![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человек и окружающий мир. Реальность и жизнь
1. Взаимоотношения в природе. 2. Общение с природой, ценности при роды. 3. Музыка (веселая, грустная) и чувства. 4. Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино, музыке. 5. Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни. 14—16 лет «Прекрасное — есть жизнь...» Н.Г.Чернышевский 1. Что и кто нас окружает. 2. Природа — береги ее. 3. Умей слушать, видеть и создавать. 4. Мои любимые песни, музыка. 5. Король вальса (И. Штраус). 6. Великий живописец (Левитан). Система работы воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида определяется «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997). В этом документе предъявлены общие требования к учебно-воспитательному процессу. Но поскольку вся система воспитания носит коррекционно-развивающий характер, очень важно разработать педагогический режим для каждой конкретной школы, для каждого конкретного школьника. Необходимо, чтобы этот режим создавал такие условия воспитания, которые способствовали бы ослаблению и преодолению недостатков развития аномального ребенка. Выделяются два режима: охранительный и щадящий. Первый направлен на нормализацию поведения, сбалансирование эмоциональных проявлений; второй — на уравновешивание нервных процессов. Условные рефлексы, вырабатываемые в определенных условиях, должны постоянно подкрепляться. Это происходит в процессе обучения и воспитания. В процессе воспитания мы щадим нервную систему, а она, получая сильные раздражители, помогает созданию блока приятных условий для развития охранительного торможения. · К внешним условиям, мешающим реализации охранительного и щадящего режимов, можно отнести: · частую сменяемость воспитателей; · завышенные требования к детям; · резкую и частую смену распорядка дня; · перевод ученика из одной группы в другую; · болезненное состояние у ученика — временного или постоянного характера; · грубое отношение воспитателя к воспитанникам; · непонимание воспитанниками требований воспитателя; · невыполнение учащимися санитарно-гигиенических требований; · частое использование порицаний. Четкое соблюдение режима помогает воспитаннику определиться в детском коллективе, планировать свое время, соблюдать установленную в нем дисциплину. Создание благоприятных условий для жизни и развития воспитанников коррекционной школы VIII вида предполагает: · определение режимных моментов с учетом разных возрастных групп (7—10 лет; 11 —13 лет; 14—16 лет); · продуманность каждого мероприятия с учетом нагрузки на нервно-физиологическую систему умственно отсталых детей и подростков; · единство требований педагога и воспитателя; · учет психофизических данных каждого конкретного воспитанника; · индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе реализации режимных мероприятий; · соблюдение санитарно-гигиенических требований и двигательного режима и т.д. Эти требования невыполнимы без соблюдения следующих условий: · понимания педагогом задач воспитания; · определения в соответствии с этими задачами конкретных направлений воспитательной работы; · знания педагогом особенностей развития психических функций у воспитанника; · проявления заботы о физическом здоровье воспитанников; · выбора адекватных методов и средств реализации программы воспитания конкретной группы воспитанников и каждого отдельного воспитанника; · постепенного включения воспитанников в различные виды деятельности, в том числе интеллектуальную и трудовую. Вся система работы воспитателя определяется Законом РФ «Об образовании», уставом конкретной школы, интерната, детского дома, правилами внутреннего распорядка, программой воспитания. Результаты реализации требований, положений, инструктивных рекомендаций должны быть отражены в документации воспитателя. Четкая программа воспитания, разработанная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, позволяет успешно решать задачи воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития. Вопросы и задания 1. Что такое формы организации воспитательной деятельности? 2. В чем состоит индивидуальный подход в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития? 3. Какие личностные качества являются наиболее важными при изучении воспитанников с нарушениями интеллекта? 4. Чем определяется выбор форм организации воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 5. Охарактеризуйте особенности дифференцированного подхода в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития. 6. Перечислите основные формы работы воспитателя. 7. Почему в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью трудовое воспитание является ведущим? 8. Какой принцип можно назвать основным в воспитании детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 9. Составьте план-конспект классного часа. 10. Какие нормативные акты могут служить основанием для планирования работы воспитателя? 11. Перечислите, какие основные режимы выделяются в работе коррекционной школы VIII вида. 12. В чем сущность охранительного и щадящего режимов? 13. Назовите внешние и внутренние условия реализации воспитательного процесса в коррекционной школе. 14. Составьте микрокалендарный и тематический план по одной из выбранных вами форм. 15. Составьте подробный ежедневный план воспитательной работы.
Рекомендуемая литература 1. Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспиания и обучения / X. С. Замский. — М., 1995. 2. Pay Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии: кн. для учителя / Е. Ю. Pay. — М„ 1992. 3. Антипов В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе / В. И. Антипов. — М., 1971. 4. Белкин А. С. Нравственное воспитание во вспомогательной школе / i. С. Белкин. — М., 1977. 5. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С.Богданова, О.Д.Калинина. — М., 1985. 6. Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М.С. Певзнер. — М., 1967. 7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. i. В. Воронковой. — М., 1994. 8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / JI. С. Выготский; сост. Т.М.Лифанова; авт. коммент. М.А.Степанова. — М., 1995. 9. Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. — 1993. — № 6. 10. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе / И. А. Грошенков. — М., 1993. 11. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. — М., 1981. 12. Евтушенко И. В. Организация музыкальных занятий в системе учебно- воспитательного процесса в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот//Дефектология. — 1995. — № 5. 13. Колесов В.Д. Беседы о половом воспитании / В. Д. Колесов. — М., 1980. 14. Коломинский H.JI. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / H.JI.Коломинский, В.М.Слуцкий. — Киев, 1978. 15. Коробейников И. А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. — 1990. — № 3. 16. Кульневич С. В. Воспитательная работа в современной школе / С.В.Кульневич, Т. П.Лакоценина. — М., 2000. 17. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К.С.Лебединская, М.М.Райская, Г.В.Грибанова. — М., 1988. 18. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М., 1989. 19. Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми / Н.Б.Лурье. — М., 1962. 20. Малкин М.Д. Работа классного руководителя с родителями учащихся по вопросам антиалкогольной пропаганды: методические рекомендации / М.Д.Малкин. - М., 1986. 21. Примерное содержание воспитания школьников / под ред. И. С. Марьенко. - М., 1980. 22. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. — М., 1997. 23. Мозговой В. М. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе / В. М. Мозговой, А.А.Дмитриев, А. С. Самыличев. — М., 1986. 24. Московкина А. Г., Сагдуллаев А. А. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростков с легкими формами умственной отсталости // Дефектология. — 1991. — № 3. 25. Петрова В. Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: сб. науч. тр. / В.Г.Петрова. — М., 1993. 26. Пузанов Б. П. Методические рекомендации по организации правового обучения и воспитания во вспомогательной школе / Б. П. Пузанов. — М., 1984. 27. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн. - М., 1986. 28. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. - М., 2001. 29. Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.Н.Смирнова. — М., 1982. 30. Шилина 3. М. Классный руководитель: искусство воспитания / З.М. Шилина. - М., 1997. 31. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Головиной. — М., 1972. 32. Ясникова Л.Д. Вопросы управления воспитательным процессом на современном этапе / Л. Д.Ясникова. — М., 1985.
|