Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития
Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта — это целостная система, состоящая из логически последовательных структурных связей в учебном процессе. Эти связи складываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Выделяются следующие компоненты: восприятие учебного материала учеником, осмысление его, закрепление в памяти и применение усвоенных знаний и умений. Восприятие изучаемого материала является исходным моментом познавательной деятельности учащихся. Именно восприятие у детей с нарушениями интеллекта несовершенно, что приводит к непониманию изучаемого, быстрому забыванию. Исследованиями установлено, что «активность и целенаправленность ощущений и восприятий учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида понижены, избирательность, осмысление нарушены. Следовательно, восприятия бедны не только по содержанию, но и по характеру их образования». Осмысление учебного материала — это процесс понимания изучаемого. Но не всегда ученик с нарушениями интеллекта даже в подростковом или старшем школьном возрасте может самостоятельно вскрыть сущность связей и зависимостей между предметами и явлениями. Ему малодоступен процесс анализа, синтеза, классификации, обобщения, следовательно, мыслительные операции самостоятельно учащиеся проводят с трудом, в основном все они пытаются воспроизвести то, что видят: окно, дом, сад; дым, облако, пар; страх, ужас, волнение. Вербализация осуществляется без трансформации наглядных образов. Следовательно, содержанием работы в этот период должны быть уточнение, сопоставление, характеристика конкретного явления. Учитель управляет процессом осмысления учащимися учебного материала. Процесс закрепления полученных знаний и умений осуществляется в системе коррекционного обучения лишь в том случае, когда учитель убедился, что знания прочны и могут быть воспроизведены в достаточном объеме. Запоминание и воспроизведение (особенности памяти) носят осмысленный характер. Огромную роль играет повторение, которое используется не только с целью закрепления и систематизации знаний, но и как коррекция имеющихся мыслительных процессов. Применение усвоенных знаний и умений вызывает у учащихся с нарушениями интеллекта трудности, обусловленные не только дефектом, что, естественно, важно, но и необходимостью переработки информации, использования ее в практической деятельности. Многие трудности в процессе обучения преодолеваются, но сам механизм применения полученных знаний в новых условиях часто не реализуется. Вот почему важным требованием в процессе применения знаний и умений является постоянное возвращение к условиям, в которых знания и умения формировались. Резко менять условия нельзя, так учащиеся не в состоянии соотнести свои знания с этими условиями. Вовлечение учащихся в практическую деятельность должно осуществляться последовательным путем: · адаптация содержания обучения к познавательным возможностям детей с нарушениями интеллекта; · обеспечение наглядности обучения, которая должна быть доведена «до полной очевидности» (А. Н. Граборов); · организация процесса обучения в замедленном темпе; · организация систематического повторения в обучении; · последовательное включение ученика в учебную деятельность с использованием разнообразных видов упражнений; · индивидуализация и дифференциация процесса обучения; · использование игры как дидактического подхода к овладению знаниями; · соблюдение охранительного, педагогического и щадящего режимов деятельности; · использование труда как средства коррекции (социально- бытовой, общественный, производительный). Коррекционно-развивающие задачи целиком и полностью связаны с общедидактической. Эти задачи дополняют, взаимодействуют и обеспечивают единство всех компонентов обучения детей с нарушениями интеллекта. Содержание образования, особенности процесса обучения, дидактические принципы, методы и формы организации педагогического процесса находят отражение в учебных программах, учебниках. Обучение носит воспитывающий характер, смысл его заключается в том, что в процессе усвоения знаний и умений происходит формирование у учащихся положительных качеств личности: трудолюбия, усидчивости, ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности, умения работать в детском, а в дальнейшем и трудовом коллективе. Огромная роль отводится трудовому воспитанию и обучению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Процесс трудовой подготовки в таких школах профессионально ориентирован и предполагает приобщение детей к труду в сфере материального производства, вооружение их общеучебными, трудовыми, профессиональными знаниями, умениями и навыками; формирование у них нравственных качеств. Трудовое обучение — основное средство социально-трудовой реабилитации, общественно-трудовой адаптации.
