Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Янь Юань
2. Чжунгун спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: — Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают важный жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят себе; не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе. Чжунгун сказал: — Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов. 7. Цзыгун спросил о том, в чем состоит управление государством. Учитель ответил: — Это когда достаточно еды, достаточно оружия и есть доверие народа. — А что из названного можно первым исключить в случае необходимости? — спросил Цзыгун. — Можно исключить оружие. — А что из остающегося можно первым исключить в случае необходимости? — снова спросил Цзыгун. — Можно исключить еду. Смерть издревле никто не может избежать. Когда ж народ не верит, то не устоять. 9. Князь Скорбной Памяти спросил Ю Жо: — Как быть? Нынешний год неурожайный, и на покрытие расходов не хватает средств. Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОТИИ 81
Ю Жо ответил: — А почему бы не взимать налог в размере лишь одной десятой Масти. — Я сейчас взимаю две десятых, и мне их не хватает. Как же я обойдусь одной десятой? — возразил князь. Ю Жо сказал: — Как может Вам недоставать, когда будет хватать народу? Как может Вам хватать, когда народу не хватает? 11. Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил: — Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын. — Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь. 14. Цзычжан спросил о том, в чем состоит управление государством. учитель ответил: — Когда руководишь, забудь об отдыхе. А выполняя поручение, будь честен. 17. Благодетельный из Младших спросил Конфуция о том, в чем заключается правление. Конфуций ответил: — Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, Когда исправитесь Вы сами?! 18. Благодетельный из Младших был обеспокоен воровством и спросил совета у Конфуция. Конфуций ответил: — Коль сами будете скромны в желаниях, Не согласятся воровать и за награду. 19. Благодетельный из Младших, беседуя с Конфуцием об управлении государством, спросил: — Что, если казнить беспутных ради сближения с теми, у кого есть путь? Конфуций ответил: — В Ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошими делами, и весь народ тотчас же стремится ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель — ветер, у малых же людей она — трава; склоняется трава вслед ветру. 82 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
20. Цзычжан спросил: — Каким должен быть ученый муж, который мог бы называться выдающимся? —А что, по-твоему, значит «выдающийся»? — спросил Учитель. — Всегда быть прославляемым в стране, всегда быть прославляемым в семействе, — ответил Цзычжан. Учитель возразил: — Это прославленный, а не выдающийся. А выдающийся бесхитростен и прям, он любит справедливость, вникает в то, что люди ему говорят, и изучает выражение их лиц, заботится о том, чтобы поставить себя ниже других. Он непременно будет выдающимся в стране и выдающимся в семействе. Кого же прославляют, тот внешне проявляет человечность, а поступает вопреки ей, и так живет, не ведая сомнений. Вот он и будет непременно прославляемым в стране и прославляемым в семействе.
|