Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс развития человека во взаимодейст­виис окружающим его миром получил название социализация.






Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Процесс социализации условно можно пред­ставить как совокупность четырех составляющих:

• стихийной социализации человека во взаимо­действии и под влиянием объективных обстоя­тельств жизни общества, содержание, харак­тер и результаты которой определяются соци­ально-экономическими и социокультурными реалиями;

• относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определен­ные экономические, законодательные, органи­зационные меры для решения своих задач, ко­торые объективно влияют на изменение воз­можностей и характера развития, на жизнен­ный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образова­ния, возраст его начала, срок службы в армии и т.д.);

• относительно социально контролируемой со­циализации — планомерного создания обще­ством и государством правовых, организаци-


онных, материальных и духовных условий для развития человека (воспитания);

• более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоци­альный или антисоциальный вектор (само­строительства, самосовершенствования, само­разрушения), в соответствии с индивидуаль­ными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит...

...Содержание процесса социализации зависит от заинтересованности общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), могли бы и хотели компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная соци­ализация), создали прочную семью (семейная со­циализация), были законопослушными гражда­нами (политическая социализация) и т.д. Требо­вания к человеку в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального статуса человека.

Сказанное выше позволяет говорить о том, что каждый человек может рассматриваться как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъек-■ том социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реа­лизацией своей активности, саморазвитием и са­мореализацией в обществе.

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают зада­чи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед со­бой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъектность.

В большой мере условно можно выделить три группы задач социализации для каждого возра­ста: 'естественно-культурные, социально-куль­турные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи подразумева­ют достижение на каждом возрастном этапе оп­ределенного уровня физического и сексуального развития, имеющих некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных регио­нально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах и т.д.)...

...Социально-культурные задачи — познава­тельные, морально-нравственные, ценностно-смысловые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный пе­риод его истории. Эти задачи объективно опреде-



ляются обществом в целом, региональным и бли­жайшим окружением человека...

...Социально-психологические задачи предпо­лагают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перс­пективу, самореализацию и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют спе­цифические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать
как достижение ею в каждом возрасте определен­
ной меры самопознания, наличие относительно
целостной Я-концепции и определенного уровня
самоуважения и самопринятия. Так, например,
перед подростком стоит задача познания тех ком­
понентов своего «Я», которые связаны с осозна­
нием своего сходства с другими людьми и отли­
чия от них, а перед юношей — тех, от которых
зависит социальное определение и мировоззре­
ние.)

Самоопределение личности предполагает на­хождение ею своей собственной позиции в раз­личных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку будущих жизненных планов. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально-приемлемую и одобряемую окружающими позицию в новой социальной си­туации — ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить уже имеющиеся у него отношения. В подростковом возрасте особое зна­чение приобретает поиск позиций среди сверст­ников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношени­ях со сверстниками противоположного пола...

...Самореализация предполагает удовлетворя­ющее человека проявление активности в значи­мых для него сферах жизнедеятельности и/или взаимоотношений, одобрялась значимыми для человека лицами...

...Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для разви­тия человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остают­ся нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие челове­ка, либо делает его неполным. Возможен и такой случай, когда та или иная задача сказывается на развитии человека не сразу, а через определен­ный период времени (иногда довольно значитель­ный), что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям.

В целом надо заметить, что поскольку человек не пассивен в решении объективных задач, а яв­ляется в той или иной степени творцом своей жизни, ибо сам ставит перед собой те или иные цели, постольку может рассматриваться как субъект социализации.

Однако человек может стать и жертвой социа­лизации. Это связано с тем, что успешная социа­лизация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с дру­гой — способность в определенной мере противо-


стоять обществу, а точнее — части тех жизнен­ных коллизий, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению. Таким обра­зом, в процессе Ьоциализации заложен внутрен­ний, до конца не разрешимый конфликт между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполага­ет определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обще­стве и не способный в какой-то мере противосто­ять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время чело­век, не адаптированный в обществе, также стано­вится жертвой социализации — диссидентом, правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в обществе образа жизни...

...Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерны наличие тех или иных опас­ностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объективно появля­ются целые группы людей, становящихся или мо­гущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

Наиболее очевидными жертвами неблагопри­ятных условий социализации являются инвали­ды, люди с психосоматическими дефектами и от­клонениями. Столь же явно к числу жертв отно­сятся сироты и дети, находящиеся на попечении общества и/или государства. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояния­ми и с акцентуациями характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город; детей, растущих в семьях с низким эконо­мическим, образовательным, моральным уровня­ми, а также метисов и представителей инонацио­нальных групп в местах компактного прожива­ния определенного этноса. Число таких людей возрастает в ситуациях распада сложившихся го­сударств (бывших СССР и Югославии, напри­мер), сопровождающихся резким увеличением миграционных потоков, а также в динамично ур­банизирующихся обществах.

Социализации человека способствует широ­кий набор средств, специфических для того или иного общества, социального слоя, или возраста социализируемого. К ним можно отнести: спосо­бы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих орга­низациях; последовательное приобщение челове­ка к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — об­щении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также семейной, профессиональной, обществен­ной, религиозной; окружающие человека продук-


76.......................................................................

ты материальной культуры; элементы духовной культуры (от сказок до скульптур) и пр....

...Результат социализации — социализирован-ность. Социализированность в наиболее общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обще­ством»...

...О социализации человека в школьные годы можно сказать словами Белинского о Гамлете: это переход от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужест­венной гармонии». И нам очень важно, чтобы этот переход совершался как можно безболезнен­нее во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с окружающей жиз­нью, с обществом, с самим собой. В конечном счете нам, взрослым, не так важно то, кем явля­ются в мире наши выросшие дети (слесарем, па­рикмахером и т.д.), а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире...

...Сегодня социализация подрастающих поко­лений протекает во взаимодействии детей, подро­стков, юношей с огромным количеством разнооб­разных условий, более или менее активно влияю­щих на их развитие. Эти условия принято назы­вать факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно разделить на четыре группы. Первая — мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, эт­нос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредованно двумя дру­гими группами факторов). Третья — мезофакто-ры (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяе­мых: по месту и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принад­лежности к аудитории тех или иных сетей массо­вой коммуникации (радио, телевидения, кино и др.); по принадлежности к тем или иным суб­культурам. Мезофакторы влияют на социализа­цию как прямо, так и опосредованно через чет­вертую группу — микрофакторов. К ним отно­сятся непосредственно влияющие 'на людей — семья и домашний очаг, соседство и микросоци­ум, группы сверстников, воспитательные органи­зации, а также общественные, государственные, частные и религиозные организации...

... Социализация школьников осуществляется, образно говоря, в процессе исполнения ими са­мых различных ролей на «подмостках жизни», как минимум в пяти актах, которые разыгрыва­ются на «подмостках» пяти «театров», в каждом из которых действует свой «механизм» социали­зации. Это, конечно, довольно условное, как вся­кий образ, сравнение. Но все-таки попробуем


убедиться в том, что оно имеет под собой основа­ние.

1. АКТ ПЕРВЫЙ — ТЕАТР МАСОК Почему первый акт социализации происходит на подмостках театра масок? Условно говоря, по­тому, что ребенок, подросток, юноша, стихийно взаимодействуя со своим социальным окружени­ем, неосознанно, некритически усваивает те нор­мы и ценности, тот стиль жизни и мышления, ко­торые он видит в семье, среди соседей, в ближай­шем микросоциуме. Лица, которые входят в его ближайшее окружение -, так называемые агенты социализации, воспринимаются им не только, а нередко не столько как личности, сколько как ис­полнители определенных ролей. Эти роли они ис­полняют во многом неосознанно, в соответствии с теми предписаниями и ожиданиями, которые в свою очередь усвоили с детства. Поэтому условно можно говорить о том, что каждый из них в той или иной мере носит определенную маску, соот­ветствующую роли отца, матери, соседа, брата, сестры, одноклассника и мн. других.

Усвоение норм в семье и ближайшем социаль­ном окружении (от родственников, соседей) идет, как правило, на неосознанном уровне с помощью импритинга (запечатления)...

...Во многом через традиционный механизм социализации происходит и усвоение эталонов, норм, установок, характерных для конкретного региона, для тех или иных типов поселений. Эти нормы обычно регулируют ритуалы знакомства, приветствия при встречах, стиль взаимодействия в общественных местах и т.д. Естественно, что региональные нормы очень тесно связаны с нор­мами общества в целом. Однако могут быть и до­вольно существенные отличия.

