Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология и методы педагогических исследований
В. И. ЖУРАВЛЕВ ПЕДАГОГИКА И ФИЛОСОФИЯ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ СВЯЗИ Обратимся к классическим категориям философии, приблизив их к современной педагогической теории и практике. Как известно, под категориями в философии понимают «предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания». Диалектика — это «мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках». Рассмотрим категории единичного, особенного, всеобщего. Переосмыслению в педагогике подлежат частонаучные педагогические понятия о процессах, явлениях образовательно-воспитательной действительности и науке о ней. Типичное и единичное в нормальном и аномальном развитии личности школьника, общее и особенное в дидактических процессах школы и вуза, типичное и неповторимо-индивидуальное в стиле, методах работы учителей, единые требования и исключения из них по отношению к учителю, учащемуся, педколлективу — вот объекты, которые в условиях демократизации, перемен в политической системе и экономике народного хозяйства ждут своей теоретической разработки и практического преобразования в свете рассматриваемой философской категории. Но нельзя изолированно, вне реконструкции всей системы обновлять педагогические категории, даже если эти перемены стучатся в дверь педагогической практики. Примером того, как общее проникает в частное, может служить прорыв итогов дидактических исследований в практику работы учителя. Для начала схематически отразим традиционное движение общедидактического (общего) в практическое (в единичное, особенное). Движение общедидактического открытия в практику учителя здесь идет через методику преподаваемого им предмета. Но поскольку методика преподавания — это самостоятельная наука, связанная со «своей» базовой дисциплиной (физикой, языком, биологией и т.д.), имеет свой государственный номер в классификации наук, дидактическим истинам доступ к ним ограничен, если вовсе не закрыт. Образуется заслон движению научно-дидактических идей к практике, к учителю. Наши поиски обходных путей дидактических ценностей к учителю показали, что они есть. Прямой выход обобщенно-дидактических открытий к практике, минуя методику, дает очень многое. У учителя, а вслед за ним и у руководителя школы, методиста, развивается «двойное» мышление. Иначе говоря, он овладевает способностью и умением двухас-пектного (дидактического и методического) истолкования учебного процесса. А это не что иное, как принципиально новое учительское профессиональное мышление. Его продуктивность немедленно скажется на технологии и мастерстве учителя. Например, дидактика, минуя методику, сообщает учителю о том, что наряду с понятием «учебный процесс» в педагогической науке утверждается понятие «дидактический процесс». Но если перейти от технологии первого к технологии второго, то меняется направленность и продуктивность работы любого учителя-предметника. Почему? Потому, что дидактический процесс означает реализацию пяти функций обучения: образовательной, развивающей, воспитательной, организующей, побудительной. Причем каждая функция в результате ее продуманной реализации дает свой осязаемый «продукт» труда учителя... ...Таким образом, указанные диалектические категории, с одной стороны, побуждают к поискам нового в педагогике, с другой — служат критериями обоснованности переосмысления теоретического и практического. Обратимся еще к одной категории материалистической диалектики и проследим за ее основополагающим влиянием на оценку и преобразование педагогической действительности. Материалистическая диалектика, как известно, рассматривает причину и следствие в их единстве?, относительности, взаимодействии. Одна и та же причина при неодинаковых условиях может приводить к разным следствиям. В педагогике причинно-следственные связи составляют основу подхода к оценке прошлого, современного состояния, ближайшего и отдаленного будущего педагогической действительности. Одной из причин, сдерживающих педагогический прогресс в целом, выступает замкнутость педагогики при анализе в непедагогических условиях возникновения и развития предвидимых, предсказуемых и непредсказуемых следствий в образовании и воспитании. Динамика объектов педагогики, причинно-следственная картина их бытия без разнонаучной интерпретации не дает о них истинного представления. Это в одинаковой мере верно для макро- и микропедагогических явлений, систем. Угроза провала замыслов школьной реформы (1984) является следствием того, что в проработку технологии