![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О. С. Г а 3 м а н воспитание: цели, средства, перспективы 1 страница
А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал: цели воспитания не могут быть выведены ни из чего другого, кроме как из общественных потребностей, «из нужд нашего социалистического строительства». Однако надо учитывать и то, что цели воспитания не могут быть представлены в виде педагогического пересказа политических установок. Решительно все в воспитании должно преломляться через экономические возможности сегодняшней школы, положение и мастерство учителя, психологию ученика, позицию педагогической общественности, учитывать материальные, культурно-исторические реальности, семейные идеалы, национальные традиции, социальную ситуацию в целом и, конечно, ни в коем случае не игнорировать недостатки образованности и воспитанности людей. Иначе говоря, основанием для выработки целей воспитания школьников сегодня становится наряду с общественной потребностью — практическая их достижимость, реализм. В этом смысле программная задача — формирование гармонической, всесторонне развитой личности — должна рассматриваться в качестве идеальной цели, к которой стремится и общество и школа. Но цели, как известно, бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества уже сейчас? Ответим честно: возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развить свои умственные и художественные способности, технические таланты, действительно овладел физической и духовной культурой (а не просто познакомился с ней), чтобы трудился в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и где он мог бы раскрыть весь свой творческий потенциал, — таких возможностей пока нет. Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые теоретики имеют в виду лишь создание материальных условий для занятия детей той или иной деятельностью скажем, ходит подросток в школу, изучает математику, физику, биологию, литературу, — значит, получает умственное развитие. Но так ли это? Это лишь внешняя сторона проблемы. Суть же дела в качестве, в содержании образования, т.е. в том, чему и как учат детей. Если методика основана на зубрежке, на запоминании фактов, а не на логико-аналитическом, проблемном обучении в сочетании с чувственным опытным познанием, то разве это предпосылка умственного развития? Оно остается весьма далеко от того идеала, который имеется в виду в «теории всестороннего развития». Нельзя не учесть и такой субъективный фак- тор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в результате школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками. В понимании целей образования и воспитания нам пора отказаться от формализма и стать на реальную почву. Кому приносит пользу самообман? Он не нужен ни обществу, ни личности тем более. Вот почему столь актуален сегодня разговор о базовом образовании как о ближайшей перспективе, том минимуме, который необходим каждому и который государство, общество могут и должны реально обеспечить, а учащиеся, в зависимости от способностей усвоить в разные сроки. Эти вопросы занимают главное место в новой концепции воспитания. Базовое образование включает в себя то обязательное, что дает основание школьнику включаться в самостоятельную жизнь и совершенствовать себя — свой ум, таланты, свои индивидуальные дарования — всю последующую жизнь. И если при этом все же у талантливого артиста не будут развиты и технические склонности, а у землепашца-экспериментатора не разовьется музыкальный слух или дар конструктора — придется с этим смириться. Более того, еще долгое время придется считаться с тем, что у сельских тружеников нет благоприятных условий для саморазвития и культурного роста, а у городских хуже со здоровьем, трудовой и физической закалкой. Хотя вовсе не следует с этим мириться и не делать все возможное для улучшения положения. Означает ли высказанный скепсис, что идеальной цели быть не должно. Нет, ни в коем случае не означает. Перспектива дает общественную энергию и государству и людям. Но должен быть одновременно и трезвый, взвешенный подход к определению целей и задач воспитания. Реальная цель сегодня — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Живя и общаясь между собой в коллективах, люди разносторонне обогащают друг друга — теми качествами, которые у них лучше развиты. Так, за счет богатства отдельных личностей мы приходим к всестороннему развитию коллектива. И это вполне достижимая задача, обеспечивающая диалектику взаимообогащения коллектива и личности, нацеливающая на индивидуальный подход к каждому.
БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В эпоху обновления социализма должны быть выдвинуты такие цели, которые обеспечивают не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые (базисные) качества для развития и человека и общества на конкретном его этапе. Центральным понятием для группировки этих базисных черт личности должно стать, на наш взгляд, понятие базовой культуры. Почему мы останавливаемся на нем? Во-первых, именно в культуре (вернее, в ее отсутствии) концентрируются во многом наши упущения в воспитании и первоочередные проблемы, решение которых должно стать фундаментом всестороннего развития будущих поколений. Рассуждая о критериях многосторонности и гармоничности, философ В.А. Ядов пишет об «устранении в развитии личности явных противоречий между культурой технической и гуманитарной, преодолении отчуждения от политики и деятельном включении в общественно-политическую жизнь, о необходимости покончить с ужасающим небрежением к своему здоровью...». Во-вторых, базовая культура есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее — оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад). Понятие базовой культуры несет в себе требование учитывать отнюдь не все связи, не все компоненты культуры, — что было бы желательно, но совершенно нереально, — а лишь существенные для данного этапа развития общества и личности. Гармония. Это не простое сочетание эмоционального, рационального, поведенческого в человеке. Мы, например, говорили об убеждениях как о сплаве сознания и поведения. Но этот сплав не всегда можно отнести к области культуры. Революционная одержимость и беспощадность в ходе классовой борьбы не требуют особой культуры — они однонаправлены на борьбу со столь же беспощадным врагом. Но когда черные и белые краски исчезают, когда появляется многоцветье жизни — нужны творчество, гибкость, появляется необходимость обратиться к опыту всего человечества, т.е. нужна культура. Понятие «культура» — есть гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения. Наконец, целостность (гармония) выражается и в том, что культура есть разрешение противоречий между крайностями (природа и производство, труд и отдых, физическое и духовное, общество и личность, требовательность и тактичность и др.), т.е. культура — это достижение личностью неко- торой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. В базовую культуру, на наш взгляд, входят пусть и немногочисленные, но лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной, общенародной культуры, традиционные и современные их образцы. Такой подход устанавливает отношения с мировой культурой, основанные на новом политическом мышлении: обеспечивает включенность социалистической культуры в культуру мировую как ее части, обогащающей целое и питающейся от него. Важно подчеркнуть и то, что понятие «базовая культура» подводит нас к уточнению понятия «воспитание» — не просто «влияние на развитие», а культуроемкое развитие человека в конкретных социально-исторических условиях. Исходя из современной социально-педагогической ситуации целесообразно, на наш взгляд, выделить приоритетные направления базовой культуры, которые могут составить основу содержания воспитания. Это — культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и экологическая, художественная, физическая культура; культура общения и культура семейных отношений. Формирование базовой культуры по обозначенным направлениям приводит к формированию социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальностью Базовые основания культуры, как уже подчеркивалось, содержат в качестве ядра общечеловеческие ценности и предполагают следование актуальным требованиям по устранению недостатков воспитания. Так, в плане культуры труда сегодня важно формировать не самоотверженность, выражающуюся в готовности к штурмам, а деловитость, планомерность, рабочую честь, верность обязательствам перед коллегами и потребителями. Демократическая культура требует понимания новых отношений в системе «человек — общество — государство», умения вести дискуссию, отстоять свое мнение, даже отличное от общего, знания демократических процедур, прав и обязанностей. Новые подходы к воспитанию, которые может дать разработка базовых оснований культуры, наиболее отчетливо проявляются, если внимательно посмотреть, например, на культуру жизненного самоопределения личности — центральное звено базовой культуры. КУЛЬТУРА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Проблема отношения человека к обществу, к государству всегда занимала господствующее положение в советской педагогике и в практике воспитания. Формирование такой ситемы отноше- ний действительно представляет исключительную важность. Однако в аспекте личностной культуры на эту проблему пока всерьез никто не посмотрел. В системе целей воспитания, к сожалению, ставились только те задачи, которые выходят непосредственно на общественные потребности. В социальном заказе на воспитание не формулировалась, четко и настоятельно, необходимость формирования индивидуального стиля жизни, обеспечения условий для полноценного проживания каждого этапа детства, отрочества, юности, зрелости; не ставилась поэтому и задача формирования способности к социокультурному самоопределению как стержневому свойству личности. Речь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, к своим талантам, притязаниям и привязанностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, к свободному времени. Как видим, жизненное самоопределение более широкое понятие, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья, поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания как самореализация человеком своих сил и способностей. К сожалению, вопрос о самоценности человека, о его развитии как высшей цели общества фактически был снят практикой административно-бюрократического руководства. Это отразилось и в социальной политике, и в идеологии, и в культуре, и в педагогике. В воспитании молодежи не была преодолена социологизаторская тенденция целеполагания, которая возникла в результате примитивного понимания смысла человеческой жизни как полной самоотдачи человека социуму. Тем самым снимался вопрос о саморазвитии, о невозможности прямого программирования процессов внутренней жизни человека. Из такого вульгарного понимания смысла жизни проистекает как минимум три негативных следствия. Первое — одностороннее представление о категории долга. Многие годы и пропаганда и реальная политика объективно (не в декларациях и призывах) складывались так, будто только у человека есть обязанности перед коллективом и обществом, у них же по отношению к людям — их интересам, способностям, материальному достатку, их достоинству — обязательств фактически нет. Есть лишь одно — требовать отдачи всех сил. В условиях революционного взрыва, классовой борьбы по принципу «кто кого» такое положение закономерно (человек, люди в этих условиях выступают как средства, с помощью которых совершаются общественные преобразования, а не как цель развития и процветания). В условиях нормального, здорового социального развития — примером которого могут служить революционные процессы нашей перестройки — такое положение противоестест- венно и антигуманно. Общественный прогресс I с В формировании целей воспитания теория педагогики должна исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку ре- л ализовать себя и как существо сугубо обществен- i ное, и как неповторимую индивидуальность, со ц своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной реализации. При этом нельзя ограничиваться задачами «кем быть» и даже «каким быть». Необходимо выделить совершенно самостоятельный вопрос «как жить?», как построить свой индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности и формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми. Цель жизни — жизнь, т.е. сам процесс жизни. Научить этому процессу повседневного здорового проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не в экстремальных условиях — важнейшая задача в системе целей воспитания. Задачу эту только еще предстоит ставить в теоретическом плане и разрабатывать для практического решения. Центральным, системообразующим понятием, характеризующим процесс полноценного проживания жизни, т.е. самореализации человеком своих сил и способностей, является понятие культуры самоопределения человека. Научиться жить — значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней. Без этого невозможно развитие. Хотелось бы подчеркнуть, что в самоопределении центральным компонентом является выработка позиции. Именно в формировании деятельной позиции творца-преобразователя состоит специфика воспитательной работы. В нашей педагогике начиная с 60-х гг. стали говорить о формировании активной жизненной позиции, но фактически формировали лишь некую часть — исполнительскую активность, а не позицию, другими словами — не активность, а реактивность (на приказ, указание, инструкцию, требования). Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой является наличие сфер самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения. Таких сфер четыре — человек, общество, природа, интегра-тивные продукты человеческой деятельности (ноосфера). Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обще-
Идеология перестройки задает новую ценностную направленность при самоопределении учителя и ученика в этих сферах. Этот ценностный аспект становится основой нравственной, экологической, политической и других компонентов культуры личности. Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции. Что есть человеческое в человеке? Что есть человек для человека? Самоопределение в этом ценностном блоке обеспечивает гуманистические начала жизнедеятельности и самого воспитания, ибо понимание воспитателем и воспитанниками самоценности любого ребенка как человека определяют гуманистические отношения в воспитательном и в детском коллективе. Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, социализм, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность и др. Самоопределение в сфере «Человек — приро- да» может строиться через осознание себя как части природы и через природообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы. «Продукты человеческой деятельности» (ноосфера) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса (для человека — гуманизм, против человека — милитаризация), профессиональную ответственность человека за последствия его взаимодействия с техникой (аварии, катастрофы и т.д.). Кроме того, речь, очевидно, должна идти и об освоении человеческой духовной культуры, а не только технической, во всем ее многообразии: гражданское отношение к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика. - 1989. - С. 224-233.
Н. Е. ЩУРКОВА ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
В программе нашло отражение лишь то, что реально доступно современному педагогу школы, отвечает социальным насущным потребностям и потребностям развивающейся юной личности, живущей в контексте общечеловеческой культуры. Составители программы вполне отдают себе отчет в несовершенстве программы. Представляя общую модель программы, скорее, слегка обозначают слагаемые ее элементы, чем определяют и описывают содержание. Модель всегда груба и неточна, но ее наличие обеспечивает опору для создания индивидуального варианта конкретной программы для конкретной школы в конкретных условиях и обстоятельствах. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Программа воспитания — это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности педагогов по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. Исходным моментом составления программы является четко и определенно сформулированная цель воспитания. Выполнение программного содержания деятельности становится движением к поставленной цели, темпы которого и мера достижения которой зависят от конкретных обстоятельств конкретного воспитательного учреждения. При составлении программы учитываются важные обстоятельства процесса развития личности. Во-первых, каждый ребенок строго индивидуален в своем личностном формировании, его вхождение в общество субъективно и неповторимо, его внутренний мир автономен и подвержен 9 Зак. 933
