Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование гражданского долга, сознательной дисциплины
· Понятия и общественные нормы. · Общество, страна, государство. · Отношения людей в процессе жизни и деятельности. · Как мы живем? Понятия счастливой жизни человека. «Прекрасное – есть жизнь…» Н.Г. Чернышевский · Что и кто нас окружает. · Король вальса (И. Штраус). · «Если ты враг своему здоровью» (алкоголизм и наркомания). · Великий живописец (Левитан). · В труде счастлив человек. · Природа — берегите ее! · Умей слушать, видеть и создавать. Большую роль играет формирование у подростков ответственности за порученное, умения доводить начатое до конца. Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкретный момент. Известный психиатр Е.А. Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-мануальный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др. У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений — стремление развить какие-то конкретные двигательные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцентрический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко выделиться среди своих товарищей). Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе — снижением самокритики. Поведение подростков в условиях специального обучения и воспитания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассивный образ жизни. Часто проявляется реакция имитации — подражание кому-то из взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверстнику. Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Учебная деятельность резко меняется. Некоторые подростки отдают предпочтение тому учебному предмету, где они могут проявить себя как личности, — трудового обучения, физической культуры, изобразительной деятельности. Происходят изменения в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учите Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется доброжелательностью, жестокость — отзывчивостью, скупость — добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно подросток вживается в коллектив, принимает все замечания, адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но некоторые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют инициативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этих состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогические ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому. Вопросы и задания 1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса. 2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания? 3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразовательной и коррекционной школах. 4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания. 5. Перечислите общие принципы воспитания. 6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспитания? 7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комплексного подхода в воспитании? 8. Охарактеризуйте коррекционные принципы. 9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный подходы в воспитании? 10.Почему метод приучения имеет особое значение? 11.Перечислите основные подходы к классификации методов в общей теории воспитания. 12.Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной педагогике? 13.Почему наказание как метод стимулирования используется осторожно? 14.Какие требования должен выполнять воспитатель, прибегая к наказанию? 15.Какие действия должен предпринять воспитатель в приведенных ниже ситуациях? 1. Ученик пришел на тематическое мероприятие в группе (5-й класс): а) без дневника; б) небрежно одетый; в) с массой личных игрушек, в надежде, что его не допустят к участию в мероприятии. 2. Воспитанник получил замечание на итоговой линейке за непрвильное поведение в столовой: а) будете обсуждать поведение; б) поставите неудовлетворительную оценку, сообщите родителям; в) проведете беседу о поведении в процессе приема пищи. Как называется избранный вами метод? 3. Ученик во время самоподготовки действовал неадекватно обычной ситуации: а) увидев гостя, отказался решать примеры и задачу; б) плохо написал, разорвал тетрадь; в) вынул из кармана записной блокнотик и решение записывал в него. 16.Какие методы или формы воздействия на воспитуемых вы использовали в приведенных выше ситуациях и почему? 17.Почему программа воспитания составлена с учетом возраста детей? 18.Какова роль учителя, воспитателя? 19.Какие основные направления воспитательной работы можно практиковать в начальной, средней и старшей школе? 20.Почему трудовое воспитание считается главенствующим в системе работы специальной (коррекционной) школы VIII вида? 21.Понаблюдайте за одним из учащихся школы любого возраста, отразите его личностные характеристики в диагностической карте.
Рекомендуемая литература 1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994. 2. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения / JI. С. Выготский, А. Р. Лу- рия. — М., 1992. 3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. — М.; Ростов н/Д, 2000. 4. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996.
Глава 8
|