2.2. Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития Принци п — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования. Под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к участию в жизни общества. В педагогической практике принципы выполняют роль ориентиров и являются универсальными для всех учебных предметов. Большой вклад в разработку принципов обучения детей с нарушением интеллекта внесли Э. Сеген, Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, Л.С.Выготский, А.Н. Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко и другие. В основе обучения и воспитания детей и подростков, как нормально развивающихся, так и с нарушением интеллекта, лежат одни и те же принципы, которые в том и другом случае реализуются по-разному. Это принципы воспитывающего и развивающего обучения, связи обучения с жизнью, научности и доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, прочности результатов обучения, коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Выделяются также специфические дидактические принципы, которые используются только в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. К ним можно отнести принцип коррекционной направленности обучения, профессионального характера трудового обучения, взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки, опоры на сохранные анализаторы. Рассмотрим сначала общие принципы обучения. Принцип воспитывающего и развивающего обучения выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого ребенка. В специальной (коррекционной) школе VIII вида у учащихся воспитывают навыки правильного поведения, формируют нравственные представления, нравственные чувства. Особенно важным для дальнейшей жизни школьников с нарушением интеллекта и овладения ими профессией является формирование правильного отношения к труду, навыков поведения в трудовом и учебном коллективах, представлений об их обязанностях перед обществом. Принцип воспитывающего и развивающего обучения реализуется в содержании учебного материала, которое отражено в программах и учебниках. Например, первоначальные нравственные представления о дружбе, честности, справедливости могут быть сформированы на материале рассказов и отрывков из литературных произведений, помещенных в учебниках по чтению для II и III классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Чувство гордости за свою страну может быть сформировано в старших классах на уроках истории, где учащиеся узнают о героическом прошлом своей Родины, на уроках географии, где их знакомят с природными богатствами России, и на других уроках. Принцип развивающего обучения реализуется в формировании у школьников познавательных способностей, эмоционально- волевой и поведенческой сфер. В специальной (коррекционной) школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения, который будет раскрыт ниже. Принцип связи обучения с жизнью способствует формированию мировоззрения учащихся, повышает значимость для них учебной деятельности, придает этой деятельности осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия детей для учения, способствует формированию у них умения применять полученные знания на практике. Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того, зачем нужны те или иные знания и как они могут использовать их в жизни. Мышление учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида конкретное, и учебный материал, который не связан с их личной практикой, не вызывает у них интереса, в то время как то, что связано с их деятельностью в повседневной жизни, усваивается значительно лучше. В связи с этим при изучении новой темы школьникам с нарушением интеллекта целесообразно объяснить, как они смогут применить полученные знания в жизни. Например, перед изучением темы «Проценты» в курсе математики IX класса учащимся важно показать, что умение вычислять проценты от числа понадобится им для того, чтобы высчитать зарплату, чтобы узнать денежную сумму, которая накопится на их счете в банке через 1 год, и т.д. Полученные в школе знания и умения должны быть закреплены на практике, в новых условиях, перенесены в реальную жизнь. Принцип научности и доступности в обучении предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. При этом доступность понимается как мера посильной трудности. Содержание обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида адаптировано с учетом возможностей детей рассматриваемой категории. Значительно снижены по сравнению с программой массовой школы объем и глубина изучаемого материала. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, ряд понятий не изучаются. Например, в курсе математики специальной (коррекционной) школы VIII вида отсутствует такой раздел, как «Алгебра». Вместо большого курса «Геометрия» изучаются только элементы геометрии. Вместе с тем формируемые у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида знания, умения и навыки вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией. Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта растянуто во времени и происходит низкими темпами, поэтому сравнительно небольшим объемом материала они овладевают за девять — одиннадцать лет. В обучении детей рассматриваемой категории используются как общие для массовой и специальной (коррекционной) школы VIII вида, так и специфические методы и приемы, облегчающие усвоение программного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения их на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности — методом маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно. Несмотря на то что в специальной (коррекционной) школе VIII вида содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер. Как писал Г. М. Дульнев, «... как ни элементарны по своему содержанию знания, сообщаемые учащимся вспомогательной школы, они должны быть научными» Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида в начальных классах, как правило, не готовы к усвоению системы научных знаний по предмету. Они в силу недостаточно сформированного восприятия, слабости анализа, синтеза и других мыслительных операций часто имеют недостаточные, искаженные и неправильные представления об объектах и явлениях окружающей действительности. «Вместо понимания сущности вещей и явлений у умственно отсталого нередко формируются ложные представления об окружающем по чисто внешним, случайным связям, по несуществующему сходству». Необходимо также отметить, что круг представлений детей с нарушением интеллекта очень ограничен. Для того чтобы сформировать, уточнить и расширить круг представлений и подготовить школьников к восприятию учебного материала, в специальной (коррекционной) школе VIII вида перед изучением систематического курса ряда учебных дисциплин (математика, русский язык и др.) выделен пропедевтический (подготовительный) этап. В процессе изучения учебных дисциплин школьники знакомятся с логикой, идеями соответствующей науки. Принцип систематичности и последовательности в обучении является необходимым для формирования у учащихся целостной картины мира. При обучении школьников с нарушением интеллекта этот принцип приобретает особую значимость, так как известно, что представления и знания детей этой категории отрывочны, бессистемны, учащиеся затрудняются переносить их из одной ситуации в другую, новую, что подчас делает невозможным их применение. Поэтому одной из основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида является формирование у детей системы доступных знаний, умений и навыков. Сообщаемый школьникам материал увязывается внутри каждого учебного предмета в определенную систему элементарных понятий. Так, в курсе «Биология» выделяются следующие разделы: «Растения», «Животные», «Человек». Лишь в некоторых случаях не обязательна строгая систематизация в изложении учебного материала. Так, известно, что изучение исторических событий в определенной их последовательности вызывает большие трудности у учащихся, поэтому учебный материал по истории представлен как яркие рассказы из прошлого. Разобщенное изучение школьных дисциплин не может обеспечить формирование в сознании школьников целостной картины мира. Для того чтобы преодолеть такую разобщенность в содержании программ и учебников, предусматриваются внутрипредметные и межпредметные связи, а в учебный план включаются предметы интегративного характера. Например, на уроках математики решаются задачи, содержание которых связано с уроками трудового обучения, географии, биологии. На уроках русского языка учащиеся учатся заполнять деловые бумаги (заявления, бланки и т.п.), закрепляют написание слов, значение которых они изучают на уроках труда, математики, географии и т.д. На одних уроках используются знания и умения, которые получены на других. Например, после того как учащиеся на уроках математики научились чертить геометрические фигуры, это умение закрепляется на уроках ручного труда, где школьники уже не используют готовые шаблоны, а самостоятельно их изготавливают. Поэтому для каждого олигофренопедагога важно знание учебного материала в соотнесении с возможностями школьников с нарушением интеллекта не только по своему предмету, но и по другим. В этой связи особо важное значение имеет взаимопосещение педагогами уроков. В учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида включены такие интегративные предметы, как «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром», «Социально-бытовая ориентировка». Обучение профессиональному труду также требует знаний интегративного характера из разных смежных учебных дисциплин. Принцип систематичности и последовательности в обучении реализуется во взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся на уроках. Начиная с младших классов учитель приучает школьников к последовательным устным и письменным ответам на вопросы, к выполнению заданий по плану. Поскольку школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают действия, которые для нормально развивающихся детей являются достаточно простыми, в специальной (коррекционной) школе VIII вида широко используются памятки, алгоритмы, схемы, технологические карты, определяющие последовательность операций. Сначала учитель показывает, как ими пользоваться, впоследствии он привлекает учащихся к их применению. Важное значение для систематизации знаний учащихся приобретают уроки обобщающего повторения. Принцип систематичности и последовательности в обучении школьников с нарушением интеллекта реализуется также в том, что при поступлении в школу обязательно проводится обследование детей, в процессе которого выявляются имеющиеся знания, умения и навыки. Это является необходимым, так как поступающие в школу дети имеют разный опыт организованного обучения (специальные и массовые детские сады, общеобразовательная школа, семья). Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное отношение учащихся к учебе, сознательное усвоение ими знаний, умений и навыков, использование этих знаний, умений и навыков при изучении других учебных предметов и в жизни, а также познавательную активность. Этот принцип имеет особо важное значение в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта. Как показывают исследования (Н. Г. Морозова и др.), умственно отсталые дети поступают в школу с несформированными познавательными интересами, с непониманием значения своего учебного труда. Поэтому добиться от них сознательного усвоения учебного материала значительно труднее, чем от их сверстников с нормальным развитием. На первых порах обучения в школе прежде всего необходимо формирование у учащихся интереса к учебному материалу. С этой целью используются различные виды наглядности, дидактические игры, сюрпризные моменты, поощрения. Школьники лучше усваивают материал, имеющий для них личностную значимость, поэтому необходимо связывать изучаемый материал с личным опытом учащихся. Например, на уроках математики при знакомстве с новым числом и цифрой целесообразно выяснить, где дети раньше видели их. Велика роль педагога в формировании у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида интереса к предмету и стремления хорошо учиться. Желание угодить любимому учителю, заслужить его похвалу побуждает учеников получать хорошие отметки, расширять знания по предмету. Л.С.Выготский указывал, что педагоги должны не пассивно приспосабливаться к возможностям детей, а активно воздействовать на их познавательное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В специальной (коррекционной) школе VIII вида учитель должен учить учащихся наблюдать, сравнивать в процессе наблюдения, выделять существенные и второстепенные признаки, делать выводы и обобщения. В обучении детей с нарушением интеллекта используется как познавательная, так и практическая активность: работа с практическим материалом для изучения нового материала и закрепления и обобщения пройденных знаний. Критерием успешного сознательного овладения знаниями и умениями является их самостоятельное применение в новых условиях. Принцип наглядности в обучении. Наглядность всеми педагогами признается исходным началом обучения, так как, во-первых, наглядность выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых, использование наглядности основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в-третьих, она повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более интересным. Принцип наглядности в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта реализуется своеобразно. Это обусловлено их психофизическими особенностями, и прежде всего особенностями восприятия, преобладанием конкретного мышления и ограниченной способностью к развитию абстрактного мышления. Исследования Н. И. Вересотской, Е. М. Кудрявцевой, М. М. Нудельмана, И.М.Соловьева, Н.М.Стадненко, Ж.И.Шиф и других ученых показали, что учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеют нарушения восприятия. Этих детей характеризуют замедленность, узость, недостаточная дифференцированность зрительного и слухового восприятия, что затрудняет знакомство с окружающим миром, а также формирование некоторых навыков, например письма, чтения, счета. При рассматривании школьники с нарушением интеллекта выделяют крупные и опускают мелкие детали и предметы, не называют существенные части и детали. Они часто называют предметы ошибочно, у них отмечается слабость узнавания общего, особенного, индивидуального. Особые сложности у детей с нарушением интеллекта вызывает восприятие картин. Они не понимают взаимосвязи между предметами, изображенными на картине, допускают грубые ошибки в толковании мимики и пантомимики. Это мешает им отчетливо выделить основную ситуацию, связанную с сюжетом картины. Вместе с тем в исследованиях указывается, что под воздействием обучения восприятие детей с нарушением интеллекта развивается. Важное значение в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет выбор наглядности. На первых годах обучения детей в школе предпочтение отдается реальным предметам, игрушкам, ярким, привлекательным картинкам, иллюстрациям. На старших годах обучения характер используемой наглядности меняется: она становится схематичной, обобщенной. Большое место в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида занимает использование технических средств обучения. Используя наглядность в обучении школьников с нарушением интеллекта, необходимо помнить о правильном соотношении наглядных и словесных методов. «Если в младших классах чувственный, непосредственный опыт ребенка должен занимать главную роль в процессе обучения, то в старших классах все более и более должны углубляться опосредованные, словесно-логические пути усвоения учебного материала». Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив, создавать условия для активной, организованной работы всех учащихся и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику. Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программного материала. Основными причинами такой неоднородности являются полиморфность основного дефекта и различие сопутствующих нарушений, неодинаковость сохранных качеств, а также условий дошкольного и семейного воспитания. Вместе с тем коллектив очень значим для школьников с нарушением интеллекта, так как, находясь в коллективе, они приобретают опыт коллективной деятельности, учатся подчинять свои намерения и действия интересам коллектива, оказывать помощь друг другу. Коллектив стимулирует детей к достижению более высоких результатов в учебной деятельности, дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности. Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении. В основе дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) школе VIII вида лежат разные возможности школьников в овладении программным материалом. Условно выделены четыре группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по русскому языку, математике, труду и определены их типологические особенности (В. В. Воронкова, С.Л.Мирский, Н.П.Павлова, Е.А.Ковалева, П.Г.Тишин, В. В. Эк). Первую группу составляют ученики, успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют, как правило, самостоятельно. Программный материал усваивают сознательно. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. Во вторую группу вошли ученики, также успешно обучающиеся в классе. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но затрудняются сделать элементарные выводы и обобщения. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал и нуждаются в помощи учителя. Для учащихся характерно недостаточное понимание вновь изучаемого материала. Они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Значительно снижены у школьников данной группы способности к обобщению. Четвертую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники. Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приемов обучения. Принцип дифференцированного подхода отражен в примечаниях к программам специальных (коррекционных) школ VIII вида по ряду предметов, в выделенных уровнях усвоения программного материала. Индивидуальный подход состоит в учете индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития. В процессе индивидуального подхода к учащимся специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются задачи индивидуальной коррекции. В связи с этим на первый план выходит требование тщательного изучения школьников. Оно проводится на основе анализа медицинской (медицинская карта) и психолого-педагогической документации (характеристики, дневники наблюдений, школьный журнал, личное дело), изучения письменных работ учащихся, бесед с учениками, педагогами, родителями, наблюдений за учащимися. На каждого ребенка, поступившего в специальную (коррекционную) школу VIII вида, заводится дневник наблюдений, где фиксируются все его успехи и неудачи, изменения в поведении. Так как дневник ведется в течение нескольких лет, с его помощью бывает легко проследить динамику развития ребенка. В дневнике наблюдений ставятся коррекционные задачи, указываются способы их достижения и результаты. Проиллюстрируем осуществление индивидуального подхода на конкретном примере. Саша У., 11 лет, обучается в 4-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Помимо основного диагноза «умственная отсталость легкой степени» имеет грубое недоразвитие пространственного праксиса и гнозиса. В связи с этим ему трудно даются все предметы, связанные с письмом, и, наоборот, значительно успешнее он овладевает программным материалом по другим дисциплинам. Индивидуальный подход к этому ученику предполагает прежде всего обучение его навыкам работы на компьютере, что даст ему возможность не только работать устно, но и выполнять письменные работы Значительная неоднородность состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является ее специфической особенностью. Г. М. Дульнев в своих работах указывал, что разнообразие состава учащихся является свойственным для этой школы явлением. Поэтому проблема индивидуального и дифференцированного подхода будет оставаться актуальной всегда. В основе реализации принципа прочности в