ее реализации не были своевременно вовлечены межнаучные силы и межведомственные решения. Растерянность -органов народного образования перед факторами массового подросткового вандализма, вражды локальных групп по месту жительства выступает как следствие пренебрежения к межнаучным прогностическим данным об условиях возникновения нравственно-правовых аномалий. В педагогической науке и практике воспитания школьной молодежи причинно-следственные связи немыслимо и абсолютно бесполезно рассматривать в границах чисто педагогического объекта. Межнаучные связи педагогики здесь представляются для теории и практики жизненно необходимыми. Категории необходимости и случайности материалистической диалектики преломляются в педагогической действительности самым причудливым образом. В собственно-педагогических границах закономерные, необходимые связи не фиксируются. Как известно, развитие личности школьника предопределяется тремя факторами: наследственностью, средой и воспитанием. Кроме этого, воспитательные средства используются на развитие сознания, поведения, направленности (интеллектуальной, волевой, практической, эмоциональной) личности школьника. А это значит, что педагогика становится средством влияния на психологию человека. Поэтому без межнаучного рассмотрения целостный подход к диагностике воспитанности, проектированию воспитательной работы, организации развивающей деятельности, наконец, контроля за личностным прогрессом бесперспективен, бесплоден. Спор о том, следует ли подвергать научному рассмотрению, наряду с закономерными связями, и казуальные (случайные), должен решаться в пользу такого подхода. Дело в том, что случайное в поведении, в сознании, в опыте школьников при определенной частоте его возникновения может стать предсказуемым. Общество, органы управления народным образованием, школа, родители, сами учащиеся в этом случае могут стать обладателями прогностических результатов случайных связей. Технология политического, морально-правового, интеллектуального и других аспектов воспитания превратится в более регулируемую в обществе, школе. В таком же плане ориентируют педагогику на межнаучные связи и такие категории диалектики, как возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление. Мы рассмотрели некоторые отношения педагогики с философией в области категории диалектики. Даже такое относительно беглое сопоставление двух отраслей знания показывает, какие перспективы для педагогического прогресса открывает творче- . екая связь науки о воспитании с истинами материалистической диалектики... ...Чрезвычайно важно искать пути обогащения педагогической теории и практики данными новейших философских исследований. Поле современного философского знания, нужного для науки о воспитании подрастающих поколений, поистине безгранично. Но особую ценность для создания педагогики перестройки и перестройки педагогики представляют философские разработки проблем методологии. Возникла уникальная возможность вернуться к методологии педагогики и осуществить поиск в аспекте межнаучного подхода к ее дальнейшему развитию. От подобно подхода в выигрыше останется прежде всего педагогика. Философы, в свою очередь, получат свидетельства повышения интереса к данной проблеме и увидят реальную пользу своей работы для других наук. Педагогического осмысления заслуживает прежде всего двухаспектное рассмотрение философами методологии: функции ее в сфере науки и практической деятельности. Если методологическая вооруженность ученых выступает как традиционное построение исследовательской деятельности, то методологию в практике можно отнести к новому аспекту философского рассмотрения. Для педагогики поучительными здесь выступают несколько моментов. Какой практике должна служить методология? Ведь и в научной сфере есть своя практика. Или же философы ориентируют методологию на вторжение в практику как в производственную деятельность? Тут возникает необозримое поле обновления познавательной и практической деятельности. В качестве предмета заимствования для педагогической науки ее теории могут служить разработанные философами пять уровней методологии. Высший уровень методологического анализа — философская методология. Она включает мировоззренческую интерпретацию результатов научной деятельности, форм и методов научного мышления в отражении картины мира. На второй уровень методологического анализа (почему и не синтеза?) философы выдвигают общенаучное принципы, формы, подходы к отражению реальной действительности: методы теоретической кибернетики, системный подход, методы идеализации, формализации