![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок как целостная система
Что такое урок? Существует мнение, что урок — это система воздействия учителя на учащихся, ограниченная смысловым, временным, организационным показателями учебного процесса. Урок — это сложная и ответственная форма организации обучения группы учащихся или отдельного индивидуума во взаимодействии с учителем. Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия группы учителей на учащихся, включающихся в образовательный процесс. В указанных определениях урока содержится три основных аспекта понятия «урок». Первый — система обучения, воспитания и развития учащихся через специально организованную форму деятельности учителей и учащихся (Г. А. Ильина, 1984; М.Н. Скаткин, 1974; А. Н. Граборов, 1951). Второй — система воздействия на учащихся, ограниченная конкретными показателями: организационным, смысловым, временным (Ю.К. Бабанский, 1989; И.Г.Еременко, 1985). Третий — динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия учителей на учащихся (М. И. Махмутов, 1992; П. И. Пидкасистый, 1996; Г.М.Дульнев, 1981; Б. Н. Пузанов, 2000). Таким образом, урок многогранен и динамичен; многоплановый и конкретизированный; специально организованный и завершенный. На каждом уроке, на каждом его отдельном этапе решаются конкретные задачи, раскрываются темы программы, определяются формы учебно-познавательной деятельности. «Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения умственно отсталого ребенка, предупреждают нервно-психические перенапряжения». Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Среди исследователей урока особая роль принадлежит Д.И. Азбукину, А.Н. Граборову, Г.М. Дульневу, И.Г.Еременко. Они определили структуру урока; предложили типизацию уроков; установили внутреннюю связь между этапами; разграничили задачи обучения, в частности коррекционные. Основными требованиями, которые предъявляются к уроку в специальной школе, являются: · реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных; · создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; · использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики; · умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся; · учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся; · научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность; · рациональное использование на уроках наглядности; · формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться. Каждый урок специальной (коррекционной) школы решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную. Общеобразовательная задача предполагает: · четко определенную дидактическую цель; · наполнение урока содержанием с учетом требований учебных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта; · сочетание разнообразных методов обучения; · соответствующие интеллектуальным возможностям учащихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность. Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся. Воспитательная задача предлагает: · формирование у учащихся потребности в овладении знаниями; · воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу; · использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала; · формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т.д.; · обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью. Коррекционно-развивающие задачи урока: · комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания; · формирование и развитие положительных мотивов учебно- познавательной деятельности; · изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»; · изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них; · использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов; · осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
|