт подтверждает нашу гипотезу относительно того, что с возрастом самооценка становится все более значимой для ребенка. Есть основания думать, что это обусловлено несколькими факторами: а) в подростковом возрасте самооценка является существенной характеристикой самосознания; самооценка подростка может стать устойчивой чертой его личности. В силу повышенного интереса к своей личности возникает потребность оценить свои возможности в разных видах деятельности (в связи с расширением сферы деятельности вообще), сравнивать себя с другими людьми; б) по сравнению с младшими школьниками у подростков существенно меняется отношение к оценкам окружающих их взрослых и сверстников, вследствие возрастания роли их собственной оценки своей личности и своих возможностей. Оценки других людей теряют в этом возрасте свой непререкаемый авторитет и могут подвергаться критике подростков. Однако с этим сочетается у подростков повышенная и острая реакция на оценки их личности другими людьми. В девятых классах группа учащихся, ориентирующихся на самооценку, еще более возрастает (до 76%). Правда, при переходе от VI к IX классу тенденция к увеличению количества «самооценочных» учащихся выражена менее резко, чем при переходе от III к VI классу. Это, «как мы думаем, указывает на то, что основной сдвиг в ориентировке (с оценки на самооценку) происходит именно в VI классе, где в наибольшей мере выражены черты, типичные для подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте существенно возрастает потребность в самооценке и ее значение. Количество учащихся, ориентированных на оценку, с возрастом соответственно уменьшается. Можно предположить, что эта тенденция отчасти связана с «обесцениванием» оценки в глазах учащихся. Но, как мы думаем, основное заключается в том, что оценка отступает на второй план по сравнению с сильной потребностью быть на уровне своей самооценки, сохранить ее. Ведь наши результаты получены в ситуации, где ради оценки (какую бы функцию она ни выполняла) нужно было бы поступиться самооценкой. Большая часть шестиклассников (69%) и девятиклассников (76%) на это не идет. Такой выход из конфликтной ситуации свидетельствует о преобладании у них ориентации на самооценку, но еще не говорит об отсутствии у них ориентации на оценку другими людьми. 3 серия. Для того чтобы выявить отношение к оценке у учащихся всех возрастов, независимо от преобладающей ориентации, нами была проведена III серия эксперимента. Мы исходили при этом из предположения, что учащиеся любого возраста не могут быть полностью безразличны к тому, как оценивают их деятельность.
|