![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С. Автономова. Рефлексия в науке и философии
«Под рефлексией в традиционном смысле понимается … подход к анализу сознания, [который не верифицируется из внележащих причин], [который означает] такую самонаправленность сознания, при которой оно предстаёт как область самопричинения и саморазвертывания». [В рационалистической философии такой подход опирается] «на безграничное доверие к разуму, его способности к прояснению внутренних и внешних содержаний». [В эмпирико-сенсуалистической философии] «рефлексия как внутренний опыт ума, … анализирующего свои собственные построения, необходимо дополняет внешний опыт». [Выходящее за рамки отрефлексированности считалось несущественным, маргинальным]. [В «неклассической» философии] «маргинальное оказывается центральным: на первый план выходят … нерефлективные содержания и образования». «Общий знаменатель самых разнообразных содержаний этого опыта — их непредъявленность сознанию и их воздействие на сознание, нарушающее представление о его самопричинности и саморазвертывании». [Способностью прояснения нерефлексивных содержаний обладает язык]. «Обращение к языку … позволяет ставить … конструктивные задачи, связанные с рационализацией нерефлексивного опыта» (с. 25). Свойства индивидуального сознания Интенциональность сознания Г. Гегель «В непосредственном наличном бытии духа, в сознании, есть два момента: момент знания и момент негативной по отношению к знанию предметности», «Сознание знает и имеет понятие только о том, что есть у него в опыте» (Феноменология духа, с. 19). «Предмет, с одной стороны, находится внутри меня, а с другой стороны, имеет столь же самостоятельное существование и вне меня. Сознанию предмет является не как положенный посредством «я», но как непосредственный, сущий, данный» (Философия духа, с. 204). Э. Гуссерль. Идеи «Понятие «интенциональность» … служит по существу основной отправной точкой для феноменологии. … Мы придаём опытным переживаниям весьма конкретное и очень важное значение, если мы выделяем их как интенциональные, и если мы говорим, что они суть сознание чего-то. Тогда совершенно неважно, имеем ли мы дело сконкретными опытными переживаниями или же с абстрактными уровнями опыта» (цит. по: Шварцкопф, с. 68). Субъективность сознания Л. Фейербах. К критике философии Гегеля «Мышление есть непосредственная деятельность, поскольку оно самодеятельность. Никто не может за меня мыслить; в истинности мысли я убеждаюсь только через самого себя»(с. 32).
|