Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды научных изданий.
1. Научная монография. 2. Научный журнал. 3. Научный сборник. 4. Автореферат диссертации. 5. Научно-технические отчеты.
1. Научная монография - фундаментальный научный труд. Объем варьируется от 4 авторских листов, до 10-15. Может насчитывать несколько сотен источников. Выход в свет научной монографии - это веха в развитии науки. Научная монография бывает посвящена одной теме, одной проблеме и они освящаются в монографии всесторонне.
2. Научный журнал - периодическое издание, всегда! Периодичность бывает самой разной: ежемесячное (большинство), 1 номер в течение 2 месяцев, раз в квартал, ведомственные журналы (раз в полгода; раз в год) - редкий случай.
3. Научный сборник. Бывают непериодическими и продолжающимися. Непериодические сборники - их выпуск бывает приурочен к какому-нибудь торжественному событию, например, юбилею научной организации. Продолжающиеся сборники - выходят в свет по мере накопления материала (пример - " Книга, исследования, материалы").
Сборники бывают следующих разновидностей: 1. Сборник научны статей, 2. Сборники тезисов докладов научных конференций. 3. Сборник материалов конференции. 4. Авторефераты диссертации. Целевое назначение - сообщить участникам научного сообщества о предполагаемой публичной защите диссертационной работы. 5. Научно-технический отчет.
2. Научное знание должно удовлетворять требованиям новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности и возможности проверки.
В ходе редакторского анализа научного произведения редактор должен постоянно контролировать правильность употребления научных понятий, которые отражают существенные признаки предметов и явлений. При введении в текст научного понятия должны быть раскрыта его содержание, объем и структура. Степень полноты раскрытия содержания научного понятия всегда обусловлена спецификой предмета и целевого назначения будущего издания.
Нередко в тексте научного произведения встречаются смысловые ошибки, которые возникают прежде всего из-за нарушения автором логических законов. Чтобы обнаружить подобного рода ошибки и квалифицированно их исправить редактору необходимо знать основные логические законы.
1. Закон тождества - каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле. 2 Закон противоречия - два несовместимых (противоречащих) суждения не могут быть одновременно истинными. 3. Закон исключенного третьего - из двух высказываний — «А» или «не А» — одно обязательно является истинным. 4. Закон достаточного основания - всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным.
Редакторский анализ научного произведения, его содержания предполагает всестороннюю оценку фактического материала. Важным критерием оценки содержания научного произведения является степень реализации в нем определенного метода получения научных знаний. Общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, системный подход. Исторический метод. Позволяет показать процесс развития событий в строгой хронологической последовательности.
- метод восхождения от абстрактного к конкретному. Дает возможность на основе глубокого анализа научных понятий синтезировать конкретные знания о предмете или явлении.
- метод спирали. Предполагает постепенное развертывание признаков анализируемого предмета или явления. Не толко отражает структуру научного материала, но также дает возможность оказать целенаправленное влияние на читательское восприятие. Основан на постепенное развертывании мысли путем повторения ее каждый раз на новом более высоком уровне обобщения.
3. Подготовка аппарата научного издания целиком и полностью лежит на редакторе. Первым элементом аппарата научного издания являются выходные сведения. Они должны оформляться в соответствии с ГОСТом Р 7.0.4-2006 " Издание. Выходные. Сведения".
Важным элементом выходных сведений является аннотация или реферат, которые помещаются на обороте основного титула. Эти элементы готовятся в соответствии с ГОСТом 7.9-95 " Реферат и аннотация. Общие требования". Если издание посвящено естественным, точным наукам, в этом случае в МАК помещается реферат. Если издание посвящено гуманитарным наукам, то аннотация.
Реферат по ГОСТу 850 знаков, аннотация - 500.
Предисловие. Требования стандартны. Бывают разные названия (от редактора, от издательства...).
Вступительная статья (часто в монографиях). Привлекаются видные деятели науки. Объем может превышать 1 авторской лист.
Библиографический аппарат. ГОСТ 7.1-2003. В научных изданиях - б.ссылки и б.списки.
Комментарии (крайне редко) и примечания (например перевод слов).
Указатели: - глухие, - аналитические/развернутые.
23.09.2011. Лекция.
Работа редактора над информационным изданием.
Целевое назначение информационных изданий - оперативное доведение ло специалистов информации о вышедших в свет изданиях. Прежде всего, издания научные и учебные.
