Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гудошников Л.М. Конституция Китайской народной республики в процессе исторических перемен и реформ.
(К двадцатой годовщине принятия действующей Конституции КНР) Действующая Конституция КНР 1982 г. является четвертой Конституцией страны, если не считать временной Конституции - Общей (или точнее Совместной) программы Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принятой накануне провозглашения КНР в 1949 г. первой и единственной пленарной сессией этого органа, который сыграл роль учредительного собрания государства. Действительно, этот документ выходил за рамки своего наименования, поскольку не только провозглашал программные задачи, но и устанавливал конкретные права народа (жэньминь) и обязанности граждан (гоминь), принципы организации и деятельности государственных органов, принципы военной системы государства и экономической политики, политики в области культуры и просвещения, национальной и внешней политики КНР. Общая программа НПКСК явилась базой правотворческой деятельности государственных органов КНР в первом пятилетии ее существования, до принятия первой Конституции КНР (1954 г.). Высшим органом власти в этот период был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), избранный пленарной сессией НПКСК. ЦНПС в свою очередь сформировал высший исполнительный орган - Административный совет, а также Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе они во главе с ЦНПС составляли Центральное народное правительство. Его председателем стал Председатель Компартии Китая (КПК) Мао Цзэдун и он же возглавил Народно-революционный военный совет. ЦНПС был облечен всеми полномочиями высшего органа государственной власти. Что касается пленарной сессии НПКСК, то она, выполнив функции учредительного собрания КНР, больше уже не созывалась, а сформированный ею Всекитайский комитет (ВК) НПКСК властными полномочиями не наделялся. ЦНПС выполнял и функции главы государства, которые реализовывались в основном через деятельность председателя Центрального народного правительства. В качестве местных государственных органов Общей программой провозглашались местные народные правительства и местные собрания народных представителей (фактически их функции выполняли невыборные конференции представителей всех слоев народа, называвшиеся также конференциями народных представителей). Предусматривалась и система военного контроля. В переходный период, в основном совпадающий с периодом до принятия Конституции КНР, власть на местах осуществлялась военно-административными комитетами в большинстве крупных административных районов (за исключением Северо-Восточного Китая и Северного Китая), военно-контрольными комитетами в крупных и средних городах и некоторых уездах и местными народными правительствами и делегированными ими органами управления в округах и уездных районах; судебные и прокурорские органы входили в состав местных народных правительств. Конференции представителей всех слоев народа и их постоянные органы выполняли также функции местных организаций Единого народно-демократического фронта, сорганизовавшегося в Китае в форме НПКСК. Единственной формой разрешения национального вопроса в Китае, являющемся многонациональным государством, была провозглашена административная автономия; районы национальной автономии по статусу не ранжировались. Постановление о подготовке проекта Конституции было принято по предложению ЦК КПК на 20-ом заседании ЦНПС в январе 1953 г. Тогда же была создана Конституционная комиссия. Первоначальный проект Конституции был представлен в комиссию от имени ЦК КПК в марте 1954 г., одновременно он был разослан для обсуждения на места. Результаты этих обсуждений учитывались Конституционной комиссией. 14 июня 1954 г. ЦНПС опубликовал исправленный проект Конституции для всенародного обсуждения. В ходе обсуждения было выдвинуто большое количество поправок, дополнений и мнений по проекту, частично учтенных Конституционной комиссией. 9 сентября того же года ЦНПС утвердил проект Конституции и поручил заместителю Председателя Центрального народного правительства Лю Шаоци сделать доклад о проекте на 1-ой сессии ВСНП 1-го созыва. Сессия открылась 15 сентября 1954 г., а 20 сентября была принята первая Конституция КНР, построенная по модели конституций СССР и тогдашних стран народной демократии. КНР провозглашалась государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян. Конституция закрепляла сложившуюся в политической практике руководящую роль КПК в государстве и ее руководство Единым народно-демократическим фронтом, т.