Традиционный механизм действует и тогда, когда ребенок, подросток, юноша осваивает этни­ческий менталитет. Это происходит в процессе усвоения им родного языка, который отражает историю народа, его жизнедеятельность, восприя­тие мира, канон человека, мировоззрение, куль­туру и проч., влияет на склад мышления челове­ка, на его ценности...

2. АКТ ВТОРОЙ — ИГРАЕТСЯ В ТЕАТРЕ ДРАМЫ

Те& тр драмы, на подмостках которого социа­лизируются дети, подростки, юноши, — это вос­питательные организации (детсад, школа, вне­школьные учреждения, детские и юношеские ор­ганизации, клубы и др.), а также неформальные группы, образующиеся в каждой из этих органи­заций.

В искусствоведческом значении драма подра­зумевает глубину переживаний героев и серьез­ность коллизий и конфликтов, в которых участ­вуют эти герои.

Социализация в этом «театре драмы» происхо­дит с помощью так называемого институциональ­ного механизма. Суть его в том, что, взаимодей­ствуя в различных организациях, ребенок, подро­сток, юноша накапливают соответствующие зна-



ния и опыт социально одобряемого поведения. Одновременно они приобретают опыт имитации такого поведения, опыт относительно бесконф­ликтного избегания выполнения культивируемых в воспитательных организациях общественных норм.

Какие нормы будут усвоены, какие будут лишь имитироваться, какие — избегаться, зави­сит от атмосферы тех коллективов и неформаль­ных групп, которые возникают в воспитательных организациях.

Позитивная социализация происходит тогда, когда жизнь коллектива настолько насыщенна и привлекательна, что создает возможности для удовлетворяющего общения с товарищами и вы­зывает стремление общаться с ними. К сожале­нию, эти условия далеко не всегда имеются на практике. Жизнь класса, кружка и т.д. нередко неинтересна и формальна, а порой превращается в этакий цирковой парад-алле — вереницу шум­ных и трескучих мероприятий. В результате на­блюдаются уменьшение роли коллективов в жиз­ни многих ребят (особенно по мере их взросле­ния), стремление удовлетворить свои интересы и потребности, в том числе и в общении, вне воспи­тательных организаций.

Однако в тех случаях, когда жизнедеятель­ность коллектива интересна и разнообразна, об­щение в нем, возможности реализации себя для ребят могут быть весьма широки.

Позитивную роль они играют в том случае, если взаимодействие в группе не только интен­сивно, но и содержательно, когда подросток или юноша не только чувствует себя принятым на равных, но и имеет приятелей, друзей, когда его внегрупповые связи не воспринимаются товари­щами и им самим как нечто чуждое этой группе. Но это в идеале. А в реальности встречается-мно­го вариантов — позитивных и не очень...

...Весьма специфически институциональный механизм социализации влияет на социализацию детей, подростков, юношей через средства массо­вой коммуникации (СМК) — одного из важней­ших и эффективнейших институтов общества.

Печать, радио, кино, телевидение, видео весь­ма специфично влияют на усвоение детьми, под­ростками, юношами широкого спектра социаль­ных норм и на формирование их ценностных ори­ентации.

Это любопытным образом проявляется, на­пример, в формировании материальных и соци­альных потребностей у больших групп детей, подростков, юношей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо со­ответствовали имеющимся у них возможностям для их реализации или ненамного превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают са­мые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные ребята далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у них са-


мих. В результате в массовом порядке формиру­ются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и негативным (ак­тивность может приобретать антисоциальный ха­рактер).

СМК предлагают определенные образцы, ко­торые реализуются в поведении героев книг, ки­нофильмов, телепередач. Школьники в соответ­ствии с возрастными, половыми и индивидуаль­ными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни. Таким образом, к сожалению, усваивают­ся не только общественно одобряемые нормы. Ре­бята могут идентифицировать себя и с героями, которые реализуют нормы, совершенно не при­емлемые для нашего общества...

