![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трудового действия: феномен
ВРАБАТЫВАЕМОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ]1 Личностный поступок необходим тогда, когда в ходе решения человеком собственных повседневных проблем происходит непредсказуемая (внезапная) катастрофа — утрата понимания этих проблем (и реальности в целом), которая прекращает процесс их решения, делает его невозможным. <...> Вот возвращается из-за границы на Родину с одним только узелком последний в роде князь Мышкин. Еще не зная о богатом своем наследстве, он собирается же чем-то жить, что-то делать. «Трудиться как-нибудь хотел», — отвечает он на вопрос опытного человека, а тот, подивившись («О, да вы философ»), продолжает спрашивать. Действительно, понимает ли князь, что такое труд? «А впрочем... знаете за собой таланты, способности, хотя бы некоторые, то есть из тех, которые насущный хлеб дают?» И князь показывает на пробу свое блестящее умение каллиграфического письма (для психиатра — эпилептоидная черта, подаренная князю автором вместе с собственной болезнью) так, что бывалый человек поражен: «Да вы, батюшка, не просто каллиграф, вы артист, а?»2. Не просто каллиграф, но Мастер. «Все мы вышли из гоголевской " Шинели"», — сказал когда-то Ф.М.Достоевский. Маленький герой петербургской повести тоже был каллиграф, писарь. «Служил он в некоем департаменте, — замечает А.Н.Леонтьев в своей последней, но и проспективной книге, — чиновником для переписывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятии целый разнообразный и притягательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевич тотчас шел домой <...> и принимался переписывать бумаги, которые он принес домой, если же таковых не случалось, то снимал копии нарочно,
2 Достоевский ФМ. Идиот // Поли. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1973. Т.8. С. 24, 30. 33 Зак. 2652 514 Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека
Действительно, по характеру работы вообще, особенно в экстремальных условиях, можно определись наличие и понимание внутренней мотивации: трудится человек ради процесса (т.е. собственно трудится) или нет. Что же все-таки делать, если жизненные планы неожиданно рухнули и человек, сам невиновный, оказался на каторге, да не в прошлом, а уже в нынешнем веке? Независимо от обстоятельств сохранять себя в профессии, не имеющей здесь собственного смысла, но в принципе дающей насущный хлеб. Следующий пример мы берегли для окончания статьи, где появятся красивые фразы вроде: Развитие личности есть полет культурного предмета... А приведем сейчас, в начале. Иван Денисович Шухов, зэк Щ-854 (из которого вышел для нас другой великий русский писатель), мастер-каменщик, в середине дня (так уж случилось) приступает к своей профессиональной работе на новом, еще не известном ему месте. Планирование действия требует полной концентрации внимания на его цели — представлении о результате, который должен быть достигнут. «И не видел больше Шухов ни озора дальнего, где солнце блеснило по снегу, ни как по зоне разбредались работяги. <...> Шухов видел только стену свою — от развязки слева, где кладка поднималась ступеньками выше пояса, и направо до угла, где сходилась его стена и Кильгасова». Распределение рабочих обязанностей и выполнение привычной автоматической операции не мешают сознательному проникновению в предметное содержание действия, вплоть до аффективного сопричастия с ним. «Он указал Сеньке, где тому снимать лед, и сам ретиво рубил его то обухом, то лезвием <...> Работу эту он правил лихо, но вовсе не думая. А думка его и глаза его вы-чуивали из-подо льда саму стену <...> Стену в этом месте прежде клал
2 См. об этом: Дормашев ЮМ., Романов ВЛ. /7сихология внимания. М.: Тривола, 3 Леонтьев АЛ. Цит. соч. С. 184—185. Петухов В.В. [Планирование и исполнение трудового действия...] 515
Подробно описано поначалу, как захватывает Шухов мастерком дымящийся раствор, как бросает его ровно под шлакоблок, как аккуратно шлепает каждый из них на место, где тот лечь хочет (ведь шлакоблоки разные, не один в один), подравнивает, боком мастерка подбивает — «пошла работа», все быстрей и быстрей, мороза не заметно... «Оглянулся Шухов. Да, солнышко на заходе. <...> А разогнались, лучше не надо. Теперь уж пятый [ряд] начали — пятый и кончить. Подровнять. <...> А там ящик [раствора] новый только заделан! Теперь — класть, выхода нет: если ящика не выбрать, завтра <...> раствор окаменеет, его киркой не выколупнешь. — Ну не удай, братцы! — Шухов кличет». Несколько «лишних» носилок раствора в конце дня — вот изменение условий, когда продолжение трудового процесса становится испытанием, а его завершение — состоянием «потока», вра-батываемости в деятельность со всеми его характеристиками. «Быстро — хорошо не бывает. Сейчас, как все за быстротой погнались, Шухов уж не гонит, а стену доглядает». Таково единство действия с его созна-ванием. «Сеньку налево перетолкнул, сам — направо, к главному углу. <...> А оттуда, с угла — глядь, у Сеньки вроде прогибчик получается. К Сеньке кинулся, двумя кирпичами направил.<...> Подносчики, подбросчи-ки — все убегли вниз, в растворную, делать им больше тут нечего». Здесь и сейчас, в самоцельном трудовом процессе обретает спокойную силу, как крепнет в вере, маленький человек, чует, что и с бригадиром своей работой сравнялся. «Смеется бригадир: — Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя ж тюрьма плакать будет! — Смеется и Шухов. Кладет». Уже свободен он — в чувстве уверенности в себе, полного контроля с немедленными обратными связями, когда в сознании остаются лишь результаты конкретных операций, и — в понимании внутренней мотивации собственной деятельности. «Шлеп раствор! Шлеп шлакоблок! Притиснули. Проверили. Раствор. Шлакоблок. Раствор. Шлакоблок... Кажется, и бригадир велел — раствору не жалеть, за стенку его — и побегли. Но так устроен Шухов по-дурацкому, и за восемь лет лагерей никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не
516 Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека
Но не все еще: главная особенность деятельности человека есть сохранение культурных средств — орудий труда. «— Беги, я сейчас! — Шухов машет. А сам — в растворную. Мастерка так просто бросить нельзя. <...> Заначить, так заначить. В растворной все печи погашены. Темно. Страшно. Не то страшно, что темно, а что ушли все, недосчитаются его одного на вахте, и бить будет конвой. А все ж зырь-зырь, довидел камень здоровый в углу, отвалил его, под него мастерок подсунул и накрыл. Порядок!»1
Кольцевая регуляция и уровни построения движений
|