обучении лежат, прежде всего, объективные закономерности памяти, ее роли в психической жизни человека У школьников с нарушением интеллекта отмечаются значительные нарушения памяти, хотя эти нарушения могут иметь разную степень выраженности. У большинства учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида снижен объем запоминаемого материала, причем установлена зависимость между объемом запоминания и степенью абстрактности материала: чем абстрактнее, отвлеченнее материал, тем хуже он запоминается. Точность и прочность запоминания также снижены. При воспроизведении они много пропускают, переставляют местами целые звенья, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, часто случайных, ассоциациях. Дети с нарушением интеллекта пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Исходя из этих особенностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, формирование прочных знаний и умений приобретает особо важное значение. Исследования Л.В. Занкова, X.С. Замского, Г.В.Муратова, Ж. И.Шиф и других показали, что при обучении школьников с нарушением интеллекта приемам осмысленного запоминания — разделению текста на части, выделению основной мысли, определению опорных слов и выражений, установлению смысловой связи между частями текста — можно добиться значительных успехов. Следовательно, овладение учащимися рациональными приемами запоминания — одно из важных условий прочного усвоения ими знаний и умений. Повторение в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно вестись систематически и быть не концентричным (сосредоточенным на одном уроке), а рассредоточенным, т.е. продолжаться на ряде уроков. Так, известно, что школьники с нарушением интеллекта с трудом запоминают таблицу умножения и деления. Чтобы ее знание сохранилось на продолжительное время, необходимо ее регулярно повторять, возвращаясь к ней как на устном счете, так и при решении примеров. Учитель должен проявлять большую изобретательность, чтобы разнообразить повторение. Для того чтобы знания и умения были прочно усвоены, детям с нарушением интеллекта необходимо большее количество упражнений и заданий для закрепления, чем их нормально развивающимся сверстникам. Принцип прочности в обучении учитывается при составлении программ для специальной (коррекционной) школы VIII вида. В начале каждого учебного года планируется повторение, основными задачами которого являются восстановление и систематизация знаний и умений, полученных в предыдущие годы обучения. В конце каждой четверти и года также планируется повторение, цель которого — закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания и умения. Почти на каждом уроке в специальной (коррекционной) школе VIII вида присутствует этап повторения, на котором закрепляется материал, пройденный на предыдущих уроках. Перейдем к характеристике специфических принципов обучения. Принцип коррекционной направленности в обучении полно и глубоко освещен в работах Т.А.Власовой, И.Г.Еременко, Н.Г.Морозовой, М.С.Певзнер, Т.В.Розановой, В. Н.Синева и других. В основе его лежит учение о первичных и вторичных дефектах, о ведущей роли обучения в развитии, о компенсации. Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением интеллекта средствами обучения. Этот принцип отражен в задачах специальной (коррекционной) школы VIII вида, в программах каждого учебного предмета, в целях каждого урока. В специальной (коррекционной) школе VIII вида помимо предметов общеобразовательной подготовки введены специальные дисциплины (развитие речи на основе ознакомления с окружающим, социально-бытовая ориентировка и др.) со своим своеобразным содержанием, не имеющим аналогов в общеобразовательной школе. На этих уроках решаются коррекционные задачи: расширяются, обогащаются, уточняются и систематизируются представления и знания детей об окружающем мире, как предметном, так и социальном, осуществляется коррекция восприятия, мышления, речи учащихся, они знакомятся с нормами поведения в общественных местах и в быту. На каждом уроке общеобразовательного цикла решаются также и коррекционные задачи, которые чаще всего связаны с содержанием изучаемого учебного материала. При этом учитель осуществляет коррекцию целенаправленно. Задания постепенно усложняются. Необходимо избегать формальной постановки коррекционных задач урока, важно представлять, как будет реализована поставленная задача, на каком материале. Проиллюстрируем решение коррекционных задач на уроках математики. В I классе при изучении чисел первого десятка могут решаться следующие задачи. Для коррекции зрительного восприятия, например для эффективного запоминания образов печатной и письменной цифры, усвоения пространственного расположения составляющих ее элементов, предлагается использовать моделирование из палочек, из картонных или пластмассовых элементов, лепку цифры, изготовление цифры из проволоки. Для закрепления счета в прямом и обратном порядке может быть использована таблица с числами, которые расположены вразброс.