е. фактическую монополию КПК на власть. В отличие от Общей программы в Конституции не было деления на народ и граждан, провозглашалось равенство граждан перед законом. Гражданам КНР гарантировались социально-экономические, политические и другие права. Политической основой государства провозглашались массовые представительные организации советского типа - собрания (в более точном переводе: съезды - дахуэй) народных представителей. На смену ЦНПС пришло Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Значительная самостоятельность была предоставлена Постоянному комитету (ПК) ВСНП. В систему высших органов государства был введен Председатель КНР, который вместе с ПК ВСНП стал выполнять функции главы государства. Председатель КНР возглавлял Государственный комитет обороны и был уполномочен созывать высший консультативный орган - Верховное государственное совещание. Место Административного совета занял Государственный совет, который также стал именоваться в некоторых документах Центральным народным правительством КНР. Конституция и принятый вслед за ней Закон о местных собраниях народных представителей и местных народных представительствах различных ступеней внесли существенные изменения в организацию местных органов власти и управления. В отличие от прежних конференций собрания по идее становились полновластными органами власти на местах, однако, не были полномочны создавать свои постоянно действующие органы. Функции таких органов возлагались на их исполнительные органы - народные комитеты. В отличие от конференций собрания были полностью выборными органами (в основном путем многостепенных выборов). Система местных органов базировалась на закрепленном Конституцией административно-территориальном делении. Судебно-прокурорские органы были выведены из подчинения местным правительствам, при этом однако судебные органы сохранили некоторые организационные связи с местными властными структурами: местные СНП стали избирать председателей судов, а судьи назначаться народными комитетами. Единственным значительным изменением в правовом положении районов национальной автономии, внесенным в Конституцию, было их деление на ступени - автономные области (районы), автономные округа и автономные уезды. Кроме того, предусматривалось создание национальных волостей в качестве неавтономных административно-территориальных единиц. По основному своему содержанию Конституция в тот конкретный исторический момент была прогрессивным документом. Однако ее проведение в жизнь ограничивалось рядом факторов, в том числе давлением определенных политических сил, стремившихся к насаждению культа личности, диктаторских методов правления, милитаризации государственной и общественной жизни. С конца 50-х годов страну стали лихорадить следовавшие одна за другой политико-идеологические кампании, в ходе которых осуществлялся отход от коренных положений конституции. Политическая практика была поставлена выше главного закона страны. Важнейшие конституционные положения отменялись партийными директивами даже без формального штампования этих действий государственными органами. Так, создание народных коммун, в процессе которого была ликвидирована система конституционных органов власти на селе, было осуществлено на основании решения узкого партийного органа - Политбюро ЦК КПК. Период " коммунизации" и " большого скачка", начавшийся в 1958 г. также на основе партийных директив, характеризовался общим снижением роли представительных органов. Выборы их не проводились с 1958 г. по 1964 г., были годы, когда не созывались даже сессии ВСНП. В 1966 г. началась " культурная революция ", в ходе которой политическая система КНР была подвергнута слому и конституция страны превратилась в фиктивный документ. К 1968 г. относятся первые заявления Мао Цзэдуна о необходимости принятия новой конституции, но лишь в январе 1975 г. после нескольких раундов внутриполитической борьбы состоялось ее утверждение. Официальному открытию сформированной без выборов 1-ой сессии ВСНП 4-го созыва предшествовал пленум ЦК КПК, который и представил на сессию проект новой Конституции, содержавший всего 30 статей (против 106-ти в первой Конституции). Доклад о проекте Конституции сделал один из членов " лево" -экстремистской группировки, названной после смерти Мао Цзэдуна " бандой четырех", - Чжан Чуньцяо, не занимавший в то время никаких государственных постов. Конституционный вопрос был поставлен им с точки зрения идеи " неуклонного продолжения революции при диктатуре пролетариата", причем опорой последней были названы вооруженные силы - армия и народное ополчение. На практике это " продолжение революции " означало перманентное применение насилия к народу страны в целях выполнения политических задач левацкой группировки. Именно поэтому во второй Конституции КНР были существенно расширены положения о вооруженных силах, функции которых были распространены на хозяйственную сферу, они были объявлены не только " боевым", но также " рабочим и производственным" отрядом. При этом охранительной функции вооруженных сил было придано расширительное толкование: возможность их использования не только для отражения агрессии, но и для защиты " от подрывной деятельности". Конституция закрепила в системе государственных органов т.