Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука и мораль в свете общественного прогресса
Проблема взаимосвязи морали и науки Особенную остроту и широкий интересприобрела в наше время. Причин этого несколько, в том числе - возрастающее влияние науки на социальные процессы, - превращение науки в непосредственную производительную силу, в самостоятельную отрасль национального хозяйства. - Наука расширила возможности человека, способствовала созданию условий стала непосредственно принимать участие для его развития; - в социальном развитии как всепроникающий фактор, воздействующий на общественную жизнь в целом – от природной среды человека до его интимного, внутреннего мира. Однако достижения науки зачастую не приводят к таким же успехам в ”научно-нравственной” области.
Научно- и негативные последствия технический прогресс имеет не только позитивные результаты, но. Наряду с завоеваниями научно-технической революции, сулящими большую пользу человечеству, огромные масштабы принимает гангстеризм, употребление наркотиков, психические заболевания, неврозы, апатия, потеря частью молодежи смысла жизни, уверенности в себе, чувства прочности бытия, нигилистическое отношение к духовным ценностям, то есть, научные достижения совмещаются с определенными извращениями нравственного развития общества. И хотя эти черты характерны не только для нашего времени о и для прошлых времен, сейчас они принимают более, н форму обостренную. Быстрый рост производительных сил человечества, развитие некоторых отраслей, приводят к увеличению поступления вредных для жизни веществ в воду, почву, воздух до таких размеров, что эта тенденция становится опасной для таких высокоорганизованных форм жизни - как человек. Статистика показывает, что количество генетических отклонений в 50-е годы не превышало 4 на 100 человек. К концу 70-х годов оно возросло более чем два раза и превысило 10%. Все это расширяет и обостряет постановку вопроса о связи науки и морали. . Перед учеными встает проблема ответственности за социальные последствия их деятельности. Возникает вопрос, чем объясняется работа ученых над проблемами, которые могут приводить к отрицательным последствиям для людей.
Аналогичный случай из реальной жизни – это отказ ученого, возглавлявшего атомный проект, в США, при создании атомной бомбы – Р. Оппенгеймера от участия в создании водородной бомбы. Морально – этические проблемы активно обсуждаются в связи с разработками генной инженерии и клонирования живых организмов.
Раздел 6. Научно – исследовательская и педагогическая деятельность высшей школы, их взаимодействие и взаимное влияние 6.3. Интеграция науки и образования – веление времени.
В современном мире для стран, стремящихся к лидерству, важнейшим вопросом является развитие интеллектуального потенциала. Это зависит, прежде всего, от уровня образованности нации, требуемой количественной подготовки специалистов, уровня овладения специалистами новейших достижений науки. Сам труд, в условиях нового уровня развития науки и технологии, приобретает все более интеллектуальные формы. Опыт стран, которые достигают экономического подъема и вместе с тем и значительного материального благополучия за сравнительно короткое время, свидетельствует о решающей роли высококвалифицированных специалистов, понимающих суть и необходимость преобразований, владеющих самыми последними достижениями науки. Процессы развития экономики, промышленности характеризуются все возрастающей потребностью в специалистах нового поколения – разработчиках высоких технологий, имеющих хорошую подготовку в области фундаментальных наук, методов управления, информатики. А это возможно только на основе тесной взаимосвязи, объединения науки и образования, глубокого проникновения науки в процесс подготовки специалистов. , непосредственной участие самих преподавателей и обучаемых в проведении научной работы. Приоритетными для университета являются фундаментальные исследования по прорывным направлениям естественных и гуманитарных наук, исследования по социально-экономическому, технико-технологическому направлениям, исследования по проблемам образования, межотраслевые исследования. Следовательно, образование высшего качества возможно только там, где сложились и работают вузовские научные школы. университеты создавались не только с целью развития образования, но. Формы интеграции образования и науки непрерывно совершенствовались. От выполнения научно исследовательских работ отдельными преподавателями осуществляется переход к участию
|