Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ситуационные задачи по теме ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
1. Мужчине 38 лет проведена жизненно необходимая ему операция (поясничная симпатэктомия) по поводу артериита нижних конечностей без предупреждения о возможных последствиях. В результате операции наступила полная импотенция. Оцените правомочность и этичность действий врачей в этом случае. Ответ: Нарушены принцип информированного согласия и законодательство РФ.
2. Онкологического больного не предупредили о том, что противораковые препараты, которые ему были назначены, вызывают серьезные побочные действия (выпадение волос, бесплодие, диарея). Оцените с правовой точки зрения действия врачей. Ответ: Нарушен принцип информированного согласия.
3. Водитель трамвая, 40 лет, подвержен приступам эпилепсии, о которых знает только лечащий врач. Обязан ли он сообщить о болезни пациента по месту его работы? Ответ: Не обязан, соблюдая принцип конфиденциальности. При трудоустройстве водителям проводится медицинской освидетельствование, где и должен был выявлен факт нахождения человека на дисп. учете в психоневрологическом стационаре.
4. Пациент, больной СПИДом, просит не сообщать о его диагнозе партнеру или партнерше. Какие правовые и этические нормы действуют в данном случае? Какой оптимальный вариант поведения врача Вы можете предложить? Ответ: действует принцип конфиденциальности (врачебная тайна). Врач должен провести беседу с пациентом, информировать о моральной и юридической ответственнотси больных СПИДом перед обществом и партнерами.
5. Хирург систематически проводит тестирование пациентов на ВИЧ без их ведома и отказывается их оперировать в случае положительной реакции. Какие права врача и пациентов нарушаются или, напротив, соблюдаются в данном случае? Ответ: Право на информированное согласие, право на получение медицинской помощи.
6. Семейный доктор курирует семьи, дети которых хотят пожениться. Однако в одной из семей имеет место заболевание крови, передающееся по наследству, о чем они умалчивают, т. к. надеются на благоприятный исход. Врач, из положительных морально-этических мотивов, рассказал второй семье о наследственном заболевании. В какой нравственной ситуации оказался врач? Ответ: Врач обязан соблюдать конфиденциальность. Руководствуясь принципом милосердия может попытаться убедить пациента не скрывать данный факт от будущих родственников.
7. Люди, не имеющие страхового медицинского полиса, часто не могут получить помощь в медицинских учреждениях. Врачи, которые оказывают помощь таким людям, формально совершают правонарушение. Как с этической точки зрения оценить действия врачей? Ответ: врачи руководствуются традиционными принципами медицинской этики о необходимости оказания медицинской помощи всем нуждающимся в ней.
8. В женскую консультацию обращается беременная женщина, срок - 34 недели, до этого нигде не обследованная. На УЗИ видно, что плод имеет пороки развития. Должен ли врач сказать женщине в данной ситуации о пороках развития плода до родов или на данном сроке беременности не стоит волновать женщину? Как можно определить нравственную ситуацию, в которой оказался врач? Ответ: В соответствии с принципом правдивости врач обязан информировать пациентку, что обязательно нанесет ей значительную психологическую травму. Стресс может спровоцировать преждевременные роды.
9. Пациенту был назначен препарат, восстанавливающий ритм сердца и урежающий частоту сердечных сокращений (кордарон). Медсестра перепутала препарат и ввела пациенту норадреналин, после чего состояние пациента резко ухудшилось. После стабилизации состояния врач объяснил пациенту случившееся, солгав, что была аллергическая реакция на кордарон. Как оценить поступок врача с точки зрения права и общепринятой морали? Ответ: Врач скрыл факт медицинской ошибки, что является правонарушением и не соответствует принципам общепринятой морали. Нарушено правило правдивости.
10. Ассистент кафедры кожных болезней, консультируя больного с псориазом, на вопрос пациента: «Сколько времени он будет страдать этим заболеванием?» ответил: «Всю жизнь!» Больной, не ожидавший такого ответа, очень расстроился, так как думал, что его заболевание легко вылечить. Какой нравственный принцип нарушил ассистент, давая категорическое заключение о сроках течения болезни? Был ли он обязан подробно разъяснить больному, что заболевание у него хроническое, трудно излечимое, но при подборе адекватной терапии можно достигнуть стойкой ремиссии? Ответ: Нарушен принцип милосердия и правдивости. 12. Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС): Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями творческой работы микроколлектива (студенты-преподаватель). В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач. Эта работа является неотъемлемой частью педагогического процесса кафедры. Она наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС. Специфика УИРС, отличающая её от традиционных видов обучения, состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает не в роли пассивного объекта-получателя готовой, систематизированной и аранжированной информации, а в роли субъекта познавательного процесса. Слушая лекции и читая учебник, студент обычно готовится к механическому воспроизведению содержащихся в них сведений на экзамене. В системе УИРС студент самостоятельно, хотя и под руководством преподавателя, ведёт наблюдения за материалом, экспериментирует, осуществляет поиск в научной и методической литературе. Таким образом, по уровню познавательной деятельности эта работа является исследовательской, но по функциональному назначению она носит учебный характер. Её основная цель – способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить активное владение научной информацией. Теоретические положения не заучиваются в виде словесных формул и стереотипных положений, а вырабатываются или извлекаются из специальной литературы, проверяются на практике и усваиваются в их соотнесенности с собственным опытом студента. Вторая существенная цель УИРС – снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию. От учебных исследований не следует ожидать объективно ценных (новых) научных результатов: занимаясь учебно-исследовательской работой, студент, как правило, «открывает для себя» то, что фактически уже известно науке. Лишь отдельные результаты УИРС представляют подлинный научный интерес — публикуются или используются в преподавании. Завершается УИРС оформлением отчёта, в котором студенты излагают результаты своей учебно-исследовательской деятельности. Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются: 1) самостоятельная работа с литературой; 2) пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками. Студенты учатся выделять положения в изучаемом материале и кратко формулировать их, вести текстуальные и свободные конспекты, сопоставлять различающиеся положения в изучаемых источниках с постепенным увеличением их числа, реферировать учебную литературу, критически сопоставляя различные точки зрения. Одним из звеньев учебно-исследовательской работы в ходе изучения теоретических дисциплин является написание рефератов. В реферате студент делает обзор нескольких работ, посвящённых одной из проблем данной дисциплины. Представление реферата предусмотрено учебным планом и является одним из условий получения зачёта.. Студентам предоставляется право выбора конкретной темы из предлагаемых кафедрой списков в соответствии с их научными интересами. В дальнейшем студенты на протяжении семестра работают в контакте с руководителем над темой, собирают материал, пишут и окончательно оформляют свои доклады и рефераты. Обсуждение реферата на занятии проводится в соответствии с обычной процедурой защиты научных работ. Целесообразность детального обсуждения результатов учебного исследования студента определяется особенностью темы и интересом к ней воспринимающей аудитории, а при затрате на эту процедуру не регламентированного времени необходимо предусмотреть возможность проведения отдельных занятий (заседаний) по результатам научных изысканий студентов. Такая форма организации обеспечивает участие каждого студента в учебно-исследовательской работе, а также создает условия для приобретения студентами ряда профессиональных умений и навыков. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой: 1. Врачебная тайна и права человека. 2. Биоэтические проблемы врачебной тайны в онкологии. 3. Врачебная тайна как охрана частной жизни пациента. 4. Биоэтические проблемы права граждан на информацию о состоянии здоровья 5. Моральные и юридические проблемы оказания медицинской помощи без согласия граждан. 6. Принцип «лжесвидетельства» - аргументы «за» и «против»
|