н. " революционные комитеты", порожденные " культурной революцией " в качестве местных органов власти. Конституция закрепила и сельские " народные коммуны" в качестве организаций, в которых " слиты воедино государственная власть и хозяйственное управление". Из центральных органов государства был упразднен пост Председателя КНР, который занимал накануне " культурной революции " Лю Шаоци, а также Государственный комитет обороны и Верховное государственное совещание. Были урезаны полномочия ВСНП и ПК ВСНП; упразднены органы прокуратуры, их функции в отношении следствия и поддержания обвинения переданы органам общественной безопасности. Судебные органы были сохранены, но из текста Конституции были исключены такие принципы их деятельности, как гласность суда и обеспечение обвиняемому права на защиту, национальное равноправие в судопроизводстве, подчинение судей только закону и т.п. Серьезным регрессом отмечались и конституционные положения о гражданских правах и свободах, которые были сведены в одну статью (в Конституции 1954 г. каждому из гражданских прав посвящалась отдельная статья) и исключены упоминания о гарантиях этих прав. Да и в целом Конституция 1975 г. была больше похожа на политическую декларацию победивших в " культурной революции " экстремистов. Однако этой Конституции не была уготована долгая жизнь. Уже осенью 1977 г. было официально объявлено о намерении внести в нее изменения, а в марте 1978 г. была принята новая Конституция КНР, воплотившая в форме главного закона страны политическую линию руководства страны, сложившегося после смерти Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г. и последовавшего за ней и устранения от власти его ближайших сподвижников. С докладом о проекте Конституции выступил Е Цзяньин, избранный на той же сессии Председателем ПК ВСНП. Авторы этой Конституции КНР прежде всего освободили ее от наиболее одиозных как для народа страны, так и мирового общественного мнения формулировок Конституции 1975 г. (" готовиться к войне", " всесторонняя диктатура над буржуазией в области надстройки", " политику на командное место" и т.п.). Хотя по инерции в ней и отдавалось словесное должное " культурной революции ", но на первое место была выдвинута задача модернизации экономики, а вместе с нею науки, техники и обороны страны. В Конституции 1978 г. восстанавливались основные положения первой Конституции КНР относительно свободы научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и другой культурной деятельности, а также относительно национальной автономии, гражданских прав и их гарантий. Конституция 1978 г. вернулась почти полностью к положениям первой Конституции в отношении статуса государственных органов, однако институт Председателя КНР не был восстановлен и сохранено наименование местных правительств " ревкомами". Но последние уже не были органами власти наряду с СНП, а лишь их исполнительными органами. Возрождались прокурорские органы, были восстановлены конституционные положения о гласности суда и праве обвиняемого на защиту; вместе с тем отсутствовали имевшиеся в первой Конституции положения о независимости судей и подчинению их только закону и о языке судопроизводства. Одновременно в Конституции 1978 г. было записано, что " по крупным контрреволюционным и уголовным делам следует мобилизовывать массы на обсуждение и высказывание мнений насчет того какой приговор следует вынести" (ст. 41). Практика такого рода " высказывания мнений" была хорошо известна в стране по массовым судилищам времен " культурной революции ". В Конституции присутствовал и такой реликт " культурной революции ", как " четыре больших" (" сыда"), которые в приглаженном официальном переводе агентства Синьхуа определялись как " широкое высказывание мнений, полное изложение взглядов, широкие дискуссии и дацзыбао (большие стенгазеты. - Авт.)". На деле все это относилось к практике морального террора. В целом в Конституции 1978 г. была законодательно оформлена политическая линия, сформулированная XI съездом КПК (август 1977 г.) на основе политического компромисса между апологетами и противниками " культурной революции " в составе тогдашнего руководства партии. Конституция не могла стать в силу этого стабильным законом и была подвергнута изменениям