Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идея толерантности как понятие и реальность западноевропейской культуры
Свободная Греция: условия появления и ограничения толерантности. Полисный тип толерантности
Греция – колыбель западноевропейской цивилизации. Полисное государственное устройство и первый опыт демократического правления – путь обеспечения политической свободы и экономической независимости рядового гражданина. Предпосылки реальной толерантности в гражданском обществе: полис, демократия, массовая колонизация и соприкосновение с чужими народами, обычаями, культурами, своеобразие греческой религии, рационализм, расцвет философии, движение софистов, возникновение скептицизма и релятивизма, ревизия законов и основных устоев жизни греков. Характеристика «полисного» типа терпимости: исторически первый тип толерантности, возникший в свободной Греции, можно охарактеризовать как полисный. Он связан с переходом традиционного общества к гражданскому, с развитием демократической формы правления при наличии, в основном, однородного в имущественном отношении населения, развитой экономикой, торговлей, с рационализмом, социальной мобильностью, высокой культурой, склонной к универсализму, многообразием форм религиозного опыта и политическим плюрализмом. Толерантность не осознается в этом обществе как особая и обособленная ценность, она возникает в нем спонтанно и органично в силу указанных его свойств. Это терпимость общества очень неспокойного и не стабильного, оно бурлит от напряженной политической жизни, наполнено критицизмом, социальным и культурным динамизмом. В следствии нерасчлененности в представлении древних греков понятия полис-государство-общество, субъектом толерантности и является сам полис, т.е одновременно и государство и общество, а также свободный гражданин этого полиса. Мироощущение последнего характеризуется активизмом, стремлением к знаниям, значимости и успеху, которые считаются достижимыми в результате собственных усилий. Эпоха эллинизма – формирование имперского типа толерантности От полиса к империи, вторая волна греческой колонизации, столкновение цивилизаций. Трансформация эллинской культуры в эллинистическую (космополитическую, универсальную, сверхнациональную). Кризис античных религиозных верований и религиозная апатия. Характеристика толерантности имперского типа. эллинистическая цивилизация, созданная в результате насильственного объединения мира военными походами Александра Македонского и представляющая собой результат столкновения греческой и восточных цивилизаций является толерантным обществом. Это совсем иной тип толерантности, толерантность имперского типа. От полисного ее отличает прежде всего отсутствие какого-либо политического плюрализма. Политикой занимаются на постоянной основе как во всякой монархии, и если политическая нетерпимость была в той или иной мере присуща полисному типу толерантности, то она - обязательный атрибут имперской. Насильственно созданная империя предполагает многоукладность, многонациональность, поликультурность, религиозный плюрализм и поэтому изначально терпима к этому многообразию. Тем не менее империя предполагает и некоторые основы, унифицирующие общество в пределах ее границ. Для эллинистической цивилизации это: сильная политическая власть и монархический государственный уклад, это секулярная греческая культура, общий греческий язык и многообразие религиозных культов, с тенденцией к синкретизму (смешению культов), теокразии (смешению богов), с тенденцией философии выполнять функцию религии в обществе и с поисками единой религии. Государство раз и навсегда установив диктат власти толерантно к явлениям культуры, не интересуется моралью. Индивид данного общества, отчужденный от политической деятельности, испытывая оглушенность от внешнего разнообразия жизни и внутреннюю опустошенность в следствии своей оставленности на просторах новой космополитической империи, настоятельно занят поисками способа самоопределения.
|