Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умственно отсталые дети со сложным дефектом
Среди умственно отсталых встречаются дети, у которых обнаруживается два и более отклонений в развитии. Это дети со сложными недостатками развития: олигофрены с поражением анализаторов (слуха, зрения), со специфическими речевыми отклонениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом. В настоящее время эти дети недостаточно изучены. Дети с таким комплексным дефектом, конечно, нуждаются в большей мере в специальных программах и методах коррекционного обучения, чем обычные умственно отсталые. Для них знакомство с окружающим социальным миром, предметами и явлениями, находящимися вокруг, сильно осложнено, резко затруднено понимание жизненных ситуаций и их решение. Обучение таких детей осуществляется в группе из 4 — 5 человек при специальных детских учреждениях, где их учат по облегченным, часто индивидуальным программам, сообщающим детям элементарные знания. Основное же время отводится на формирование у них необходимых, жизненно важных практических и гигиенических навыков. Одна из главных задач — научить детей самостоятельно себя обслуживать. В целом прогноз развития умственно отсталых детей со сложным дефектом менее благоприятен, чем прогноз развития детей, имеющих только интеллектуальную недостаточность. Многие из них всю жизнь находятся в интернатных учреждениях Министерства социальной защиты населения, и лишь небольшой процент детей со сложным дефектом воспитываются дома. Контрольные вопросы и задания 1. Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок». 2. Каковы причины возникновения умственной отсталости? n 3. В чем проявляется своеобразие деятельности умственно отсталых 4. Как можно охарактеризовать восприятие умственно отсталых детей? 5. Каковы особенности мышления детей этой категории? 6. Как протекают мнемические процессы у детей с интеллектуальной 7. Какие особенности речи отмечаются у умственно отсталых детей? 8. Как можно охарактеризовать внимание умственно отсталых детей? 9. В чем проявляется своеобразие эмоционально-волевой сферы у ум-
10. Каковы особенности личности этой категории детей? 11. В чем специфика основных видов деятельности детей с интелле- 12. Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефек- Литература Основная Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982—1985. — Т. 5. Гаврилушкина О. П., СоколоваН.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1985. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие. — М., 2002. Морозова И. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. — М., 1969. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М., 1965. Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. — М., 1969. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1988. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. — М., 1985. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. — М, 1980. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М., 1966. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. — М., 1979. Дополнительная Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. — М., 1982. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М., 1980. Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1987. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002. ЛурияА.Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. — Л., 1986. Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. — Алма-Ата, 1985. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И.Шиф, Т.Н.Головиной. — М., 1977. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой. — М., 1986. Психология умственно отсталого школьника: В 3 ч. / Под ред. В. Г. Петровой. — Красноярск, 1994—1995. Роль обучения в развитии психики детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М., 1981. Стадненко Н. М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. — Киев, 1980. Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. — М., 1993.
|