Информационные издания являются изданиями вторичными. В них отражаются не непосредственным результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, а результаты их аналитико-синтетической переработки.
Виды аналитико-синтетической обработки информации:
1. Библиографирование. 2. Аннотирование. 3. Индексирование. 4. Реферирование. 5. Обзорная деятельность.
1. Целевое назначение библиографирования - составление библиографического описания документа. Под документом в научно-информационной деятельности понимается любой источник информации, например, научная монография, научная статья в журнале или сборнике, тезисы докладов конференции, патентные документы, авторские заявки и т.д.
Согласно ГОСТу 7.1-2003 все библиографические описания делятся на две группы: монографические библиографические описания и аналитические библиографические описания.
МБО составляется на документ в целом, например, на энциклопедию. АБО подготавоивается на часть документа, например когда составляется бо статьи в научном журнале.
2. Целевое назначение аннотирования - подготовка аннотаций различных видов.
Аннотация - краткая характеристика документа с точки зрения целевого назначения, читательского адреса и характера информации. Согласно ГОСТу 7.9-95, средне рекомендуемый объем аннотации - 500 печатных знаков.
В зависимости от целей и функций, аннотации бывают 3 видов:
1. Справочная/сигнальная аннотация. Дает краткую характеристику издания, в ней не содержится указания на читательский адрес и нет элементов оценки информации. Такая аннотация имеет 4 разновидности:
1. Уточняющая сигнальная аннотация. В ней помимо краткой характеристики документа уточняется какой-то элемент бо. 2. Общая сигнальная аннотация. В ней дается краткая характеристика всей основной информации документа. 3. Аналитическая сигнальная аннотация. В ней дается краткая характеристика не всей основной информации, а только части. 4. Сводная сигнальная аннотация. Подготавливается на несколько документов, объединенных общей тематикой.
2. Оценочная аннотация. В ней помимо краткой характеристики документа имеются элементы оценки информации. Имеет 3 разновидности:
1. Сопоставительная оценочная аннотация. В ней сообщается что нового включает изданиемпо сравнению с предыдущими. Как правило, подготавливается на переиздание. 2. Критическая оценочная аннотация. Помимо краткой характеристики документа, содержатся элементы научной критики. Чаще всего подчеркиваютсямнегативные стороны издания. 3. Сводная оценочная аннотация. Подготавливается на несколько документов, объединенных общей тематикой.
3. Рекомендательная аннотация. Помимо краткой характеристики документа имеется четкое указание на читательский адрес. Имеет 3 разновидности:
1. Сигнальная рекомендательная аннотация. В ней характеризуются условия эффективного применения всей основной информации, содержащейся в документе. 2. Аналитическая рекомендательная аннотация. Дается характеристика условий эффективного применения не всей основной информации документа, а только части. 3. Сводная рекомендательная аннотация. Подготавливается на несколько документов, объединенных общей тематикой.
Автор данной типологической модели является профессор А.А. Гречихин.
НА ЭКЗАМЕНЕ НЕ СПИСЫВАТЬ!!!
29.09.2011. Лекция.
3.
Индексирование - вид аналитико-синтетической переработки информации, который представляет собой выражение центральной темы документа средствами информационно-пояскового языка.
ИПЯ бывают 2х видов:
1) предкоординированные информационно-поисковые языки
Предполагают индексирование документа с использованием заранее разработанной схемы. Пример таких языков - УДК. УДК впервые была разработана и внедрена бельгийскими учеными Полем Отле и его учеником Анри ля Фантеном, 1905 год.
2) пост-координированные информационные языки
Не предполагают в процессе индексирования использование заранее разработанных схем. Пример таких языков - координатное индексирование - выражение центральной темы документа с помощью ключевых слов. Ключевые слова образуют поисковый образ документа, в качестве ключевых слов могут быть использованы слова естественного языка, приведенные к нормализованному виду. Помимо слов в качестве ключевых могут выступать словосочетания, термины, различные формулы. Под нормализацией ключевых слов понимается использование слов и словосочетаний в И.п. ед. и мн.ч. В ходе координатного индексирования часто используется прием инверсии, когда происходит трансформация общепринятого порядка слов (например, Паскаля закон...)
Процесс координатного индексирования документов осуществляется с использованием специальных словарей, которые называются тезаурусы. Единица тезауруса - ключевое слово (дескриптор). Поисковые образы документа создаются для автоматизированной подготовки различных указателей, которые являются частью практически всех информационных изданий.
