![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ISBN 978-5-93388-049-3Стр 1 из 57Следующая ⇒
Удмуртский государственный университет Институт управления г. Набережные Челны Г.С. Прыгин ПСИХОЛОГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
г. Набережные Челны 2009 г.
УДК 159.95 (075.8) ББК 88.3 П-85
Печатается по рекомендации Редакционно-издательского совета Рецензенты: А.Н. Гусев - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор факультета психологии Государственного университета Высшая Школа Экономики, лауреат Ломоносовской премии; Л.Г. Дикая - доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии труда института психологии РАН. П-85 Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.
В монографии представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований, проведенных как самим автором монографии, так и работ, выполненных под его руководством. Обосновывается системно-функциональный подход к исследованию феномена самостоятельности личности. С позиции личностно-типологических особенностей анализируется ее дифференциальный аспект. Автор вводит понятие «автономности» субъекта деятельности и показывает, что «эффективная самостоятельность» в осуществлении деятельности и поведения связана с развитым симптомокомплексом личностных качеств, присущих субъектам «автономного» типа. В монографии в дифференциальном аспекте представлены результаты исследований проявления «автономности» в онтогенезе, структуре личности, межличностных отношениях, в учебной деятельности, а также в специфических выборках - шизофреников, наркоманов и алкоголиков. В приложении приводятся рабочие методики, позволяющие диагностировать уровни сформированности самостоятельности у взрослых, старших и младших подростков и дошкольников. Книга адресована, прежде всего, студентам психологических факультетов как учебное пособие по курсу «дифференциальной психологии», а также психологам различных специализаций, аспирантам и педагогам; она может быть также полезна и более широкому кругу лиц, интересующихся вопросами самостоятельности и ее диагностики. ISBN 978-5-93388-049-3 © Г.С. Прыгин, 2009 © Издательство Института управления, 2009 Содержание
Введение …………………………………………………………………5 Глава 1. Теоретико-методологические проблемы детерминации психической регуляции деятельности и поведения. Системная организация осознанной регуляции деятельности. 1.1. Проблема детерминации психической регуляции 1.1.1. Теоретический анализ зарубежных концепций 1.1.2. Теория социального научения Дж. Роттера……………………33 1.1.3. Взаимосвязь теории Дж. Роттера другими концепциями…….42 1.2. Системная организация субъектной регуляции деятельности….48 1.2.1. Проблема соотношения понятий «личность» и «субъект» 1.2.2. Аналитический обзор основных положенийтеории 1.2.3. Теория осознанной саморегуляции деятельности Глава 2. Эффективная самостоятельность: концептуальные основы, феноменология и диагностика. Специфика функционирования системы субъектной регуляции у «автономных» и «зависимых» лиц. 2.1. Концептуальные основы эффективной самостоятельности……………………………………………………...……………………..80 2.1.1. Феноменология «автономности-зависимости»……………... 102 2.2. Разработка инструментария для психодиагностики 2.2.1. Метод экспертных оценок …………………………………….112 2.2.2 Конструирование и психометрическая оценка 2.3. Особенности функционирования системы субъектной 2.3.1. Особенности функционирования компонента субъектной 2.3.2. Проявление антиципации в личностно-типологических 2.3.3. Особенности функционирования компонента субъектной 2.4. Выводы ……………………………………………………………..153 Глава 3. Проблема «смешанного» типа субъектной регуляции деятельности. 3.1. Структурно-функциональные и информационные особенности 3.1.1. Организация эмпирического исследования…………………...160 3.1.2. Структурно-функциональные особенности 3.1.3. Информационное отображение действительности 3.2. Выводы …………………………………………………………….193 Глава 4. Развитие самостоятельности в онтогенезе с позиции типологии субъектной регуляции. 4.1. Проблема регуляции поведения и деятельности 4.2. Диагностика типологии субъектной регуляции 4.3. Разработка и стандартизация методики для диагностики 4.4. Описание проективной методики «Типы субъектной 4.5. Выводы ……………………………………………………………211 Глава 5. Феноменология личностно-типологических особенностей субъектной регуляции в структуре самосознания личности, ее ментальном опыте и в особенностях протекания познавательных процессов. 5.1. Особенности структурных характеристик самосознания 5.2. Особенности протекания познавательных процессов 5.2.1. Эмпирическое исследование особенностей протекания 5.3. Взаимосвязь стилей мышления с типологией субъектной 5.4. Особенности организации ментального опыта у субъектов
Глава 6. Особенности социального взаимодействия субъектов с разным уровнем сформированной самостоятельности. 6.1. Особенности внутригруппового взаимодействия субъектов 6.2. Проявление «автономного» и «зависимого» типов 6.2.1. Связь академической успеваемости с типологией 6.2.2. Осознание учащимися с разными типами субъектной 6.2.3. Проявление типологии субъектной регуляции Глава 7. Феноменология «автономности» и «зависимости» в специфических выборках и ситуациях. 7.1. Проявление типологии субъектной регуляции 7.1.1. Взаимосвязь структуры личностных черт наркоманов 7.1.2. Структура самооценки у больных наркоманией, 7.2. Проявление типологии субъектной регуляции у больных 7.3. Особенности поведения испытуемых с «автономным» Заключение ………………………………………………………….351 Список литературы ………………………………………………...365 Приложения …………………………………………………………411
|