Учащимся дается задание быстро показать и назвать числа по порядку (или в обратном порядке). При выполнении этого задания расширяется зрительное поле учащихся, развивается внимание. При выполнении заданий, в которых требуется назвать число, соответствующее количеству прослушанных звуков, у школьников с нарушением интеллекта будет развиваться слуховое восприятие, произвольное внимание. Коррекция мышления осуществляется при выполнении заданий на сравнение («Что общего в записи цифр 1 и 4? Чем они отличаются?»), на классификацию («Разделить числа 1; 2; 7; 4; 9; 5 на две группы»; «Записать примеры 2 + 3; 4-2; 1 + 1; 5 -3 в два столбика»). Специфическим дидактическим принципом в специальной (коррекционной) школе VIII вида является профессиональный характер трудового обучения. Школьников с нарушением интеллекта обучают доступным для них профессиям: слесаря, столяра, швеи, штукатура-маляра, мойщика окон, озеленителя, санитарки и другим. На это отводится много учебного времени. Обучение проводится в мастерских, где условия труда приближены к производственным. По окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида учащиеся сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивается квалификационный разряд. Таким образом, заканчивая школу, выпускники имеют профессию, которая помогает им занять свое место в обществе. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной (коррекционной) школе VIII вида обеспечивается направленностью всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения учебного материала по труду. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Как указывалось выше, школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные, неточные знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира, которые не могут служить прочной основой для усвоения других знаний, умений и навыков. Для того чтобы их сформировать, необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы. Педагог должен предлагать учащимся не только рассмотреть предмет, но и ощупать его, послушать, как он звучит. 2.3. Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития Процесс обучения — это двусторонний процесс, в котором проявляется деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан вооружить детей знаниями, ученики — овладеть ими и применять на практике. Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления: · теория обучения; · теория воспитания; · система управления специальной (коррекционной) школой — школоведение. Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида — это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере производства. Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под контролем учителя. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народное образование в целом — учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внешними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, наличие педагогических кадров и т.д. К внутренним условиям относится сам учебный процесс с направлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального развития и ближайшего развития. Результат процесса обучения находится в прямой зависимости от характера взаимодействия педагога и учащихся, применяемой технологии. Обучение как система, в которой протекает педагогический процесс, определяется наличием педагогов, обучающихся, условиями воспитания и обучения. Уже было сказано, что сам педагогический процесс характеризуют цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и учащихся. И. П. Подласый в учебнике для вузов «Педагогика» представил систему педагогического процесса (схема 2). Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно отсталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержательной наполняемости этой модели. Под содержанием обучения необходимо понимать систему получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потребностей индивидуума. Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом. Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включиться в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:
Система педагогического процесса Обратные связи · качественное своеобразие структуры дефекта, его количественных проявлений у разных детей; · первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений; · низкий уровень развития всех психических процессов (памяти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса). · гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, перерабатывать полученную информацию; · особенности воздействия социальной сферы (окружение ребенка — школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта. В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта должен нести коррекционную направленность. Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность учащегося применяются специальные педагогические приемы, стимулирующие у них компенсаторные процессы развития познавательных возможностей, называется коррекционным. Однако важно, по словам Л.С.Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с позиций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика ученика как неразвитого в физическом и психическом развитии верна только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток — это особая личность со своими учебными, двигательными возможностями, характером и поступками. При том что основанием для отбора содержания школьного образования служат общие коррекционные принципы, о которых шла речь ранее, в содержание образования должны быть включены основы всех наук, определяющие современное состояние обучения, изложенные в доступной форме. Содержание обучения предметное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках.
