Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы повторных переговоров
Надеяться на стабильность и незыблемость заключенных контрактов в нестабильном глобальном окружении по меньшей мере нереалистично. Участники переговоров стремятся предвидеть будущее и предусмотреть в контрактах все возможные будущие события, но все на свете предусмотреть невозможно. Поэтому участники международных переговоров понимают, что для успеха совершенно необходимы постоянные дискуссии и консультации, а это значит, что повторных переговоров не избежать. Существует четыре типа повторных переговоров: упреждающие; по поводу конкретных пунктов уже существующего контракта; по поводу вопросов, лежащих за рамками существующего контракта, и переговоры после выполнения соглашения. Каждый из этих типов переговоров уместен в различных обстоятельствах, поднимает различные проблемы и требует различных решений. Но какими бы ни были повторные переговоры, для их успеха необходимы открытое общение и постоянное внимание к ситуации. Неотъемлемой частью стратегии повторных переговоров должны быть гибкость, преданность и признание их необходимости. Упреждающие переговоры. В тот период, когда контракт уже подписан, но стороны еще не приступили к его реализации, могут произойти неожиданные события, затрудняющие выполнение достигнутого соглашения. Предвидя такую ситуацию, дальновидные участники переговоров прибегают к упреждающим переговорам. Это значит, что они инициируют повторные переговоры еще до того, как произошло неблагоприятное событие, в тот момент, когда только возникает его вероятность. Упреждающие переговоры связаны с тремя навыками: Ø определением потенциальных проблем; Ø •созданием механизмов преодоления неожиданных изменений; Ø разработкой методов определения различий и разногласий, которые ставят под угрозу отношения сторон [3]. С точки зрения бизнеса проблемы, требующие таких переговоров, можно разделить на три группы: задержка выполнения обязательств, их неправильное выполнение и невыполнение. Задержка выполнения обязательств. Выполнение установленных сроков — общепринятая норма в современном бизнесе. Товар должен быть поставлен в назначенный день, дефекты — устранены как можно быстрее; платежи — делаться вовремя. Но если компания не в состоянии соблюдать установленные сроки из-за каких-либо непредвиденных обстоятельств с ее стороны (например, забастовка рабочих), ей необходимо инициировать повторные переговоры по поводу Неправильное выполнение обязательств. Представьте себе, что вы заключили сделку по поводу производства мебели по техническим условиям иностранного заказчика и доставки ему этой продукции. Затем вы заказали материалы и фурнитуру, которые вам нужны для выполнения этого заказа. Когда ваша продукция уже была готова к отправке иностранному покупателю, вы обнаружили брак в одном из компонентов фурнитуры. Теперь вам придется провести повторные переговоры с ее поставщиком, чтобы он Невыполнение обязательств. Например, мебельная фабрика не в состоянии выполнить заказ из-за пожара на складе. В такой ситуации необходимы повторные переговоры, чтобы аннулировать контракт. На таких переговорах сделка может быть просто расторгнута без всяких компенсаций или компания может быть признана виновной в ущербе, нанесенном другой стороне вследствие невыполнения своих обязательств. Повторные переговоры по поводу конкретных пунктов уже существующего контракта. Чаще всего повторные переговоры необходимы на стадии выполнения контракта из-за неспособности одной из сторон выполнить свои обязательства. В таких обстоятельствах одна из сторон хочет отказаться от своих обязательств. Такие переговоры происходят и в том случае, когда одна из сторон хочет отказаться от соглашения, потому что не может его выполнить. В переговоры такого типа часто вступают компании малого и среднего размера, которые впервые выходят на иностранный рынок. Им не всегда удается соответствовать высоким стандартам, производить большие партии товара и соблюдать жесткие строки, и это заставляет их пересматривать уже заключенные контракты или просить об их аннулировании. Переговоры по поводу конкретных пунктов уже существующего контракта проходят более гладко, если первоначальный контракт содержит пункт, допускающий такую ситуацию. Если стороны заранее оговаривают, что из-за непредвиденных обстоятельств может потребоваться пересмотр определенных пунктов, это намного снижает напряжение и улучшает взаимопонимание. В таких случаях повторные переговоры воспринимаются как законные, и обе стороны имеют на них полное право. Возможность повторных переговоров возникает и в том случае, когда стороны заранее устанавливают определенные сроки для пересмотра контакта. Например, если заключается долговременное соглашение, стороны могут договориться о периодических встречах в четко определенные сроки, чтобы отслеживать процесс выполнения контракта на основании текущей ситуации. На таких встречах также можно рассматривать вопросы, связанные с изменением условий рынка. Такие переговоры, как правило, распространены в тех странах, где соглашения воспринимаются скорее как свидетельство добрых отношений, чем