уже на 2-ой и 3-ей сессиях ВСНП 5-го созыва (1979 и 1980 гг.) - в период после провозглашения на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва в декабре 1978 г. начала реформы. На первой из указанных сессий было отменено наименование местных правительств " ревкомами", на второй исключены из текста Конституции " четыре больших". Эта же сессия приняла решение о пересмотре Конституции 1978 г. и образовала для этой цели комиссию во главе с Председателем ПК ВСНП Е. Цзяньином. На разработку новой (по официальной терминологии - " исправленной") Конституции КНР ушло более двух лет. В отличие от своих предшественниц, принимавшихся наспех в 1975 и 1978 годах, эта Конституция на стадии проекта прошла широкое обсуждение, длившееся более семи месяцев (апрель-ноябрь 1982 г.) 5-я сессия ВСНП 5-го созыва заслушала доклад заместителя председателя комиссии по пересмотру Конституции Пэн Чжэня в день открытия сессии 26 ноября 1982 г. 4 декабря Конституция была утверждена ВСНП и на следующий день опубликована в печати. В преамбуле Конституции 1982 г., характеризующей итоги развития КНР, программные цели и основные принципы ее внутренней и внешней политики, указывается, что в дальнейшем коренная задача КНР состоит в том, чтобы " сосредоточенными силами осуществить социалистическую модернизацию". В области внешней политики декларировано, что КНР будет придерживаться " независимой и самостоятельной внешней политики", " пяти принципов мирного сосуществования", что она " прилагает усилия в интересах сохранения мира во всем мире и содействия делу прогресса человечества". Власть в КНР была определена как " демократическая диктатура народа" с указанием на то, что она является " диктатурой пролетариата по существу" (Пэн Чжэнь в докладе о конституционном проекте говорил также о " диктатуре государства"). Из новой Конституции были устранены все упоминания о " культурной революции " и ее установках (в том числе о " продолжении революции при диктатуре пролетариата"). Вместе с тем много места, как никогда ранее в Конституциях КНР, было уделено Единому фронту, который при этом именуется " патриотическим", а не " народно-демократическим" (как в 1954 г.), или " революционным" (как в 1978 г.). Таким образом, нашла конституционное закрепление принятая в 1979 г. формулировка состава Единого фронта, допускающая в него патриотов, не стоящих на социалистических позициях, но являющихся " сторонниками объединения Родины", т.е. воссоединения с КНР Тайваня и колониальных анклавов в Сянгане и Аомэне. С политикой территориальной интеграции Китая было прямо связано и введение в Конституцию статьи об особых административных районах, режим которых " с учетом конкретных условий устанавливает Всекитайское собрание народных представителей" (ст. 31). Конституция 1982 г. зафиксировала возврат страны к многоукладной экономике: к двум общественным секторам добавлен единоличный, а в лице смешанных китайско-иностранных предприятий и фактически государственно-капиталистический. Кроме того, на конституционном уровне легализована деятельность в КНР иностранных частнокапиталистических предприятий (ст. 18). В Конституции 1982 г. значительно расширена глава о правах и обязанностях граждан, которая теперь следует сразу за главой 1 (" Общие положения"). В ней 23 статьи вместо 4-х во второй Конституции и 16-ти в третьей. В Конституцию введена статья, определяющая понятие гражданина КНР и устанавливающая равенство граждан перед законом (ст. 330). Кроме того, отдельные статьи посвящены неприкосновенности свободы личности граждан (ст. 37) и их жилища (ст. 39), введены статьи о неприкосновенности чести и достоинства граждан (ст. 38) и праве граждан критиковать любые государственные органы и любых государственных работников (ст. 40); в особую статью выделено положение об установлении государством согласно закону порядка ухода на пенсию и обеспечения государством и обществом пенсионеров (ст. 41). Из обязанностей граждан была исключена " поддержка руководства Коммунистической партии Китая и социалистического строя", содержавшаяся в Конституции 1978 г., но восстановлена статья об обязанности уплаты налогов (ст. 56). В отдельную статью выделена обязанность " защищать единство Родины и сплоченность всех национальностей страны" (ст. 52). Установление прав граждан сопровождается провозглашением гарантий, в том числе и социально-экономических, однако последние формулировались в виде отсылок к последующему законодательству. Например, в статье, устанавливающей право на отдых (ст. 43), декларировалось, что " государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков" или в связи с правом на труд и обязанностью трудиться: " государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда и на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние тружеников" (ст. 42) и т.