Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы концептов






По своему содержанию концепты подразделяются на несколько типов. Рассмотрим некоторые из них.

1. Понятие о каком-либо объекте или явлении. Понятие отражает наиболее общие, существенные признаки объекта или явления. Например, понятие «автомобиль» включает такие признаки, как «транспортное средство», «перевозка», «колеса», «двигатель». А вот концепт отражает любые, не обязательно существенные признаки объекта. Концепт Автомобиль может включать общие для всех людей характеристики - такие, как «бензин», «водительские права», «автоинспекция». Кроме того, в содержании концепта Автомобиль выделяются индивидуальные характеристики, например: Страшно, когда быстро едет, Меня укачивает в нем, Неплохо бы иметь автомобиль и т.д).

К такому типу концепта, как понятие, прежде всего относятся научные понятия, например: атом, синхрофазотрон, …. А какие лингвистические научные понятия вы можете назв ать? - морфема, фонема, синтаксис, синоним, сема и т.д.

2. Фрейм – это объемный, многокомпонентный концепт. Он представляет собой «пакет» информации, знаний о стереотипной ситуации. Под фреймом обычно понимается структура знания, пакет информации, хранимый в памяти. М. Минский определяет фрейм как структуру данных, предназначенную для представления в голове человека определенной стереотипной ситуации. Например: фрейм «театр» включает компоненты: касса, зрительный зал, сцена, буфет, спектакль и т.д. Фрейм «магазин» включает компоненты: покупать, продавать, товар, стоить, цена и др. Традиционно фрейм представляют в виде ядерного концепта и слотов вокруг него, которые заполняются компонентами фрейма.

Например, фрейм «Арбуз» имеет слоты «внешний вид», «вкус», «состав веществ», «запах». Слот «внешний вид», в свою очередь, состоит из слотов «форма», «цвет» и т.д. Компоненты могут быть обязательными – всегда справедливыми в данной ситуации и факультативными – которые заполняются (активизируются) в зависимости от конкретной ситуации. Например, зеленый арбуз может трактоваться как арбуз с зеленой коркой или как неспелый арбуз. В первом случае активизируется слот фрейма «Арбуз» - «внешний вид», во втором случае слот «мякоть». Или, например, «Я положил карандаш на стол» - активизируется фрейм «Карандаш» и «Я положил карандаш в точилку» - здесь активизируется слот фрейма «Карандаш» - «кончик карандаша».

Фреймы могут пересекаться, т.е. иметь общие слоты, т.к. ситуации реально существующего мира тесно взаимодействуют между собой. Например, Лицо белое как мел. Здесь взаимодействуют два фрейма: «Лицо» и «Мел». Эти фреймы имеют множество слотов, одним из которых является общий для них слот «цвет». Известно, что лицо может иметь розовый, белый цвет (побелел от страха!), красный (покраснел от волнения), синий цвет (посинел от холода). Поэтому слот «цвет» у фрейма «Лицо» имеет несколько заполнителей: розовый, белый, красный, синий, зеленый, и т.д. Мел чаще нам встречается в виде вещества белого цвета, поэтому слот «цвет» у фрейма «Мел» имеет заполнитель «белый». В сравнении Лицо белое как мел фреймы «Лицо» и «Мел» пересекаются по заполнителю слота «цвет» - белый. Надо иметь в виду, что фрейм – это концепт в статике.

В виде фреймов можно представить как группы языковых единиц, объединенных общей тематикой, так и значения языковых единиц. Фреймы обладают внутренней структурой, элементы которой представлены сложной конфигурацией слотов. В слотах может содержаться информация различной степени сложности: от простого признака до специальных фоновых знаний или даже энциклопедических данных. Каждый слот со своим содержанием отражает стереотипные знания об определенной сущности в мире. Фреймы могут пересекаться, или иметь, по терминологии М. Минского, общие терминалы. Каждый фрейм представляет собой иерархию с фиксированной вершиной, или вышестоящим фреймом, и нижестоящими фреймами. Видение ситуации во многом определяется позицией наблюдателя, тем, на чем он концентрирует свое внимание. Происходит оценивание того, насколько поступаемая к человеку информация соответствует прототипному фрейму.

3. Сценарий. От фрейма отличается третий тип концепта – сценарий. С ценарий (или еще говорят / используют термин «скрипт») – это динамически представленный фрейм. Он представлен как последовательность этапов, эпизодов (например: сценарий «футбольный матч» включает такие этапы, как «покупка билета», «забивание гола», «свисток судьи», «передача мяча» и др.). Сценарий - особая разновидность фрейма, слоты которого заполнены событиями, происходящими в определенной последовательности. По Дж. Лакоффу, сценарию соответствует следующая онтология: начальное состояние, последовательность событий, конечное состояние. Онтология сценария обычно включает людей, вещи, свойства, отношения. Элементы онтологии часто связываются отношениями определенных типов: причинными отношениями, отношениями тождества и т.д. Эти отношения структурно представляются схемами связи.

4. Гештальт – это целостный образ предмета или явления. Это самые общие, нерасчлененные знания. Например «университет» - для тех, кто никогда не учился в Вузе и не знает его структуру (факультеты, деканаты, кафедры), не знает, как строится учебный процесс (лекции, семинары) – это гештальт. Гештальт – это чувственно воспринимаемое явление, которое в сознании существует в виде комплексной картины. Например, в ходе экспериментов гештальты описывают так: «молчание» - это «люди с сжатыми губами и выразительными глазами, пустая комната, тишина».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал