Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие проблемы
Довольно часто участники переговоров сталкиваются с вопросами, на которые нет простых ответов. Им приходится находить ответы самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации. Ниже мы приведем некоторые полезные соображения на эту тему [10]. Информация о " цене равновесия" (Reservation Price). В предыдущей главе мы рассматривали термин " зона торга", который обозначает окончательную цену, лежащую посередине между точками отступления обеих сторон. Каждая из сторон стремится получить как можно большую часть " зоны торга", и переговоры ведутся именно об этом. Если одна из сторон открыто говорит о том, какова ее точка отступления, это укрепляет позиции другой стороны и позволяет ей вести торг более уверенно. Поэтому не стоит сообщать другой стороне этих сведений. Иногда участники переговоров считают, что проще вести переговоры, если стороны доверяют друг другу и открыто называют свои предельные позиции, так как это позволяет действовать и общаться спокойно и рационально. Но основной проблемой переговоров является не доверие, а стратегия. Цель стратегии — получить максимальную выгоду. Поэтому стремление доверять другой стороне приведет только к конфликтам. Ложная информация, связанная с точкой отступления. Лгать, говоря о своей точке отступления, неэффективно по нескольким причинам. Во-первых, это сокращает " зону торга", что, в свою очередь, затрудняет уступки. Переговоры могут зайти в тупик. Более того, ложь может негативно повлиять на репутацию участника переговоров на рынке. Люди часто обсуждают переговоры, в которых им приходилось участвовать, и сторону, которая лжет, могут упоминать в таких разговорах как ненадежную. Помните, хорошая новость лежит, а плохая — бежит. Как обнаружить ложь в заявлениях другой стороны? В свою очередь необходимо убедиться в том, что другая сторона говорит правду. Для этого существуют три стратегии. Во-первых, необходимо проверить, согласуются ли между собой ее аргументы. Обычно на переговорах стороны задают друг другу множество вопросов. Необходимо замечать любые расхождения и противоречия в ответах другой стороны. Конечно же, вопросы нужно формулировать так, чтобы неправдивые ответы сразу же становились очевидными. Во-вторых, можно использовать несколько параллельных каналов коммуникации. Например, если вы ведете переговоры по телефону, а также с помощью обычной или электронной почты, и начинаете подозревать, что вас вводят в заблуждение, попросите о личной встрече. Чем больше каналов коммуникации используется, тем сложнее лгуну следить за своими словами. Ложь часто проявляется посредством невербальных сигналов, например жестов и контакта глаз. В-третьих, можно попросить другую сторону подтвердить свои слова конкретными фактами. Как определить точку отступления потенциального партнера? Мы уже привели причины, по которым не следует открыто заявлять о том, какова ваша точка отступления. Не нужно прямо спрашивать об этом и другую сторону. Потенциальный партнер может потерять к вам уважение и прекратить переговоры. Кроме того, спрашивать об этом неэтично, если только вы не собираетесь раскрыть собственные позиции. Выбор между " жесткой" и " мягкой" позицией. Тот, кто ведет переговоры жестко, часто лишен гибкости, требует слишком многого, неохотно идет на уступки и скрывает информацию. Такой человек упрям и без сожалений прекратит переговоры, которые могли бы быть очень успешными. С другой стороны, тот, кто ведет переговоры " мягко", может раскрыть свою точку отступления, идти на серьезные уступки и слишком старается вести себя так, чтобы другая сторона чувствовала себя хорошо. С точки зрения международных переговоров ни одна из этих позиций, ни " жесткая", ни " мягкая", не является эффективной. Самый лучший подход, позволяющий достичь максимального успеха, — это стратегическое творчество. Такой подход предполагает использование различных стратегий, чтобы расширить свою часть " зоны торга" с помощью обмена информацией, избирательных уступок и создания длительных взаимоотношений. " Честная игра". Прекрасно, когда обе стороны ведут " честную игру". Переговоры проходят легко и быстро, и в выигрыше оказываются обе стороны. Но как ни прискорбно, на практике такие идеальные ситуации встречаются очень редко. Во-первых, довольно сложно определить, что честно, а что — нет. Понятие честности крайне туманно, и разные люди определяют его по-разному. Поэтому, даже если обе стороны считают, что ведут " честную игру", их представления могут быть очень далеки друг от друга. Более того, хотя стороны стремятся к справедливому и честному результату, их идеи о том, как достичь справедливости, тоже могут быть разными. Это значит, что переговоры невозможно проводить только на основе честности и справедливости. Окончательное предложение. Не нужно спешить выдвигать окончательные предложения или брать на себя обязательства, которых нельзя будет изменить. Это нужно сделать только тогда, когда вы будете к этому готовы. Выдвигать окончательное предложение можно только в том случае, если вы достигли того момента, когда со спокойной душой можете покинуть комнату для переговоров. Это происходит в том случае, когда ваша альтернатива (BATNA) представляет более привлекательную возможность. Левицкий Р., Сондерс Д., Барри Б., Минтон Дж., «Самое главное о переговорах», 2005. Отыскание и использование в переговорах системы рычагов В этой главе мы сосредоточимся на системе рычагов в переговорах. Под системой рычагов мы имеем в виду инструменты, которые могут использовать переговорщики, чтобы получить для себя какое-то преимущество или увеличить вероятность достижения своих целей. Все переговорщики хотят иметь рычаги: они желают знать, что могут оказать давление на противную сторону, убедить контрагента принять их точку зрения, заставить его отдать им то, что им требуется, получить превосходство над контрагентом или заставить его изменить свое мнение. Мы уже говорили о многих вариантах тактики с использованием рычагов в главах 3 и 4; тактика в распределительной сделке и в интеграционных переговорах — это тактика применения рычагов, используемая для достижения лучшего результата одной стороной или обеими сторонами. В настоящей главе мы разберем концепцию системы рычагов исходя из использования силы и влияния. Важно ясно понимать разницу между двумя данными категориями. Силу мы понимаем как потенциал для изменения отношения и поведения контрагента, привносимый некоторым лицом в конкретную ситуацию. Влияние же здесь мы принимаем как силу в действии — реальные послания или тактику, применяемые каким-то лицом, чтобы изменить отношение и/или поведение контрагента. Коротко говоря, сила — это потенциальное влияние, тогда как влияние — это кинетическая сила [1]. Мы начинаем с определения природы силы и некоторого обсуждения динамики ее использования в переговорах. Мы сосредоточимся на источниках силы, которая дает переговорщикам возможность применять рычаги. Мы рассмотрим три основных таких источника: информацию и ее оценку, контроль над ресурсами и чью-то позицию в организации или сети. Затем мы перейдем к обсуждению процесса управления этой силой — влияния, — который мы рассмотрим, как попытки изменить точку зрения, позицию или поведение
|