как жесткая деловая трансакция. Включение в контракт пунктов, оговаривающих возможность переговоров относительно тех или иных пунктов контракта, формализует стиль бизнеса в таких странах. Это значит, что в случае каких-либо изменений стороны должны встретиться и решить, как справиться с этими изменениями. Периодические повторные переговоры довольно полезны, особенно в ходе реализации долговременных соглашений. Однако у них есть и недостатки. Во-первых, периодические повторные переговоры повышают уровень неопределенности в отношении, казалось бы, согласованных условий. Во-вторых, они могут стать причиной недоверия и вызвать подозрение, что одна из сторон использует тактику повторных переговоров просто для того, чтобы добиться для себя более выгодных условий. Наконец, они ставят под сомнение общую надежность соглашения: оказывается, что его в любой момент можно пересмотреть. Повторные переговоры после выполнения соглашения. Повторные переговоры могут также возникнуть и после полного выполнения контракта. Это происходит в том случае, если одна из сторон решила подождать окончания действия контракта, прежде чем вступить в новые переговоры. Переговоры после выполнения соглашения могут отражать изменения существующих бизнес стратегий сторон или указывать на то, что одна из сторон больше не уверена в том, что дальнейшие деловые отношения принесут ей пользу. В целом процесс таких переговоров подобен процессу первичных переговоров, но есть и некоторые важные отличия. Во-первых, у обеих сторон уже есть общий опыт работы, они знают друг друга. Каждая из сторон понимает цели, методы, намерения другой стороны, знает, можно ли ей доверять. Все это существенно влияет на ход повторных переговоров. Во-вторых, многие аспекты, связанные с рисками и возможностями данной сделки, уже изучены, и возвращаться к ним на повторных переговорах не следует. В-третьих, стороны, которые уже вложили в данный проект определенные средства, время и усилия, скорее всего, захотят продолжать отношения, если результат устраивает обе стороны. Повторные переговоры, выходящие за рамки существующего контракта. Цель таких переговоров — отменить существующее соглашение и предложить другой стороне новые переговоры. Как правило, в такой ситуации в контракте нет пункта, предусматривающего возможность повторных переговоров, но если одна из сторон утверждает, что не в состоянии выполнять соглашение, она может предложить повторные переговоры. Другой стороне принять такую ситуацию может быть сложно, особенно эмоционально, потому что она рассчитывала получить те преимущества, которые теперь поставлены под сомнение. Более того, такие переговоры часто начинаются в атмосфере пессимизма. Даже в тех случаях, когда это единственно возможное решение, стороны участвуют в них крайне неохотно. Атмосфера на таких переговорах проникнута отрицательными эмоциями и недоверием. Все участники чувствуют себя обиженными. Одна сторона считает, что другая должна войти в ее положение, понять ее трудности и поэтому принимать активное участие в повторном обсуждении сделки. Другая сторона видит, что прибыль, на которую она рассчитывала, тает на глазах, и чувствует, что ее заставляют отказаться от того, на что она имеет полное законное и моральное право. Повторные переговоры, выходящие за рамки существующего контракта, могут иметь множество последствий для каждой из сторон. Сторона, которая на них настаивает, может утратить доверие в деловом сообществе. В знак протеста другая сторона может потребовать более жестких сроков или штрафов за невыполнение обязательств. Сторона, которая поддается на требование провести повторные переговоры, может приобрести репутацию слабой и восприимчивой к давлению. Из-за этого ее другие деловые партнеры тоже могут начать повторные переговоры, чтобы добиться для себя более выгодных условий. Подобный эффект " кругов на воде" может ослабить позиции такой компании на будущих переговорах с другими деловыми партнерами. Селлих К., Джейн С. НЕ БОЙТЕСЬ ПОВТОРНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ. Гораздо чаще, чем следовало бы, компании недооценивают потенциальные проблемы, которые могут потребовать повторных переговоров относительно тех или иных условий контракта. Если что-то идет не так, совершенно естественно встретиться с деловыми партнерами и решить проблему. Но, как это, не удивительно, именно та сторона, которая является источником проблемы, обычно неохотно идет на изменения или пересмотр условий. Люди, ответственные за реализацию соглашения, часто опасаются говорить о проблемах, потому что боятся быть отвергнутыми. Если деловые отношения развиваются в духе сотрудничества, одна из сторон может считать, что неуместно просить другую о каких-то специальных условиях, поскольку это может быть воспринято, как попытка получить неоправданные преимущества. Из-за страха получить отказ можно упустить возможность укрепить деловые отношения и выполнить все согласованные условия. В некоторых культурах страх попасть в неудобную ситуацию настолько велик, что необходимость каких-либо изменений выражается только с помощью косвенных " сигналов". Например, на