п. Конституция внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в следующих главных моментах: 1) восстановление института Председателя КНР; 2) предоставление ПК ВСНП фактически тех же прав в области законодательства, что и самому собранию; 3) образование Центрального военного совета КНР, который, как было заранее установлено, совпадает по персональному составу с Военным советом (точнее Военной комиссией) ЦК КПК; 4) восстановление волостного звена органов власти и управления; 5) установление сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах (Председателя и заместителя Председателя КНР, председателя и заместителей председателя ПК ВСНП, премьера, заместителей премьера и членов Госсовета, председателя Верховного народного суда, генерального прокурора Верховной народной прокуратуры - двумя созывами ВСНП, т.е. десятью годами); 6) установление несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей (включая ПК ВСНП) с занятием административных, судебных и прокурорских должностей; 7) учреждение в составе правительств различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля над финансами и финансовой деятельностью. Конституцией КНР 1982 г. были восстановлены основные автономные права национальных районов, ранее содержавшиеся в первой Конституции страны, в том числе право на издание положений об автономии и отдельно действующих положений (местных законов, учитывающих национальную специфику), на формирование местных отрядов общественной безопасности и особые финансовые права. Вместе с тем Конституцией впервые установлено право занятия некоторых должностей в органах самоуправления районов национальной автономии гражданами " тех национальностей, которые пользуются районной автономией" (ст. 114): за последними резервировались посты председателей правительств национальной автономии и председателей или заместителей председателей ПК СНП этих единиц. При подготовке окончательного текста Конституции в его первоначальный проект было внесено около ста поправок. Большинство из них носило юридическо-технический характер, но не только. Так, в окончательном тексте Конституции было опущено содержавшееся в проекте положение о воспитании интеллигенции. Одновременно появились отдельные статьи о развитии науки, медико-санитарного дела, литературы и искусства, вставлен большой абзац о " строительстве социалистической духовной культуры" (ст. 24). Общая статья о государственных органах была дополнена положениями, провозглашавшими принцип упрощения аппарата и сокращения штатов, введение систем служебной ответственности, повышения квалификации кадров и их аттестации (ст.27). В ст. 32, первоначально посвященную лишь праву убежища для иностранных граждан, было включено развернутое положение об охране в КНР законных прав и интересов иностранцев. Самым значительным изменением в главе о государственной структуре по сравнению с конституционным проектом явилось снятие ограничения определенными сроками нахождения на посту председателя Центрального военного совета КНР (в тот момент этот пост занимал Дэн Сяопин). В целом Конституция 1982 г. была существенным прогрессом по сравнению со своими предшественницами 70-х годов, а в некоторых отношениях превосходила и первую Конституцию страны. Однако в основном она была скорее восстановительным, чем реформаторским документом. Такое свое значение она получила лишь с принятием поправок, внесших существенные коррективы в общественный строй государства. Первыми поправками 1988 г. (1-я сессия ВСНП 7-го созыва) были легализованы на конституционном уровне частные хозяйства и установлена возможность передачи в аренду права землепользования. Следующими поправками (1993 г., 1-я сессия ВСНП 8-го созыва) был закреплен на конституционном уровне " социализм с китайской спецификой", т.е. система социалистической рыночной экономики, регулируемая государством. В Конституцию было внесено и впервые сформулированное еще в конце 80-х годов понятие " начальной стадии социализма", в рамках которой существует многообразие форм собственности. Было внесено и такое новое определение, как " социализм в модернизированном виде", подчеркнута необходимость " отстаивать реформы и открытость". Характерно и то, что в число задач китайского народа было включено превращение страны в " богатое, могучее, демократическое, цивилизованное социалистическое государство" (ранее слова " богатое" и " могучее" отсутствовали, а говорилось о высокоцивилизованном, высокодемократическом государстве, т.