4.
Целевое назначение реферирования - подготовка рефератов различных видов. Согласно ГОСТу 7.9-95 среднемрекомендуемый объем реферата 850 печатных знаков.
Реферат - краткое изложение содержания документа, его части или группы документов с основными фактическими сведениями и выводами.
В 1949 году в Париже под эгидой ЮНЕСКО состоялся 1й конгресс по научному реферированию, на этом форумембыло принято решение - все рефераты по целевому назначению делить на 2 группы: рефераты информативные и индикативные (указательные, от англ. indicate).
Информативные рефераты содержат фактографическую информацию. Могут быть использованы в качестве источника информации. Используются учеными и специалистами в их непосредственной работе. Информативные рефераты в известной степени способны заменить чтение первоисточника.
Индикативные рефераты не содержат фактографической информации, а лишь указывают на ее наличие в тексте первоисточника. Целевое назначение - помочь специалисту принять решение о целесообразности обращения к тексту первоисточника.
Во второй половине 20 столетия проводились многочисленные исследования в области реферирования. В результате была разработана классификационная модель рефератов по различным основаниям.
1. По целевому назначению. 2. По объекту реферирования. Выделяют 4 вида рефератов:
- рефераты монографические. В качестве объекта реферирования выступает 1 первоисточник. Отсюда параллельное название - одноисточниковый реферат. - сводный реферат. Подготавливается на несколько первоисточников, объединенных общей тематикой, или принадлежащих одному автору. - аспектный реферат. Подготавливается в том случае, если в качестве объекта реферирования выступает большой по объему первоисточник, например, научная монография, и требуется отразить в реферате не все его аспекты, а только часть. - фрагментный реферат. Составляется на большой по объему первоисточник, например, научную монографию, и реферируется часть этого первоисточника (например, 3 главы из 10ти).
Классификация рефератов по объему. 2х видов:
1. Рефераты краткие. 2. Рефераты расширенные.
Кратким является реферат, объем которого укладывается в требование стандарта. Если объем реферата не превышает 850 знаков, то он краткий, если демобъем реферата превышает объемы установленные стандартом, то расшренные.
В практике научно-информационной деятельности сложились свои традиции при определении. Выжила и объема реферата. Принято ориентироваться на вид реферируемого документа. Этим обусловлен выбор объема реферата. Если в качестве объекта реферирования выступает заметка, или краткое сообщение, то объем такого реферата не должен превышать 500 печатных знаков. Если в качестве объекта реферирования выступает научная статья или патентный документ, то объем такого реферата должен превышать 1000 печатных знаков. Если в качестве объекта реферирования выступает большой по объему первоисточник, например, научная монография, то объем такого реферата не должен превышать 2 500 тысячи печатных знаков.
Классификация рефератов по знаковой природе информации.
По данной классификации выделяют рефераты 3х видов:
1. Текстовые. Представляет собой связный текст на естественном языке. Рефераты включающие помимо текста не текстовые элементы (формулы, таблицы и материалы). В основном публикуются в информационных изданиях. 2. Рефераты анкетные. Представляют собой ответы на заранее сформулированные вопросы. Анкетные рефераты не публикуются в информационных изданиях, а используются в автоматизированных информационно-поисковых системах. 3. Рефераты табличные. Если вопросы и ответы имеют форму таблицы, то такой анкетный реферат становится табличным. Применяются в информационно-поисковых системах.
Классификация рефератов по ориентированности на потребителя. Здесь выделяют рефераты 2х видов:
1. Общие рефераты. В общем реферате просто избегается основное содержание документа. Публикуются в информационных изданиях. 2. Целевые (проблемно-ориентированные) рефераты. Подготавливаются на основе конкретных информационных запросов потребителей. Используются исключительно в автоматизированных информационно-поисковых рефератах.
Классификация рефератов по составителю. Здесь различаются рефераты 3х видов:
1. Авторские рефераты (авторефераты). Подготавливают сами авторы первичных публикаций. 2. Референтские рефераты. Эти рефераты подготавливаются службами научно-технической информации. Референтами этих служб. 3. Машинные рефераты. Подготавливаются с использованием различных компьютерных программ.
Обзорная деятельность.