проблемы может указывать внезапное молчание после периода активного общения, туманные ответы, недоступность для контакта или долгое отсутствие ответных сообщений. Как только одна из сторон заметила, что возникла проблема (например, ухудшилось качество продукции или партнер перестал соблюдать сроки поставки), ей необходимо проявить инициативу и связаться с другой стороной. Гораздо проще предпринять корректирующие действия сразу же, как только возникла проблема, и предложить способы ее решения. Иногда недостаток опыта международного бизнеса или недостаточное знание обязательных спецификаций и требований приводит к тому, что поставщики плохо представляют себе, что необходимо для производства качественной продукции. Еще один болезненный вопрос — четкое соблюдение сроков поставки теми компаниями, которые в работе с товарными запасами используют схемы just-in-time1. Похоже, что в ближайшем будущем проблем со сроками поставок будет еще больше, поскольку все больше компаний производят свои товары или услуги с помощью аутсорсинга. Чтобы справляться с такими проблемами, необходимо поддерживать открытые каналы коммуникации, как можно раньше обсуждать возникшие трудности и быть готовыми открыто обсуждать проблемы по мере их возникновения. Рассмотрим пример из жизни. В декабре импортер мебели получил большую партию товара, которая намного превышала количество товара, оговоренное в контракте. Эта неожиданная поставка потребовала дополнительных складских издержек, расходов на обработку груза и других косвенных затрат. Импортер не стал подавать жалобу или отправлять лишний товар обратно. Он немедленно связался с поставщиком, и оказалось, что решение о такой большой поставке принял менеджер по экспорту — таким образом, он надеялся заработать солидную премию на Рождество. Импортер выслушал поставщика и объяснил ему, какие неприятные экономические последствия вызвала эта поставка, и попросил компенсации в счет будущих заказов. Импортер не стал вступать в конфликт или критиковать поставщика, но постарался найти приемлемое решение, в то же время выразив готовность продолжать долговременные деловые отношения. ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВТОРНЫМ ПЕРЕГОВОРАМ. Существует несколько подходов к проведению повторных переговоров [4]. Прояснение всех неясных пунктов существующего соглашения. Такой подход подразумевает дополнительное прояснение неясностей уже существующего договора, а не создания нового. Законность существующего контракта принимается, но при этом делаются определенные изменения, чтобы он соответствовал новым требованиям текущей ситуации. Предположим, что экспортер взял на себя затраты на авиаперевозку товара в пункт назначения в другой стране. Через несколько месяцев разразился всемирный энергетический кризис, и сейчас цена на сырую нефть удваивается каждые две недели. Экспортер обнаружил, что транспортные расходы " съели" всю его предполагаемую прибыль от сделки, и он больше не может позволить себе продолжать выполнять контракт, если только импортер не согласится на повторные переговоры и не освободит его от слишком больших транспортных расходов. В итоге подписывается поправка к договору, по которой часть транспортных расходов принимает на себя импортер. Такое формальное изменение принимается без всяких сомнений в законности первоначального контракта. Новое определение основных условий. Иногда, в силу разного личного опыта, стороны по-разному интерпретируют условия контракта. Этот подход состоит в том, что стороны заново определяют условия таким образом, чтобы они значили для них одно и то же. Например, экспортер согласился бесплатно обслуживать машины, которые он поставил импортеру из Азии, в порядке компенсации за дефекты при транспортировке этого оборудования получателю. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что неисправно буквально все оборудование, отправленное в Азию. Обязательство бесплатно обслуживать оборудование потребовало от него гигантских расходов. Тщательно изучив проблему, экспортер обнаружил, что машины неправильно используются, и поэтому постоянно выходят из строя. Его оборудование ломалось вовсе не потому, что было бракованным, а потому что неправильно использовалось. На повторных переговорах было принято дополнение к договору, по которому экспортер по-прежнему нес ответственность за обслуживание бракованного оборудования, но только в том случае, если пользователь следовал инструкциям по эксплуатации. • Письменный отказ от одного или более требований соглашения. В этом случае в ходе повторных переговоров одна из сторон, для которой некоторые аспекты договора стали слишком обременительными, освобождается от них. Например, комиссионные по определенной сделке зависят от минимального объема заказа. Из-за сложной экономической ситуации на рынке требование " минимального объема заказа" может быть аннулировано на год, чтобы дилер смог заработать хоть какие-то комиссионные. • Составление нового договора. Если никакие другие меры не помогают, стороны могут быть вынуждены аннулировать существующий контракт и провести повторные переговоры по поводу сделки в целом.
Шеретов С.Г.
|