и алгоритмизации, моделирование, вероятностного и статистического отражения реального мира. Весьма важным и перспективным представляется философско-методологическое требование интеграции и дифференциации, без которых практически трудно осуществлять революционные преобразования сегодня и в науке, и в практике. Третий уровень методологического подхода к объектам изучения и преобразования отнесем к конкретно-научной методологии. И определяется она традиционно как «совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки». Здесь допу- скается явное сужение функций методологии, которое, по существу, противоречит предыдущим утверждениям тех же авторов. Методология на частнонаучном уровне обращена в действительности в обе стороны: исследовательско-гносеоло-гическую и преобразовательно-практическую. Стоит на миг упустить обязанность методологии по отношению к практике, как тут же она превращается в созерцательный инструмент без преобразовательных ее функций. К четвертому уровню методологического анализа отнесена так называемая дисциплинарная методология. Речь идет о методологии отдельных дисциплин, входящих в те или другие науки (физика, биология, химия, геология и др.). Под этот уровень методологического знания попадают, и стыковые дисциплины, например биофизика, химическая физика, астрофизика и др. В пятый уровень методологического отражения реальной действительности включена методология междисциплинарного исследования как особая форма взаимодействия наук для изучения целостного объекта в его монистическом облике, образе... ...Резюмируя сказанное философами об уровнях методологического подхода к отражению и преобразованию науки и практики, можно подчеркнуть несколько моментов. Один из них в том, что методология философии подтверждает «фчостъ поворота методологии педагогики к ре- шению практических задач прогресса народного образования. Методология педагогики уже располагает процедурами, техникой и технологией межнаучного обеспечения проблем перестройки. Дело за тем, чтобы этот инструментарий ввести в нормативы научной деятельности, чтобы их освоили лица, в чьих руках рычаги управления реформой народного образования. Второй момент — в возможности и продуктивности опоры на изложенные уровни методологии при разработке междисциплинарной методологии как специфической отрасли педагогической науки и практики. Дадим далее краткий обзор философско-мето-дологических идей, на базе которых можно выстраивать фундамент теории и методологии управления педагогическим прогрессом. Методология науки ответственна за разработку всего аппарата получения новых знаний. Применительно к педагогике предстоит создать всесоюзный фонд методов, принципов, процедур, критериев, показателей, наконец, диагностического инструментария, чтобы оснастить новейшими поисковыми средствами ученых-педагогов... ...Интерес представляют взгляды представителей современной философской мысли на приложение методологии к практике. Если кратко изложить позиции авторов рассматриваемой работы, то они могут быть сведены к следующему: функции методологии в практической деятельности выстраиваются из ряда положений, высказанных К. Марксом в «Капитале» и других работах. Практика рассматривается как «синтетическое единство всех форм конкретной деятельности общественного человека». И далее, «практика и теория едины» при ведущей роли первой. За исходное берется известное положение К. Маркса об ограниченности философии, которая лишь объясняет мир, в то время как надо его изменять. Основу практической функции науки видят во внедрении и использовании достижений научной мысли. Практические функции методологии видят в управленческих предписаниях, благодаря которым разрабатывается научно обоснованная технология конкретной деятельности. Суть методологической службы в практике, проще говоря, сводится к тому, что осуществляются сбор и обработка информации о деятельности, ее закономерностях, на ее основе отрабатываются нормы, правила и предписания в сфере научной деятельности; последнее и выполняется методологией... ...Взаимосвязь педагогики с философией таит в себе огромные возможности ускорения прогресса педагогической теории и практики, методологии и методики. Вместе с тем анализ отношений двух наук, сопоставление их взглядов на однородные проблемы способны дать диагностическую картину продвинутости той и другой науки в разработке проблем научной и практической деятельности. Одной из задач анализа межнаучной связи педагогики с философией являлась попытка проанализировать современные представления о когнитивных процессах той и другой науки и определить возможность переноса в науку о воспитании имеющихся в философии данных... ...