Целевое назначение - подготовка обзоров различных видов. В современной научно-информационной деятельности разливают 4 вида обзоров:
1. Библиографический обзор. Подготавливается в том случае, когда в качестве объекта обозрения выступают формальнын характеристики первоисточников (вид первоисточника, объем, наличие текстовых элементов, состав списка использованной литературы). В настоящее время практически отсутствуют в системе научно-технической информации.
2. Реферативные обзоры. При его подготовке в качестве предмета обозрения выступают содержательные характеристики первоисточников. В реферативных обзорах никогда не дается оценка информации.
3. Аналитические обзоры. При подготовке такого обзора в качестве предмета обозренияитакже выступают содержательные характеристики первоисточников, но, в отличие от реферативных обзоров, в аналитических всегда есть оценка информации.
4. Монографические обзоры. Высшая форма обозрения, в них помимо оценки информации содержется так же прогноз развития отрасли. Отсюда и параллельное название " прогностический" обзор.
Виды информационных изданий.
Согласно ГОСТ 7.60-2003, информационные издания бывают 3 видов:
1) Библиографические издания (указатели)
Вид информационных изданий, в которых основное информационное поле составляет совокупность библиографических записей. Они имеют 3 разновидности:
1. Текущие библиографические указатели. Периодическое издание, выходящее 1 раз в месяц. В нем публикуются библиографические описания документов, вышедших в свет на момент издания. 1. Ретроспективные БУ. Охватывают документы, вышедшие в свет за последние 3 года. Издание не периодическое, предназначено для информационного обеспечения крупных государственных программ. 3. Рекомендательные БУ. Глубина ретроспективы документов - 5 лет, предназначены для слушателей факультетов повышения квалификации.
2) Реферативные издания
Основное информационное поле - совокупность рефератов. Имеют 5 разновидностей:
1. Реферативный журнал. Периодическое издание, посвященное глобальным направлениям развития науки. Могут быть посвящены фундаментальным наукам. Периодичность может быть следующей: 2 раза в месяц, ежемесячные, 1 раз в квартал. 2. Реферативные сборники. Не периодические и продожающиеся. Имеют узко отраслевую направленность. 3. Экспресс-информация. Периодическое издание, выходящее еженедельно. Характерная особенность - Публикация расщипанных рефератов. 4. Информационный листок. Не периодическое издание листовой формы, содержащее всего 1 реферат. Целевое назначение - обмен передовым производственные опытом. 5. Электронные реферативные катротеки. Представляют собой копию узкого раздела информационного журнала. Поскольку реферативные картотеки копируют полностью фрагмент информационного журнала, их называют третичными.
3) Обзорные издания
Вид информационных изданий, основное информационное поле которых составляет 1 или несколько обзоров. Бывают 2 разновидностей:
1) Моноиздания обзорного типа. Содержат 1 обзор. 2) Сборник обзоров. Включает 2 и более обзоров.
30.09.2011. Лекция.
Работа редактора над содержанием основной части реферативного издания.
При работе над рефератом редактор должен руководствоваться 2мя критериями:
1. Критерий семантической адекватности.
Используется для того чтобы установить точность реферирования. В реферате не должно быть информации, отсутствующей в первоисточнике. Референт не может включать в реферат дополнительную информацию по своему усмотрению.
2. Критерий семантической эквивалентности.
Используется для того чтобы установить полноты реферирования. Этот критерий предполагает максимально насыщение реферата информацией из первоисточника. Полностью семантически эквивалентного реферата нет и быть не может. Это обусловлено тем что объем реферата строго лимитирован. Таким образом, правомерно говорить о степени семантической эквивалентности реферата первоисточника. Редактор должен стремиться к тому, чтобы эта степень была максимально высокой.
При работе над рефератом редактор должен учитывать виды потерь информации при реферировании. Существуют три вида потерь информации в ходе реферирования:
1. Потери преднамеренные, оправданные.
Когда референт в процессе подготовки реферата сознательно отказывается от части информации, без ущерба для содержания реферата. Это могут быть следующие сведения: исторические справки, материалы рекламного характера, элементы популяризации и также устаревшие сведения.
2. Потери преднамеренные, неоправданные.
Имеют место тогда, когда референт в силу субъективизма и несогласия с позицией автора первоисточника не включает в реферат сведения, которые на самом деле представляют интерес для потребителей.
3. Потери непреднамеренные, неоправданные.
Этот вид в основном связан с некомпетентностью референта, недостаточным знанием иностранного языка (если реферируется зарубежный источник), по неопытности, по недобросовестности.