3. АКТ ТРЕТИЙ — В ТЕАТРЕ МАРИОНЕ­ТОК

Потребность в эмоциональном контакте со сверстниками, необходимость реализовать себя в дружеском и товарищеском общении у ребят очень велика, но удовлетворить ее удается далеко не каждому и далеко не всегда. Но удовлетворен­ность не отменяет потребности, наоборот, обост­ряет ее. И тогда в ход идут любые средства. Одно из них — наиболее распространенное — стремле­ние соответствовать детской или подростково-. юношеской субкультуре. Поскольку признаки субкультуры очень реально проявляются внешне (мода, стиль поведения, жаргон и пр.), постольку все ее носители становятся очень похожи друг на друга. Они похоже одеваются, похоже говорят, похоже танцуют, похоже проводят свое свободное время. Поэтому условно и можно говорить о том, что следование субкультуре — игра в своеобраз­ном театре марионеток.

Влияние субкультуры на социализацию детей, и особенно подростков и юношей, очень сольно, что позволяет рассматривать его как специфиче­ский механизм социализации, который опять же условно можно назвать стилизованным механиз­мом. В чем же он проявляется?

Во-первых, ценностные ориентации субкуль­туры влияют на отношение к миру и с миром ее носителей, на их самосознание и самоопределе­ние, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п...

...Во-вторых, как уже говорилось в разделе о субкультуре, ей присущи специфические нормы и статусная структура, которые содержательно зависят от характера субкультуры (просоциаль-ного, асоциального, антисоциального). Характер субкультуры определяет и то, в каких сферах жизни поведение, взаимодействие и взаимоотно­шения ее носителей регулируются субкультурны­ми нормами, а также меру настоятельности и эф­фективности регуляции. В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах нор­мативная регуляция жесткая и охватывает прак-



тически всю жизнь ребят. Во многих асоциаль­ных и в ряде просоциальных — регуляция может охватывать^лишь те сферы жизни, которые кон­ституируют данную субкультуру (увлечение му­зыкальным стилем и т.п.), а мера императивно­сти (не допускающей выбора) регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей...

...Один из конституирующих (установленных) признаков подрастково-юношеской субкультуры — следование моде. Одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько за­дач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи — способ ощутить свою принад­лежность к обществу сверстников, к его субкуль­туре, утвердить свою «похожесть на всех»...

...Важнейший признак подростково-юноше­ской субкультуры — жаргон. Жаргон в наиболь­шей степени позволяет им почувствовать свою принадлежность к возрастной, социальной и иным группам, в общении с которыми он высту­пает как своеобразный пароль, дающий право на фамильярный контакт с их членами. Он воспри­нимается «как намеренный отказ от соблюдения речевой условности, от этикета, вежливости, сло­весного благоговения, почтительности, чинопочи­тания и т.д. Поэтому все такие элементы, если они наличны в достаточном количестве и в наме­ренной форме, оказывают могущественное влия­ние на весь контекст, на всю речь: они переводят ее в другой план, ставят ее всю по ту сторону вся­кой речевой условности. Поэтому такая речь, ос­вободившаяся от власти норм, иерархий и запре­тов общего языка, превращается как бы в особый язык, в своего рода арго (речь определенных со­циально замкнутых групп) по отношению к офи­циальному языку. Тем самым такая речь создает и особый коллектив — коллектив посвященных в фамильярное общение, коллектив откровенных и вольных в речевом отношении» (М. Бахтин).

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являют­ся ее носителями, референтны (значимы) для то­го или иного учащегося. Чем больше школьник соотносит свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на него возраст­ная субкультура...

...В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из спо­собов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание лично­сти, ее самоуважение и самопринятие. Все это го­ворит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

4. АКТ ЧЕТВЕРТЫЙ — В КАМЕРНОМ ТЕ­АТРЕ

В последнее время роль семьи, ее субъектив­ная значимость для ребят неуклонно возрастала. Речь идет именно о субъективной значимости


семьи, независимо от того, как действительно складываются отношения там. Даже в тех много­численных еще случаях, когда семья явно небла­гополучна, когда школьник негативно относится к родителям, ребята мечтают об идеальной семье. Пусть эта мечта проецируется на свою будущую семью или перемысливается, компенсируется в фантазиях по отношению к родительской семье.