е. при внесении поправок были сняты превосходные степени). Из моментов, относящихся к политической системе, в преамбуле можно указать лишь на введение формулы " многопартийное сотрудничество под руководством КПК", которая принципиально нового не содержала. Более характерными были изменения по конкретным статьям. В поправке к ст. 7 важным нововведением явилось переименование " государственного сектора экономики (гоин цзинцзи) в " сектор экономики, основанной на государственной собственности" (гою цзинцзи). Это была не простая смена терминов. Она означала преобразование производственных отношений, поскольку право пользования собственностью государства переходит к самостоятельным хозяйственным организациям. Поправкой к ст. 8 было снято упоминание в Конституции народных коммун. Очень важным явилось и изменение ст. 15, прежде закреплявшей осуществление планового хозяйства. Теперь функции государства концентрируются на строительстве рыночной экономики, усилении хозяйственного законодательства, совершенствовании макрорегулирования. Требование неукоснительного выполнения хозяйственных планов теперь в конституцию не включено. Конкретизация изменений в системе хозяйствования была продолжена в статьях 16и17 конституции, установивших право на хозяйственную самостоятельность предприятий государственной и коллективной собственности. Предписание подчинения этих предприятий государственному плану из Конституции исключено. Эти изменения в Конституции КНР означали существенный отход от командно-административной модели управления экономикой. В меньшей степени изменения 1993 г. в конкретных статьях касались политической системы общества. Они свелись к изменению сроков полномочий собраний народных представителей уездного уровня - установлению для них пятилетнего срока полномочий. В силу этой конституционной новации трехлетним остался лишь срок полномочий собраний народных представителей волостного уровня. Унификация сроков полномочий представительных органов уездного уровня с вышестоящими создает определенные удобства для властей при организации выборов, являющихся многостепенными. Новая серия конституционных поправок имела место в 1999 г. 15 марта 1999 г. 2-я сессия Всекитайского собрания народных представителей девятого созыва приняла третью серию поправок к Конституции КНР. Как и в двух предыдущих случаях (1988 и 1993 гг.), основные изменения в Конституции закрепляли сложившуюся практику государственной жизни, уже произошедшую смену партийных лозунгов или установок и даже отдельные изменения в законодательстве. Следует отметить, что у всех поправок к Конституции единая (с 1988 г.) нумерация: последние шесть поправок начинаются с 12-го номера и завершаются 17-ой. Первая из этой серии поправок (12-я по единой нумерации) относится к седьмому абзацу Введения Конституции. Изменения коснулись трех формулировок этого абзаца, а именно: а) положение " Китай находится на начальной стадии социализма" заменено на " Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социализма"; б) слова " вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна" дополнены " и теорией Дэн Сяопина"; в) в той же фразе среди задач китайского народа теперь обозначено " развивать социалистическую рыночную экономику". Все перечисленные изменения уже встречались ранее в законах и партийных документах, документах Единого фронта, теоретических статьях. Вторая (13-я) из поправок относится к ст. 5 Конституции, устанавливающей принципы соблюдения законности в государстве. К этой статье добавлен новый первый абзац, устанавливающий: " Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим правовым государством". Поправка отражала быстрое нарастание в стране большого пласта разнообразных правовых норм. Реформа права считается в КНР важным направлением политической реформы, однако на деле она вместе с административной реформой в известной мере подменяет политическую реформу, так как политические институты практически не реформируются. Лозунг становления КНР как социалистического правового государства тоже нельзя отнести к нововведениям. Он сравнительно давно присутствует в терминологии политических и научных статей. Разумеется, его поднятие на конституционный уровень имеет немаловажное значение для жизни страны. Третья (14-я) поправка внесла существенное изменение в 6-ю статью Конституции, в которой говорится об общественной собственности на средства производства как основе экономического строя и осуществлении принципа оплаты по труду. Рыночная экономика заставила творцов конституционных поправок вписать в Конституцию новое положение, отразившее фактически сложившуюся ситуацию, при которой наряду с общественным в стране стал развиваться частный сектор, где распределение осуществляется не только по труду. Отсюда новый абзац