![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Краткий терминологический словарь⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45
Адаптация — приспособление организма к изменяющимся условиям существования; социальная адаптация — процесс активного приспособления индивидуума к условиям внешней среды. Анализаторы — сложные нервные механизмы, осуществляющие восприятие и анализ раздражений, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды организма. Анамнез — совокупность сведений о развитии ребенка и его заболеваниях, важнейшая часть обследования ребенка. Астенический синдром — состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости и истощаемости, ослаблении или утрате способности к продолжительному физическому или умственному напряжению. Асфиксия — удушье, угрожающее жизни патологическое состояние, обусловленное недостатком кислорода в крови и проявляющееся комплексом тяжелых расстройств жизненно важных функций, главным образом деятельности нервной системы, дыхания, кровообращения. Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них. Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью специального электроакустического прибора (аудиометра). Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. Вербализация в обучении — обучение, выражающееся в преподавании на основе устного восприятия материала. Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Возбудимость — свойство некоторых тканей организма (нервной, мышечной) отвечать на действие раздражителей специфической реакцией возбуждения. Воспитание — специально организованная деятельность педагога и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе. Высшая нервная деятельность (ВНД) — интегративная деятельность головного мозга, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям окружающей и внутренней среды. Гемипарез — парез (паралич) мышц одной стороны тела. Генерализация — распространение какого-либо процесса из первоначального ограниченного очага. Гидроцефалия (водянка мозга) — избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга и подоболочечных пространствах; проявляется повышением внутричерепного давления. Деградация — общее прогрессирующее и частично обратимое снижение психической деятельности. Деменция — слабоумие, которое характеризуется обеднением психической деятельности. Деменция проявляется в ослаблении познавательной способности личности, обеднении чувств, изменении поведения, крайнем затруднении при использовании знаний прошлого опыта. Депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма (двигательных, сенсорных и др.). Дефект развития — физический или психический недостаток, вызывающий стойкое нарушение нормального развития ребенка. Диагноз — краткое врачебное заключение о характере и сущности болезни (нарушение развития). Истерия — функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения; повышенная чувственная окраска переживаний. Защитные рефлексы — реакции, возникающие при воздействии на организм раздражителей, существенно нарушающие его нормальную деятельность. Интерорецептор — нервное окончание, принимающее информацию от какого-либо внутреннего органа. Иррадиация — распространение процесса возбуждения (или торможения) в центральной нервной системе. Катамнез — сведения, полученные на больного после лечения; сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни выпускника школы. Компенсаторные процессы — совокупность реакций организма на повреждение, выражающееся возмещением нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей. Компенсация функций — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Коррекция — частичное или полное исправление, ослабление недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы приемов и рекомендаций. Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или частей. Обучение — специфический способ образования, процесс активного, целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого формируются знания, умения и навыки, а также личные качества. Паралич — выпадение двигательных функций, сопровождающееся снижением силы мышц. Полиомиелит — острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, поражающее главным образом серое вещество спинного мозга. Реабилитация — комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на возвращение больного к взрослой жизни и деятельности в пределах его возможностей. Сенсорное воспитание — совокупность педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, двигательных, осязательных и других ощущений и восприятий. Синдром — совокупность симптомов, объединенных одним патогенезом. Слабоумие — обобщенный термин, обозначающий малообратимое недоразвитие психики, утрату ранее приобретенных знаний и (или) затруднение в приобретении новых; недоразвитие психики в целом, нарушения в поведении. Умение — готовность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Фонематический слух — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Энурез — недержание мочи. Энцефалит — воспаление головного мозга, инфекционное заболевание, возникшее вследствие проникновения в мозговую ткань болезнетворных микроорганизмов. Эпилепсия — заболевание нервной системы, сопровождающееся периодическими судорожными припадками. Эпилепсия возникает у детей вследствие воспалительных заболеваний и травматического повреждения мозга. Этиология — учение о причинах возникновения болезней, нарушениях в развитии.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................................... 3 Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Глава 1. Олигофренопедагогика как педагогическая наука....................4 1.1. Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики..............4 1.2. Связь олигофренопедагогики с другими науками............................. 5 1.3. Методы исследования в олигофренопедагогике................................ 6 1.4. Понятие «умственная отсталость» и ее классификация.................... 7 1.5. История развития помощи детям с нарушениями интеллекта (умственно отсталым) в России........................................................10 1.6. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллектуального развития...................................15 1.7. Специальные (коррекционные) учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития...........26 Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Г л а в а 2. Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития..................................................................34 2.1. Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития................................................................................................34 2.2. Принципы обучения детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития...............................................................36 2.3. Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития.................................................................48 2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида.....................................................................................50 2.5. Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида............................55 Глава 3. Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида......................................................................................58 3.1. Выбор методов обучения в общей и специальной педагогике........58 3.2. Краткая характеристика методов обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида............................59 Г л а в а 4. Формы организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида........................................................66 4.1. Формы организации процесса обучения и их классификация........66 4.2. Урок — основная форма организации обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида..........................67 4.2.1. Урок как целостная система..................................................67 4.2.2. Типы и структура уроков.......................................................69 4.3. Подготовка учителя к уроку................................................................71 Г л а в а 5. Контроль и оценка знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.......................................................75 5.1. Контроль обучения как дидактическое понятие...............................75 5.2. Методы и формы контроля знаний....................................................76 5.3. Оценка знаний учащихся.....................................................................78 Г л а в а 6. Трудовое обучение детей с нарушениями интеллектуального развития..................................................................................................80 6.1. Этапы трудового обучения..................................................................80 6.2. Содержание уроков трудового обучения............................................87 Раздел III. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Глава 7. Воспитание учащихся с нарушениями интеллекта...................94 7.1. Воспитание как педагогический процесс..........................................94 7.2. Особенности воспитания учащихся с нарушениями интеллектуального развития...............................................................95 7.3. Основные закономерности воспитания.............................................99 7.4. Принципы воспитания и их реализация..........................................102 7.5. Методы воспитания, их реализация.................................................105 7.6. Направления и содержание воспитательного процесса в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида........................................................................................ 107 7.7. Направления и содержание воспитательной работы в 5 — 7-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.................................................................................113 7.8. Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.................................................................................. 120 Глава 8. Формы организации образовательно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида..............126 8.1. Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса.................................................................126 8.2. Массовые формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................127 8.3. Групповые формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................128 8.4. Индивидуальные формы организации образовательно-воспитательного процесса................................................................130 8.5. Коллективные формы организации учебно-воспитательного процесса.............................................................................................. 131 Г л а в а 9. Формирование детского ученического коллектива в специальной (коррекционной) школе VIII вида.............................146 Глава 10. Физическое воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями.........................................................................................155 10.1. Использование средств физического воспитания в системе физического развития....................................................155 10.2. Урок физической культуры.............................................................160 10.3. Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры............................................................................................164 10.4. Ритмика, ее назначение...................................................................167 10.5. Физическая культура как средство адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллектуального развития в обществе.........................................................................................168 Глава 11. Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями......................................................171 11.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с выраженными интеллектуальными нарушениями....................171 11.2. Развитие речи детей с выраженными интеллектуальными нарушениями....................................................................................176 11.3. Помощь детям с выраженными интеллектуальными нарушениями за рубежом...............................................................178 11.4. Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в России................................183 Глава 12. Работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями...................................................190 Приложения...............................................................................................197 Краткий терминологический словарь.....................................................215
|