Общее знакомство с материалами философских исследований проблемы точности, истины знаний, их роста дает основание утверждать, что методология, теория педагогики, педагогическое науковедение найдут здесь новые направления, подходы, перспективы развития. Предметами научного рассмотрения межнаучного партнерства «педагогика — философия» избираются межтерминологические связи (в оборот вовлекаются базовые понятия) и межобъектные отношения (связи двух наук). Из типов отношений доминирующим берется взаимовлияние в его обратном варианте, т.е. от философии к педагогике. Существенное влияние на перспективы развития педагогической мысли может оказать ряд тенденций, обсуждаемых философами. Дадим их краткий обзор, сопроводив комментариями по поводу смысла их для теории и методологии науки о воспитании. К числу приоритетных направлений теоретической мысли в педагогике следует отнести разработку понятия относительности педагогического знания. В этой области необходимо получить ответы на вопросы: каков методологический, теоретический и прикладной смысл понятия относительности педагогического знания? Каково соотношение относительного, точного, истинного в педа- гогаческих знаниях? Каким образом устанавливается относительность или абсолютность теоретического и прикладного знания? Где и в какой форме пользователь знаниями педагогики может получить характеристику подобных свойств продуктов научного творчества? Как изменится мышление теоретика и практика педагогической деятельности, если они окажутся свободными от абсолютизации принципов, концепций, законов, образцов передового педагогического опыта? Тем более, что учебно-воспитательная практика каждодневно доказывает зависимость эффективности предписаний науки и указаний передового опыта от субъективных, индивидуальных свойств педагога-пользователя. Не может не вызвать глубинных преобразований в теории и педагогической практике, в мышлении педагогов и школьников, создателей учебников и разработчиков воспитательных систем обсуждаемая философами тенденция перехода от видения мира с одной точки зрения к видению его с разных позиций. Идея разноаспектного рассмотрения объектов в педагогике универсальна. Она реализуется в межпредметных и междисциплинарных связях при обучении. Теоретики и практики воспитания ее видят в том, как воспринимаются педагогические предписания и принципы взрослыми и детьми, школой и семьей, учителями и руководителями народного образования. Ее проявление можно проследить в оценке исторического и современного в системах педагогического мышления, в трактовке объектов педагогики отечественными и зарубежными специалистами образования и воспитания. Иначе говоря, глобальные тенденции разноаспектного осмысления объектов педагогики простираются от микро- до макромасштабов. Однако методологического осмысления, исследования последствий такого подхода в теории и практике учебно-воспитательной и научной деятельности пока нет. Разработка межнаучных Отношений педагогики станет фактором, способствующим учету и управлению этой тенденцией. Педагогике вслед за философией предстоит переосмыслить принцип иерархичности исследуемых явлений (известен еще в средневековье). Принцип иерархичности методологически предполагает, что у всякого исследуемого явления есть «вышестоящие» и «нижестоящие» уровни основания, знания о которых с неизбежностью входят в совокупное знание о нем самом. Интересной для педагогики оказывается рассматриваемая философами тенденция полиморфизма изучаемых объектов. Смысл ее в том, что исследуемый объект несет в себе отражение диалектики возможного и действительного диапазон педагогических реальностей, где имеет место диалектическое единство действительного и возможного, безграничен. Интуитивно каждый теоретик и практик педагогической деятельности принимает решение опираться на эту тенденцию. Более того, на индивидуальном, групповом, коллективном уровнях деятельности, как правило, прорабатывается то и другое для принятия обоснованного решения. Однако отсутствие методологических предписаний и процедур в педагогике на этот счет приводит к стихийности и принятию нереальных решений без учета возможностей. Наблюдаются факты нереализуемых возможностей, невостребованных научных ценностей (из-за неосведомленности действующих лиц или из-за социальной, профессиональной их апатии). Таков круг философских идей, обогащающих педагогическую теорию и практику. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990. —С. 105-119.
|