Конституции, устанавливающей, что " на первоначальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются параллельно; придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при осуществлении с другими формами распределения". Четвертая поправка (15-я) касается статьи 8 Конституции, уточняя ее положение относительно роли семейного подряда в сельскохозяйственном производстве, отмечает его связь с коллективным хозяйствованием (в прежней редакции говорилось о системе " ответственности в деревнях, главной формой которой является семейный подряд"). Таким образом, коллективное хозяйство остается элементом организации сельскохозяйственного производства в качестве его второго уровня, при этом семейный подряд остается основой системы хозяйствования. Передача собственности на землю отдельным хозяйствам крестьян непредусматривается. Пятая (16-я) поправка к Конституции особенно важна: легализованный на конституционном уровне еще в 1988 г. частный сектор экономики в качестве " дополнения к социалистической экономике, основанной на общественной собственности", теперь получил вместе с сектором труженников-единоличников (индивидуальными хозяйствами) статус " важной составляющей социалистической рыночной экономики". Однако установление правового равенства индивидуального и частного секторов, объединяемых ныне в Конституции понятием " необщественный сектор", с общественным (предприятия государственной и коллективной собственности) не означает ослабления государственного контроля в отношении индивидуальных и частных хозяйств: в Конституции по-прежнему подчеркивается направление государством деятельности этих хозяйств, наблюдение и контроль со стороны государства за ними. Шестая поправка (17-я) вносит изменение в 28-ю статью Конституции, где устанавливаются основы карательной политики КНР. Суть его в исключении понятия " контрреволюционное преступление" из китайской правовой терминологии. Теперь в Конституции говорится о подавлении " предательской и прочей преступной деятельности, подрывающей безопасность государства". Дело здесь не в простой смене терминологии, а в переводе карательной политики государства в более цивилизованное русло, в уменьшении заложенных в самом законе возможностей необоснованных репрессий. И в этом случае не Конституция выступает пионером законодательных преобразований - понятие " контрреволюционное преступление" было исключено из Уголовного кодекса КНР еще в марте 1997 г. при принятии Всекитайском собранием народных представителей этого Кодекса в новой редакции. Таким образом, все поправки к Конституции КНР периода второй половины 80-90-х годов относятся к ее вводной части (Преамбуле) и первой главе (Общие положения) и не касаются прямо вопросов, связанных с правами и обязанностями граждан и государственной структурой страны. Однако подчеркнутые поправками принцип " управления на основе закона" и задача построения правового государства неотделимы от совершенствования государственного аппарата и защиты гражданских прав. Главный же смысл внесенных поправок - закрепление уже произошедших изменений в общественном строе страны, заключающихся прежде всего в признании равноправия на длительный исторический период различных форм собственности, развития Китая по пути регулируемой государством рыночной экономики, официально именуемой в КНР " социалистической рыночной экономикой". Вряд ли можно ожидать в ближайшем будущем серьезных изменений в политической системе страны. Несмотря на значительное число диссидентских выступлений (в том числе и печатных) и даже попытки организации оппозиции (типа Демократической партии) и выдвижения на выборах оппозиционных кандидатов, правящая партия по-прежнему монополизирует власть во всех ее эшелонах. Даже сравнительно лояльные выступления за углубление политической реформы пока что встречали довольно жесткий отпор со стороны властных структур. Главная внутриполитическая задача китайского руководства усматривается сейчас во всемерном поддержании политической стабильности внутри государства, а это подразумевает исключение экспериментов в области политической системы, не исчерпавшей, как можно судить, своей эффективности в обеспечении экономического прогресса, модернизации страны, высокого авторитета КНР в мировом сообществе. Использованная литература Законодательные акты Китайской Народной Республики. М., 1952. Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики. М" 1955. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984. Китайская Народная Республика: законодательные акты. М" 1989. Новое законодательство КНР// Экспресс-информация ИДВ РАН. N 5. М., 1994. Новое законодательство Китайской Народной Республики// Экспресс-информация ИДВ РАН. N 10. М., 2000.
|