Структура реферата.
Реферат имеет следующие структурные элементы:
1. Заголовочная часть. Включает заглавие публикации, перевод заглавия на русский язык (если реферируется зарубежный источник), ФИО автора.
2. Собственно реферативная часть Текст реферата.
3. Справочный аппарат. Включает: - индекс УДК - порядковый номер реферата в издании - фамилию референта - информацию о наличии в первоисточнике таблиц, иллюстраций - сведения о количестве библиографических описаний - информацию о языке оригинала
Если в тексте первоисточника на иностранном языке дано двуязычное резюме, то это тоже отражается в справочник аппарате реферата.
Структурно все информационные издания делятся на 2 части:
1. Информационное произведение (библиографическое, реферативное или обзорное). 2. Справочно-поисковый аппарат.
Аппарат (справочно-поисковый) делится на 2 части:
1. Выходные сведения (они располагаются на 1й, 2й сторонке обложки, на совмещенном титульном листе). Предисловие чаще всего помещается в 1м номере.
2. Система указателей.
В реферативных изданиях публикуются следующие указатели:
- Именные - Алфавитно-предметные - Патентные - Формульные указатели Указатели географических названий Указатели периодических и продолжающихся изданий, которые постоянно реферируются.
Указатели бывают:
- Пономерные - Кумулятивные. Включают информацию из всех предыдущих указателей. В некоторых изданиях такой указатель выпускается самостоятельно.
Основная задача редактора при работе над указателями - контроль соответствия в указателе информации в основном тексте. В частности, проверка правильности страниц.
Редакторская подготовка учебных изданий.
Подготовка учебных изданий - особая область редакционно-издательской деятельности. Процесс создания учебной литературы отличается от создания произведений любого другого вида литературы. Особенность заключается в том, что автор и редактор должны определенным образом конструировать материал. При подготовке учебного издания необходимо исходить из двух положений:
1. Учебное издание это одно из основных средств обучения, оно является элементом учебного процесса. 2. Учебное издание отражает определенную область знания или сферу деятельности. Эти два положения диктуют ряд требований к учебным изданиям.
Первое положение предполагает что содержание учебной литературы должно предусматривать педагогическое воздействие на обучаемого.
Второе положение говорит о том что информация, которая характеризует предмет содержания учебной литературы специально отбирается и обрабатывается применительно к задачам того или иного вилхда изданий. При этом вчитываются не только особенности деятельности, или знания, но также задачи формирования информационной культуры обучаемого.
Функциональная область учебных изданий.
Учебные издания выполняют следующие функции:
1. Коммуникативную функцию.
Обеспечивается показом связей и отношений разного рода. Проявляет для читателя место и роль всякого объекта в процессе развития. Отсюда динамика содержания, связь его с прошлым и современным состоянием рассматриваемых вопросов.
2. Информационная.
Реализуется в том что, как и любое издание, учебное вводит человека в мир культуры, приобщает к результатам общественной деятельности. Информационная функция реализуется за счет передачи обучаемому определенного объема информации. Эта функция направлена на то чтобы сформировать у обучаемого определенный тезаурус понятий и характеристик о предметах и явлениях.
3. Познавательная.
Характеризуется тем что каждая учебная дисциплина, каждый учебный предмет предполагает освоение определенной системы знаний. Знания должны быть ранжированы, при этом на наиболее важные, значимые для данной дисциплины знания должно быть обращено специальное внимание. Важное значение имеет качество знания. Знание может быть открытым (остается впечатление незаконченности рассмотрения вопроса), закрытым (отличается полнотой и завершенностью).
4. Развивающая функция.
Ориентирована намприемственность опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производства знаний о преобразовании и охране окружающей среды. Развитие личности обеспечивает возрастание способностей, расширение возможностей совершенствования умственных операций и речевой деятельности.
5. Воспитательная функция.
Связана с формированием мировоззрения, с построением системы этических и эстетических норм субъекта. Данная функция направлена на овладение оценочными критериями по отношению к поступкам.
6. Организационная функция.
Выполняется каждым отдельным изданием и всей системой учебных изданий. Реализуется обеспечением последовательности изучения и преподавания дисциплин, отражением их взаимосвязи и взаимозависимости. Лежит в основе дифференциации учебных изданий на виды. Она обеспечивает учебно-методическую поддержку различных форм и методов учебного процесса.
7. Систематизирующая функция.
