![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При занятиях волейболом
В волейболе наиболее часто проявляются следующие виды быстроты. Общая быстрота – способность занимающегося выполнять двигательные действия быстро. Для воспитания «общей» быстроты движений целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных игр, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений. Наиболее эффективной для развития быстроты движений является разносторонняя физическая подготовка с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера. На базе «общей» быстроты развивается быстрота, специфичная для игры в волейбол. Специальная быстрота – это способность максимально быстро оценить обстановку на площадке, принять решение, переместиться к месту встречи с мячом и выполнить технико-тактические действия в защите и нападении в минимальный для определенных условий отрезок времени [1, стр. 141]. Специальная быстрота в волейболе проявляется в трех основных формах: а) быстрота двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.); б) предельная быстрота отдельных движений (выполнение технических приемов); в) быстрота перемещений – максимально быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением технико-тактических действий. Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования (появление возбуждения в рецепторе, передач возбуждения в ЦНС, переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности) [1, стр. 32]. Различают простые и сложные реакции. Простые реакции – ответ заранее известным движением на заранее известный (но внезапно появляющийся) сигнал. Сложные реакции. Почти все игровые действия волейболиста относятся к типу сложных реакций. К сложным реакциям относятся: реакция на движущийся объект и реакция с выбором. Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом: - игрок должен увидеть мяч, оценить скорость и направление полета, выбрать план действий и начать осуществлять его. Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0, 25 до 1с. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого используют: а) увеличение скорости полета мяча; б) внезапное появление мяча; в) сокращение дистанции. Реакция с выбором – выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или игровой обстановки (предельная быстрота отдельных движений) [1, стр. 33]. Быстрота перемещений – способность занимающегося максимально быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема [1, стр. 33]. Проявление быстроты перемещения зависит от скорости протекания нервных процессов в работающих мышцах, от силовой подготовленности и других факторов. Средствами воспитания быстроты перемещений могут быть рывки и ускорения, имитационные упражнения, упражнения с мячами, фрагменты игры и игра. При воспитании быстроты необходимо учитывать следующие требования: - упражнения выполнять после хорошей разминки и в первой половине тренировочного занятия (на фоне утомления развивается не быстрота, а выносливость); - техника упражнений «на быстроту» должна быть освоена так, чтобы занимающийся направлял усилия не на способ, а на скорость выполнения; - длительность одного повторения упражнения должна быть такой, при которой оно выполняется без снижения предельной скорости (10-15с); -число повторений должно быть таким, при котором оно каждый раз выполняется без снижения скорости (обычно 5-7 раз); -интервал отдыха между повторениями подбирается таким, чтобы следующее повторение начиналось без снижения скорости.
|