Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г л а в а 13
Цзылу 1. Цзылу спросил о том, что значит быть правителем. Учитель ответил: — Побуждай к усердию своим примером. Когда Цзылу попросил дальнейших разъяснении, Учитель сказал: — Не знай отдыха. 2. Чжунгун стал управляющим у Младших и спросил о том, что значит быть правителем. Учитель ответил: — Будь примером для своих подданных, не вини за малые проступки, выдвигай достойных и способных. — А как узнать достойных и способных, чтобы их возвысить? — спросил Чжунгун. Учитель ответил: — Возвысь тебе известных, А тех, кого не знаешь, — Отринут ли другие? 3. Цзылу сказал: — Вэйский государь ждет Вас для дел правления. С чего Вы начнете? Учитель ответил: — Нужно исправить имена. — Вы так считаете? — возразил Цзылу. — Это слишком заумно. Зачем их исправлять? Учитель ответил: Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОГИИ 83
— Как ты необразован, Ю! Благородный муж, наверное, промолчал бы, услышав то, чего не понимает. Ведь если не подходит имя, то неуместно его толкование; коль неуместно толкование, не может быть успеха в деле; а без успеха в деле не процветают ритуал и музыка; но если ритуал и музыка не процветают, то наказания бьют мимо цели, когда же наказания бьют мимо цели, народ находится в растерянности. Поэтому все, что называет благородный муж, всегда можно растолковать, а что он растолковывает, всегда можно исполнить. Благородный муж лишь избегает в толковании небрежности. 9. В поездке в Вэй с Учителем был Жань Ю, который правил повозкой. Учитель заметил: — Какое множество людей! Жань Ю спросил: — Когда их много, то что еще следует сделать? — Их обогатить, — ответил учитель. Жань Ю снова спросил: — А если станут и богаты, то что еще следует сделать? — Их обучить, — ответил Учитель. 11. Учитель воскликнул: — Воистину, как верно сказано, что если власть в стране в течение. ста лет будет принадлежать хорошим людям, то они смогут справиться с насилием и обойтись без казней! 12. Учитель сказал: — Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение. 13. Учитель говорил: — Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других? 14. Когда Жань вернулся с заседания, Учитель спросил: — Почему пришел так поздно? — Обсуждали одно государственное дело, — ответил ученик. Учитель возразил: — Это дело не могло быть государственным. В противном случае я слышал бы о нем, хотя нигде и не служу. 15. Князь Твердый спросил: — Можно ли одним высказыванием привести страну к расцвету? Конфуций ответил: 84 Раздел I. МЕТОДОЛ0ГИЧЕСКИЕ ПРОВБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
— Этого нельзя достичь высказыванием. Но люди говорят: «Трудно быть правителем и нелегко быть подданным». Если поймешь, как трудно быть правителем, то разве не приблизишься к тому, когда одним высказыванием приводят государство к процветанию? — А можно ли одним высказыванием погубить страну? — спросил князь. Конфуций ответил: — Этого нельзя достичь высказыванием. Но люди говорят: «Мне доставляет радость быть правителем лишь то, когда не возражают на мои слова». Если то, о чем он говорит, прекрасно, разве плохо, что ему никто не возражает? Но если сказанное дурно и никто не возражает, то разве не приблизишься к тому, чтобы одним высказыванием погубить государство? 16. Князь Шэ спросил, что значит управление государством. Учитель ответил: — Это когда радуются те, что близко, И приходят те, что далеко. 17. Когда Цзыся стал управителем Цюйфу, он спросил о том, как должен действовать правитель. Учитель ответил: — Не рассчитывай на скорые успехи и не соблазняйся малой выгодой. Поспешишь — и не добьешься цели, соблазнишься малым — и не сделаешь великого. 19. Фань Чи спросил о том, что составляет человечность. Учитель ответил: — Держать себя с почтительностью дома, Благоговейно относиться к делу И честно поступать с другими. От этого нельзя отказываться, Даже когда едешь к варварам. 20. Цзыгун спросил: — Каким надо быть, чтобы могли назвать ученым мужем? Учитель ответил: — Ученым может называться человек, стыдливый в своем поведении, способный с честью выполнить приказ правителя во время миссии в чужом краю. — Осмелюсь узнать, каков следующий за этим? — Названный в роду почтительным к родителям, названный в деревне чтящим старших. Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ П0ЛИТОЛОГИИ 85
— Осмелюсь узнать, каков следующий за этим? — Им будет, несомненно, малый человек. Чьи речи всегда искренни, а действия решительны. Он ограничен и упрям, но его тоже можно считать «следующим». — А каковы те, кто в наши дни занят правлением? — А... мелкие людишки! Они не могут идти в счет!
|