Обеспечивает целостность обучения, систему знаний и представлений.
Функции учебных изданий обеспечиваются произведением литературы, аппаратом издания, а также отбором особой обработкой и особым представлением учебного материала.
Читательский адрес учебных изданий.
ЧА - важная характеристика учебных изданий. Она определяет особенности информации и объем включаемых знаний в издании. Читатели представлены различными группами обучаемых: учащиеся школ, учащиеся средних профессиональных учебных заведений, учащиеся высших учебных заведений, слушатели системы повышения классификаций. Читатели учебных изданий представлены также группами обучаемых: учителя школ, преподаватели срелне-специальных учебных заведений.
Виды учебных изданий.
Все учебные издания подразделяются на 4 вида:
1. Программно-методические учебные издания. - учебные планы; - учебные программы. Включают 2 разновидности:
. примерные программы . рабочие программы
2. Учебно-методические издания. - методические указания; - методические рекомендации.
3. Обущающие издания. - учебники; - учебные пособия; - конспекты лекций; - тексты лекций (курсы лекций).
4. Вспомогательные учебные издания. - практикумы; - сборники задач (задачники); - сборники упражнений; - хрестоматии; - книги для чтения (в помощь изучающим иностранные языки).
Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание учебной дисциплины. В них также отражается объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. Данные издания предназначены прежде всего преподавателям и методистам. Тем, кто организует учебный процесс.
Учебный план - документ, который регламентирует учебный процесс. В нем определяются форма и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических, лабораторных работ, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, форм и видов контроля знаний, время проведения эзаменнационных сессий и зачетов по данной дисциплине.
5.10.2011. Лекция.
Учебная программа. Бывает типовая и рабочая.
Учебная программа - издание, которое... содержания и... знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.
В программе отражается связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначение круг литературы, источников, на основании которых разработан данный предмет.
1. Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.
2. Учебно-методические издания - методические указания, методические рекомендации, которые содержат материалы по методики преподавания учебной дисциплины, изучение курса, выполнение контрольных работ, курсовых и дополнительных проектов по организации самостоятельной работы студентов.
Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику подготовки контрольных работ.
Эти издания организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.
3. Обучающие издания - учебники, учебные пособия, курсы, конспекты лекций.
Учебники - основные учебные издания по дисциплине.
Содержат базовые знания предмета. Включают опробированные данные исследования. Он раскрывает методические аспекты получения знаний. Учебник дает характеристику важнейших процессов и явлений. Материал в учебнике организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения. В учебнике изложение материала должно быть последовательно, системно, логически обосновано. Характеристики процессов и явлений должны быть целостны и ориентированы на конкретные категории обучаемых.
Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине.
ОБЪЕМ И СТРУКТУРА УЧЕБНИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ, КОТОРУЮ УЧЕБНИК ОХВАТЫВАЕТ ПОЛНОСТЬЮ.
Содержание учебника отражает определенную систему знаний, которую составляет основное ядро сведений по данной науке. Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности. В учебнике теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, а характеристики знаний и их использования представляются последовательно.
По содержанию различают общие учебники и специальные учебники.
Общие содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественно-научного, технического характеров.
Специальные содержат проф знания по профилю каждой специальности.
! Вузовский учебник по характеру информации сближается с научной монографией, поскольку логика учебного предмета, как правило, соответствует логике науки. Методы изложения и система терминов соответствует традициям науки. В то же время отбор информации отличает учебник от монографии. В учебник включается не оригинальный, а уже опробированный материал.
Методика изложения материала и методический аппарат дают возможность самостоятельно овладевать содержанием учебника. Комплекс учебников ВУЗа по общим и специальным дисциплинам дает необходимый объем знаний, которые нужны специалисту соответствующего профиля.
Учебное пособие.
! Выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом, или же ее разделу.
В основном содержит новый материал по курсу. Расширяет фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.
В учебное пособие модно включать спорные проблемы и демонстрировать разные точки зрения. Читательский адрес уже, чем читательский адрес учебника. УП предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, которые предусмотрены учебными программами и изложены в учебнике.
Кроме того, УП выпускаются по новым и элективным курсам (курс по выбору).
Для студентов ВУЗов выпускают такие издания, как КУРС ЛЕКЦИЙ и КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.
Курс лекций включает лекции одного автора по дисциплине, или же взаимосвязанные между собой лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины.