2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида Учебный план — это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план: · определяет состав учебных предметов; · устанавливает порядок и последовательность их прохождения; · указывает количество времени на каждый предмет; · является основанием для определения режима деятельности школы; · помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя; · является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание; · определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме. Разработка учебных планов — одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики. Учебные планы специальной коррекционной школы представлены в едином региональном учебном плане. Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребовали изменения структуры и соответственно содержания обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения. В структуре школьного обучения выделяются: · пропедевтико-диагностический этап — 0-й класс; · этап начального обучения — 1 -4-й классы; · этап общего образования — 5 —8-й (9-й) классы; · завершающий этап углубленной социально-трудовой подготовки — 9—10-й (11-й) классы. Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов). Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся. Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение. Все учебные предметы группируются в два блока — общеобразовательный и коррекционно-развивающий. К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода. Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0 — 1 — 4-го классов (руководитель проекта В. В. Воронкова) и так называемый подготовительный пропедевтико-диагностический учебный план для 0-го класса (руководитель проекта И.М. Бгажнокова). Принципиального отличия в предлагаемых учебных планах нет, имеются различия в названиях учебных предметов. Создание учебного плана отдельно для детей подготовительного класса имеет огромное значение в социально-правовом и педагогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью — имбецилы. В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащихся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим образом: - подготовительный класс — 18 — 20 часов;
- 10-й класс — 35 часов; - 11-й (12-й) класс — 35 часов. Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом факультативных занятий она увеличивается на 2 — 3 часа. Например, в 6 —9-х классах она составляет 32 часа. На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится по 15 — 20 минут учебного времени на одного ученика. В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10—11-й) и трехгодичные (10—12-й) профессиональные классы. Решение о создании таких классов принимается на региональном уровне. Число учебных часов может регулироваться за счет распределения общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестидневная). Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в сроки, действующие для всех общеобразовательных учреждений. Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, помогает правильно определить деятельность специальных (коррекционных) учреждений. Выше представлены фрагменты примерных учебных планов, в которых отражены структура и содержание учебного процесса (табл. 2, 3).
2.5. Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе приводится перечень тем изучаемого материала, даются рекомендации по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы типовые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материала», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, концентрический. При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную последовательную связь между собой. Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный материал выстраивается последовательно, с остановками на отдельных темах, которые изучаются более углубленно. Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, а все более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений. Содержание учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях, представляющих собой серьезную информационно-дидактическую модель обучения, помогающую учителю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это ин- формационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебники нового поколения — с интересным содержанием, лаконичные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответствующие коррекционной направленности обучения. Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями. Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии. Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом (см. 2.4). Каждый конкретный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых понятий, носит базовый характер.
Вопросы и задания 1. Раскройте принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения. 2. В чем особенности реализации принципа научности и доступности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 3. Раскройте принцип связи обучения с жизнью. 4. Как реализуется принцип наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта? 5. Раскройте принцип сознательности и активности в обучении. 6. В чем своеобразие реализации принципа систематичности и последовательности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 7. Раскройте принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. 8. В чем особенности реализации принципа прочности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 9. Перечислите специфические дидактические принципы. 10.Охарактеризуйте принцип коррекционной направленности в обучении. 11.Что вкладывается в понятие «образование»? 12.Какое главное отличие в обучении детей с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся школьников? 13.На что направлено содержание обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 14.Дайте краткую характеристику внутренним и внешним условиям обучения. 15.Какое принципиальное отличие основного учебного плана от плана для подготовительного класса? 16.Какие основные общеобразовательные модули имеются в учебных планах? 17.Как распределяется учебная нагрузка по отдельным классам? 18.Какие направления составляют коррекционные технологии? 19.Проанализируйте учебный план, найдите и выделите основной блок общеразвивающих предметов, сгруппируйте их по направлениям. 20.Какие коррекционно-развивающие модели имеются в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида? 21.Какую функцию выполняют учебники и учебные пособия? Каковы педагогические требования к ним? Рекомендуемая литература 1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. 2. Дулънев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: учеб. пособие для учителей / Г. М.Дульнев; под ред. Г. М.Дульнева, Т.А.Власовой, В.Г.Петровой. — М., 1981. 3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 2000. 4. Программы для 5 — 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. - Сб.1. - М., 2000. 5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный — 1—4 классы. — М., 2005.
|