![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание детского коллектива в условиях общеобразовательной и коррекционной систем обучения и воспитания
Коррекционно-воспитательные возможности коллектива учащихся школы VIII вида велики, они обусловлены личностными качествами членов данного коллектива, что, естественно, надо учитывать при работе с воспитанниками. Наиболее действенно на личность ребенка влияет трудовая и игровая деятельность. Именно в процессе трудовой и игровой деятельности создаются условия, способствующие формированию у детей с нарушениями интеллекта чувства дружбы, взаимопомопомощи, умения выполнять требования коллектива, у них развиваются коммуникативные возможности. Но нет готовых рецептов работы воспитателя с детским коллективом, тем более в условиях коррекционного воспитания. Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет довольно сложную структуру. Это определено двумя причинами: · разновозрастным составом учащихся в классном коллективе; · неодинаковой тяжестью и структурой дефекта. Основной формой ученического коллектива специальной (коррекционной) школы VIII вида является учебная или воспитательная группа — класс с небольшим количеством детей. Микрогруппы среди детей с умственной недостаточностью возникают редко, в основном в старшей школе на основе бытовых, социальных объединений (живут в одном доме, занимаются в од- ном кружке, родители работают на одном предприятии, а и hoi да закончили ту же школу, где учатся в данный момент дети). Возникновение микрогрупп в условиях коррекционной школы не имеет никакого ценностного значения, обусловлено чисто эмоциональными факторами. Действия микрогруппы не всегда совпадают с действиями классно-группового коллектива. Задача воспитателя — как можно раньше выявить эти микрогруппы, особенно возникающие в старшей школе, выяснить причины объединения и включить юношей и девушек в коллективные действия класса, группы, параллельно выяснив у родителей мотивы организации конкретной микрогруппы, причины объединения. В условиях специального обучения встречаются дети, которые по объективным причинам не могут находиться в детском коллективе, дети-одиночки (И. Г. Еременко). В основном это дети со сложной структурой дефекта, резкими нарушениями поведения, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Но это не значит, что эти дети не имеют права быть членами детского коллектива. Именно воспитатель должен создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, мог общаться со сверстниками, радоваться своим успехам и успехам товарищей. В условиях обучения и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта так же, как и в общеобразовательной школе, хорошим средством сплочения ученического коллектива является школьное самоуправление, где вся деятельность осуществляется детьми, а учитель (воспитатель) берет на себя педагогическое руководство. Структура самоуправления в коррекционной школе VIII вида включает две подсистемы: внутриклассную и общешкольную. Внутриклассное управление осуществляют избранные ученическим коллективом или назначенные учителем учащиеся под руководством старосты класса (группы). Каждому избранному на соответствующий пост определены обязанности, которые согла- совываются со всеми учащимися, учителем, воспитателем и вывешиваются в классном групповом уголке. Деятельностью ответственных за те или иные поручения в младших классах руководит учитель (воспитатель). В старших классах создается учком, им руководит классный руководитель. Учком — коллегиальный орган общешкольного самоуправления. Он избирается на школьной линейке в начале учебного года. В состав учкома входят учащиеся 5—10(11)-х классов. Общее количество членов учкома — от 7 до 11 человек. На заседании учкома избираются председатель и два его заместителя. Это учащиеся с достаточно сохранным интеллектом (основной контингент детей коррекционной школы), пользующиеся авторитетом среди учащихся, так или иначе помогающие школе в руководстве коллективом. Деятельность учкома регламентируется заместителем по учебно-воспитательной работе. На заседаниях учкома создаются рабочие группы (комиссии). Их количество и наименования видов деятельности определяются условиями учебно-воспитательного процесса и согласовываются с директором школы. Традиционный перечень комиссий: учебная, трудовая, санитарная, физкультуры и спорта, хозяйственная, дисциплины и порядка, художественно-музыкальная, благоустройства. Структура самоуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида показана на схемах 5,
|