Межличностные отношения с родителями ока­зывают всеобъемлющее влияние на социализа­цию детей по ряду причин. Во-первых, подкреп­ляя, поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных пра­вил, родители внедряют в его сознание опреде­ленную систему норм, знаний о том, какие из них одобряются, а какие — нет. Во-вторых, ребе­нок подражает родителям, ориентируется (созна­тельно или несознательно) на их пример, т.е. идентифицирует себя с ними. И, наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его про­блемы или, наоборот, игнорируя и то, и другое, родители тем самым формируют его самосозна­ние и личность в целом (И.С. Кон).

Содержание, эмоциональная глубина обще­ния, тот «обмен» эмоциями, который при этом происходит, влияют на то, как воспринимает ре­бенок все окружающее, на глубину и окрашен­ность его эмоций. Например, родительские ласки влияют на формирование у ребенка эмоциональ­но положительного отношения к людям. (Позд­нее ту же роль играет дружеское общение со сверстниками).

Межличностные отношения детей с родителя­ми и родителей между собой играют кардиналь­ную роль в процессе формирования психологиче­ского пола ребенка (особенно в первые три года жизни), ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола.

Однако отсутствие семьи может не иметь фа­тальных последствий для социализации ребенка, если у него складываются тесные межличностные отношения с другими взрослыми, которые стано­вятся для него субъективно значимыми...

...Чем старше становится ребенок, тем боль­шую роль в его социализации играют межлично­стные отношения со сверстниками. С возрастом отношения со сверстниками все более дифферен­цируются, и особое значение приобретает обще­ние с друзьями как с наиболее значимыми лица­ми.

Подростки, как правило, смотрят на дружбу как на взаимопомощь. Само наличие друга помо­гает ощутить свою нужность кому-то, уверен­ность в себе и своих силах. Друг — источник вы­сокого самоуважения, ибо от него ждут (и часто получают) оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей.

Общение с друзьями рассматривается как ар­хидоверительное. С ними обсуждаются наиболее



волнующие и сокровенные темы. Это нередко разговор-исповедь. Именно потому, что дружба так важна и необходима, что она воспринимается как глубоко интимное отношение, у ребят возни­кает немало проблем и сложностей...

...Сущностная реализация себя в дружбе — не только необходимое условие благополучного са­моощущения, особенно для старших школьников, но и важнейшая предпосылка успеха в другом виде общения. В этот период идет интенсивный процесс становления мужественности и женст­венности как характеристик поведения школьни­ка, И становление это во многом зависит от ре­ального общения со сверстниками противополож­ного пола, от того опыта, который ребята из него выносят...

...Любовь, как и дружбу, школьники считают столь большой ценностью, что многие даже выра­жают сомнение в ее возможности в реальной жизни. Важность реализации себя школьниками в доверительном, романтическом общении с ли­цами другого пола велика. И субъективно в дан­ный момент, и объективно для их будущей жиз­ни. Опыт, полученный в подобном общении, ока­зывает существенное влияние и на становление личности, и на отношения с людьми, и на успеш­ность будущей семейной жизни.

Общение с друзьями своего пола существенно влияет на общение с лицами противоположного пола и оказывается очень важным для психосек­суального развития вообще, в частности — эмо­ционального восприятия сферы сексуальных от­ношений.

Межличностные отношения со значимыми сверстниками влияют и на другие аспекты разви­тия ребенка, подростка, юноши в процессе социа­лизации. Так, в общении с друзьями школьник может проявлять свои интересы и, встречая по­нимание со стороны товарищей, укрепляться в своих склонностях. Обогащая друг друга различ­ными сведениями, друзья могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса к той сфере, которая раньше не привлекала его внима­ния. Но в то же время общение с друзьями (впро­чем, как и с другими людьми) может разрушать, гасить, уродовать уже имеющиеся у ребят инте­ресы, склонности. Это во-первых. А во-вторых, в общении могут формироваться и социально не­приемлемые, даже социально опасные интересы. ' Наиболее часто это может происходить в восьмом и девятом классах. Именно у восьмиклассников и девятиклассников, по имеющимся данным, про­исходит особенно частая смена интересов. И именно среди них наиболее велико число ребят, у которых появляются интересы с отрицательной общественной направленностью.