Курс лекций является дополнением к учебнику и, в основном, излагает новый оригинальный материал.
Курс лекций создается на базе прочитанного материала. Это авторская работа, которая раскрывает конкретные проблемы, ставящие спорные вопросы и отражающая собственную позицию автора.
В курсе лекций проявляется творческое индивидуальное начало автора, поскольку в них раскрывается позиция автора по отношению к поставленной проблеме. Курс лекций может быть создан на основе диссертационного исследования, как результат изучения актуальной проблемы.
Конспект лекций включает основные положения лекционного курса. Он готовится по новой дисциплине, или в дополение к учебнику. В конспекте лекций, как правило, рассматриваются новые проблемы, раскрываются альтернативные решения, характеризуются оригинальные направления развития отрасли.
Вспомогательные издания.
Среди вспомогательных изданий важное место занимают практикумы. К ним относятся: сборники задач, сборники контрольных работ для студентов-заочников, сборники упражнений, пособия, руководства по проведению лабораторных работ, задания для проведения практических занятий, а также пособия, руководства по выполнению курсовых, дипломных работ, а также дневники наблюдай (по археологий...).
Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, на формирование навыков практической работы, на овладение формами и методами познания и т.д.
Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса. Практикумы могут состоять только из одних вопросов и заданий, могут включать дополнительные методические указания по их выполнению, или же, материалы, которые разъясняют наиболее общие вопросы.
СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА ОТРАЖАЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА КАК В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ.
Хрестоматия.
Хрестоматия - сборник текстов, которые иллюстрируют содержание учебника. В хрестоматию включаются документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, которые разъясняют тексты.
Книга для чтения.
Их выпускают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, которые позволяют формировать навыки работы с иностранным текстом.
Работа редактора над учебным произведением.
Учебное издание включает произведение учебной литературы и аппарат.
Произведение учебной литературы включает введение, основную часть, которая делится на разделы, части, главы и параграфы; выводы из разделов частей глав; а также заключение.
Оценивая содержание учебного произведения редактор опирается на следующие категории:
- научность, - системность изложения, - доступность, - целостность, - полнота.
Аппарат учебного издания коренным образом отличается от аппарата любого другого вида издания. Аппарат учебного издания состоит из 2х частей.
Первую часть составляет аппарат организации усвоения материала. Вторая часть - аппарат ориентировки.
Аппарат организации усвоения материала включает вопросы для самопроверки, задания которые имеют цель закрепления полученных знаний. Как правило помещается в конце крупных разделов, глав, параграфов.
Аппарат ориентировки включает выходные сведения, предисловие, библиографический аппарат, комментарии и примечания, систему указателей и приложение.
см. учебник.
Работа редактора над справочные изданием.
Видо-типологический аппарат СИ
СИ - издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке удобном для их быстрого отыскания, не предназначенные для сплошного чтения.
К важнейшим видам СИ относятся: энциклопедии, словари и справочники. Наиболее общей функцией справочных изданий является справочная функция.
Справочные издания предназначены для получения сведений разнообразного характера. СИ суммируют знания, накопленные наукой и практикой.
Энциклопедические издания.
Энциклопедия - СИ, которое содержит в обощенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности. Эти сведения обычно изложены в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.
По структуре основного текста Э могут быть алфавитными и систематическими, существуют также Э со смешанной структурой.
По целевому назначению и читательскому адресу выделяют: научные Э, науч-поп Э и популярные Э.
По характеру информации: универсальные, специализированные и региональные.
Универсальная Э содержит сведения по всем областям знания и относится, как правило, к научно-популярным.
Специализированная Э посвящена отдельной области знания и может относиться как к научным, так и к научно-популярным и популярным энциклопедиям. Они могут быть: отраслевыми, тематическими и персональными.
Эти энциклопедии посвящены рассмотрению круга вопросов, носящих частный характер.
Словарные издания.
Словарем называют СИ, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц, которые снабжены относящимися к ним справочными данными.
Важнейшие функции: информативная, коммуникативная и нормативная.
Справочники.
Справочником называют издание, которое носит прикладной практический характер, имеет систематическую структуру, или построена по алфавиту заглавий статей. Справочник охватывает комплекс сведений по определенной отрасли знания и практической деятельности.
28.12.11.
Рецензия на... название, автор. Вывод должен быть выводом!
Рекомендации должны быть конкретными!!
Указать на достоинства.
|