![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогике
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практической деятельности учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения. Выбор определяется прежде всего обстоятельствами учебного процесса и условиями его протекания. Выбор методов обучения зависит: - от целей образования, соответствующих современной дидактике; - от особенностей изучаемого предмета, его содержания; - от времени, отведенного на изучение материала; - от возрастных особенностей учащихся; - от уровня подготовленности учащихся; - от теоретической и практической подготовленности учителя, его личностных качеств. В общей дидактике до сих пор нет единого подхода к классификации методов. Долгое время самой распространенной была классификация методов обучения, предложенная М.Н. Скаткиным и И. Я. Лернером. В этой классификации методы обучения делились в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся на уроке. Авторы выделили: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские методы. Ю. К. Бабанский предлагает классификацию методов на основе теории деятельности человека (учителя) и выделяет: организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности; стимулирование и мотивацию контроля и самоконтроля. Т. А. Ильина и Т. И. Шамова считают необходимым классифицировать методы с учетом дидактической цели обучения: - методы сообщения новых знаний; - методы приобретения новых знаний; - методы закрепления и выработки умений и навыков; - методы работы с ТСО; - методы программированного обучения; - проблемно-поисковые методы; - методы самостоятельной работы; - методы контроля и самоконтроля. Для коррекционной дидактики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода. Такая классификация проверена Ю. К. Бабанским. Он выделяет три группы методой. I группа — методы организации и осуществления учебно-познавателъной деятельности. Данная группа методов включает в себя: - словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации — источник знаний); - индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); - репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); - самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. II группа — методы стимулирования и контроля. II I группа — методы контроля и самоконтроля. Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В. А. Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения: - коммуникативный; - познавательный; - преобразовательный; - систематизирующий; - контрольный. Рассмотрев предложенные выше классификации, отметим: 1сдостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью». Следовательно, в системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А. Н. Граборов, I M. Дульнев, И. Г. Еременко.
|