Цель воспитания должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека. Если воспитание — постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Необходимо предоставить каждой личности возможность производить индивидуальный выбор образа жизни, научить ее производить этот выбор и находить способы его- реализации, но и то и другое должно совершаться в контексте современных культурных достижений, так чтобы в автономности своей личность не выпадала из человечества, а лишь в автономности своего развития и достигала бы уровня сегодняшней культуры. Жизнь ребенка, построенная на основаниях современной цивилизации (обеспечение материальными средствами существования) и на основаниях духовных ценностей (Добра, Истины, Красоты), способствует его развитию как восхождению к культуре, разворачивает перед ним образ жизни, достойный человека, не уничтожая в нем свободы проявления личностного «Я», не подавляя неповторимых черт индивидуальности. Сформированная таким образом цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, включающей в себя все сферы жизни школьника. Образ личности, способной производить свободный выбор достойной жизни, выступает путеводной звездой педагогической деятельности воспитателя каждомоментно, будь то учебная, художественная, трудовая или гигиеническая, досуго-вая деятельность. А последовательность задач — это последовательность разделов программы, каждый последующий из которых целиком зависит от предыдущего. Раздел I - расширение представлений о нормах культурной жизни и приобщение к этим нормам. Раздел II - расширение представлений о человеке, как субъекте жизни, формирование способности к саморегуляции. Раздел III - расширение представлений о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни. Раздел IV - формирование образа жизни, достойной человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность. Раздел V - формирование жизненной позиции и развитие способности производить жизненный выбор. Целостность воспитательного процесса, обусловленная целостностью самой жизни, предписывает педагогу работать с детьми по принципу одновременного выхода на содержание всех названных разделов: сопоставляя реальность с социокультурными нормами, корректируя поведение школьника, овладевающего господством над своей натурой, расширяя его знания социальной жизни и предъявляя ему образ достойной жизни, и достойного человека, педагог, в итоге, способствует формированию достойной жизненной позиции школьника и вправе рассчитывать на достойный современного культурного человека свободный личностный выбор в разных ситуациях жизни. Итак, вся система жизнедеятельности детей в школе, в ходе организации которой совершается становление личности как субъекта собственной жизни, — есть восхождение к культуре. С этой точки зрения, можно было бы сказать, что программа воспитания — это своеобразный алгоритм педагогического мышления, это сопряжение цели и реальной ситуации жизни, в соответствии с формулой: «норма» — «человек» — «я как человек» — «общество» — «жизнь, достойная Человека». И возраст детей не имеет значения, так как и малыш, и юноша вовлечены «здесь и сейчас» в одну культуру и могут жить в контексте данной культуры, только воспроизводя ее своим индивидуальным проявлением. Работа по данной программе ни в коей мере не лишит педагога творчества, не избавит от профессиональных усилий, от радости педагогических поисков — программа предоставит некоторые опоры в планировании работы с детьми. Обозначены проблемы, требующие практического решения, указаны явления мира, которые должны быть «о-своены», «у-своены», «при-своены» школьником в течение одиннадцати лет развития, отмечены существенные черты личности, способной строить достойную Человека жизнь. Конкретизация программы определяется конкретной реальностью, педагогическими ресурсами воспитателя, социальной ситуацией развития конкретных детей в конкретных обстоятельствах.
РАЗДЕЛ I. Расширение представлений о нормах культурной жизни. Приобщение детей к нормам культурной жизни. Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и мальчика. Культура поведения во время болезни. Физическая культура, приобщение к физической культуре детей. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организма. Водные и воздушные процедуры. Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость мужского тела. Грациозность и легкость женского тела. Культура поведения человека: научение и приучение. Поведение в общественных местах. В художественных заведениях. С незнакомыми людьми. Со стариками, малышами, инвалидами, больными. На лоне природы. Наедине с собой. В обращении с книгой. Поведение мужчин по отношению к женщинам. Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстетического наслаждения. Способы общения человека с природой. Общение человека с животными. Уход человека за животными. Поведение животных. Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Познание как константа жизни человека. Культура чтения. Отношение человека к книге. Культура воспитания информации и ее воспроизведение. Культура передачи информации. Культура дискуссии, диалога и монолога. Учение и самообразование. Культура речи. Культура письменной фиксации знаний. Культура постановки и решения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения. Культура физического труда. Труд как создание материальных ценностей, их сохранение и приумножение. Труд как способ украшения среды обитания. Труд как помощь другому человеку. Труд как обеспечение средств существования. Труд как заработок средств существования. Труд — забота и труд -работа. Экономическая культура. Деньги как эквивалент человеческого труда. Уважение финансовых средств другого человека. Бережливость и щедрость. Иждивенчество малышей и стариков. Экономическая помощь родителям. Благодеяние как материально-экономическая помощь. Духовная культура. Соотношения материального и духовного как средства и содержания жизни. Духовность как «вочеловечивание» мира. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком. РАЗДЕЛ П. Расширение представлений о человеке как субъекте жизни и формирование способности к саморегуляции. Деятельность как способ существования и вы- ражения «Я» человека. Виды деятельности чело Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, как наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в окружающей микросреде человека. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как психотерапевт. Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота «моего Я». Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов. Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных. Круг интересов человека в его влиянии на содержание жизни. Товарищество на основе общих интересов. Человек в общении с другими людьми. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые. Развитие способности к общению. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств.
|