Общение с друзьями может придавать полез­ному познавательному интересу отрицательную направленность или уродливую форму: когда ин­терес к маркам трансформируется в стяжательст­во или увлечение техническим творчеством, со­провождается противоправными действиями с целью добыть деньги и пр. <...>


...Наконец, огромную роль межличностные отношения с друзьями играют в формировании образа «Я» подростка, юноши. Знание, школьни­ком самого себя, его самооценки существенно влияют на то, как он ведет себя в различных жизненных ситуациях. Но это влияние непрямое. Оно опосредуется самоуважением личности, ко­торое можно считать фокусом «образа Я»...

5. АКТ ПЯТЫЙ — ИГРАЕТСЯ В ТЕАТРЕ ГРЕЗ

Влияние всех тех механизмов социализации, о которых шла речь ранее, иногда в большей мере, а иногда и минимально опосредствуется рефлек­сией, т.е. внутренним диалогом, в котором чело­век рассматривает, оценивает, принимает или от­вергает те или иные ценности, свойственные раз­личным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Поэтому есть все основания рассматривать как специфиче­ский рефлексивный механизм социализации школьника.

Рефлексия может представлять собой внут­ренний диалог нескольких видов (между различ­ными «Я» человека, с реальными или вымышлен­ными лицами, с некими сверхъестественными си­лами и т.п.), который происходит наедине с со­бой. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осозна­ния и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого...

...Почти каждый школьник (один раньше, другой позже, один внезапно, другой исподволь) обнаруживает, что все чаще и чаще как бы от­страняется от всего и всех ради погружения в са­мого себя. Он замечает, что внешний мир, раз­личные события собственной жизни интересуют его и вызывают у него размышления и пережива­ния в большой степени в связи с тем, что дают повод для осмысления самого себя, для осознания своей непохожести на окружающих даже своей уникальности.

Это стремление осмыслить себя, свою жизнь наедине с собой не случайно. Чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть на­стоящим собеседником другим людям тот, кто из­бегает самого себя. Он в таком случае не умеет размышлять, не может оценивать жизненные си­туации. Самопознание, возникая в общении и взаимодействии с миром, делает уединение необ­ходимым шагом на пути к общению и взаимодей­ствию...

...Очевидно, стремление к рефлексии в отро­честве и юности, наличие потребности в уедине­нии — норма. Их отсутствие свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно ин­тенсивно для своего возраста. С другой стороны, их гипертрофия — признак тревожный.

Развитие рефлексии во многом способствует взрослению школьника. Познавая и развивая свое «Я», осмысляя мир и себя в нем, он все боль­ше освобождается от непосредственного, зача-



стую неосмысленного выполнения требований сверстников или семьи, которые нередко бывают своеобразно «тоталитарными». Он становится способным самостоятельно решать встающие пе­ред ним проблемы. Учитывая более широкий со­циальный контекст, осуществляя выбор того или иного варианта поступка, той или иной линии поведения. Таким образом, у него происходит пе­реход от безответственного, инфантильного пове­дения к Ответственному, ориентированному на общественные требования. В результате у школь­ника развиваются социально-ценные отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой, кото­рые характеризуются осознанностью и подверга­ются критике собственного сознания.

ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ?

Воспитание как социальный институт возник­ло для организации относительно социально кон­тролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, чем озабочены семья, религиозные организации и ор­ганизации, специально созданные для реализа­ции социального воспитания.

От стихийной и направляемой социализации воспитание принципиально отличается тем, что в его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное на разре­шение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Социализация — процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в оп­ределенных организациях, т.е. ограничено опре­деленными местом и временем.


На ранних стадиях существования любого об­щества воспитание и социализация синкретичны (слиты, нерасчленены).

Воспитание становится относительно автоном­
ным в процессе социализации на определенном
этапе развития каждого конкретного общества,
когда оно приобретает такую степень сложности,
что возникает необходимость в специальной дея­
тельности по подготовке поколений к жизни в
социуме.,

Нарастающее усложнение структуры и жизне­деятельности каждого конкретного общества при­водит к тому, что на определенных этапах его ис­торического развития:

• воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизмен­ными;

• в процессе воспитания выделяются как его со­ставляющие сначала обучение, а затем обра­зование;

• воспитание распространяется от элитных сло­ев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от де­тей до взрослых);

• появляется адаптационно-коррекционное вос­питание;

• меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

• растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, пре­вращается в социальный институт.

Мудрик А. В. Социализация и воспитание.М., 1997. -С. 3-87.


А. А. БОДАЛЕВ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал