![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Школы VIII вида
Учебный план — это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план: - определяет состав учебных предметов; - устанавливает порядок и последовательность их прохождения; - указывает количество времени на каждый предмет; - является основанием для определения режима деятельности школы; - помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя; - является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание; - определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме. Разработка учебных планов — одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики. Учебные планы специальной коррекционной школы представлены в едином региональном учебном плане. Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана к общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребовали изменения структуры и соответственно содержания обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. Согласно концепции развития специального образования для ниц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения. В структуре школьного обучения выделяются: - пропедевтико-диагностический этап — 0-й класс; - этап начального обучения — 1 — 4-й классы; - этап общего образования — 5 —8-й (9-й) классы; - завершающий этап углубленной социально-трудовой подготовки — 9—10-й (11-й) классы. Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, в также от специфики отдельных предметов (факультативов). Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся. Из системы общеобразовательных предметов в учебный план иключены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, му-и»1ка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение. Все учебные предметы группируются в два блока — общеобразовательный и коррекционно-развивающий. К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и ссисомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода. Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0— 1 — 4-го классов (руководитель проекта В. В.Воронкова) и так называемый подготовительный пропедевтико-диагностический учебный план для 0-го класса (руководитель проекта И. М. Бгажнокова). Принципиального отличия в предлагаемых учебных планах нет, имеются различия в названиях учебных предметов.
Таблица 2 Учебный план 0 — 4-х классов
Таблица 3 Учебный план специальной(коррекционной) школы VIII вида
Создание учебного плана отдельно для детей подготовительного класса имеет огромное значение в социально-правовом и педагогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью — имбецилы. В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащихся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим образом: - подготовительный класс — 18 — 20 часов; - 1-й класс — 20 часов; - 2-й класс — 22 часа; - 3-й класс — 23 часа; - 4-й класс — 25 часов; - 5-й класс — 28 часов; - 6-й класс — 30 часов; - 7-й класс — 30 часов; - 8-й класс — 30 часов; - 9-й класс — 30 часов; - 10-й класс — 35 часов; - 11-й (12-й) — 35 часов. Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом факультативных занятий она увеличивается на 2—3 часа. Например, в 6 —9-х классах она составляет 32 часа. На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится по 15 — 20 минут учебного времени на одного ученика. В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10 —11-й) и трехгодичные (10—12-й) профессиональные классы. Решение о создании таких классов принимается на региональном уровне. Число учебных часов может регулироваться за счет распределения общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестидневная). Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в сроки, действующие для всех общеобразовательных учреждений. Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, помогает правильно определить деятельность специальных (коррекционных) учреждений. Выше представлены фрагменты примерных учебных планов, и которых отражены структура и содержание учебного процесса (табл. 2, 3).
|