Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Киселева
«Предварительные соображения» были утверждены Николаем I 17 (29) мая 1837 г. и легли в основу реформы управления государственными крестьянами 1837-1841 гг., проводимой П.Д. Киселевым, министром министерства государственных имуществ.
Текст приводится по изданию: А.П. Заблоцкий-Десятовский. «Граф П.Д. Киселев и его время». СПб., 1882. Ч.II. С.52-57. Недостаток управления составлял до сего времени одну из важнейших причин, препятствующих благосостоянию государственных крестьян и благоустройству государственных имуществ. Нет сомнения, что устройство хозяйственное и способ уравнения податей есть дело не менее важное; но оно должно быть последствием достаточно устроенной администрации; необходимость сей меры до сего времени не была надлежащим образом рассмотрена и оценена. При всяком новом предположении думали исправить дело изменением всех основных начал сельского быта; полагали устроить его по образцу городов и разделить сельских обывателей на гильдии; хотели уничтожить укоренившуюся в народном обычае систему общественного пользования землею и ввести вечное кортомное [кортома - аренда, прокат и т.д.- Н.Н.] владение семейными участками; наконец, хотели достигнуть цели улучшения, огромными переселениями; но устройство управления считали, кажется, делом второстепенным; думали даже, что оно может остаться при казенных палатах.< …> Управление государственными имуществами и крестьянами, по обширности круга действий и важности объемлемых им предметов, для достижения надлежащего успеха, следует сосредоточить в отдельном составе. В отношении государственных крестьян оно должно быть сообразно с настоящею степенью гражданского и нравственного их быта и вести их к благосостоянию путем ближайшего непосредственного попечительства, а в отношении собственного государственных имуществ должно соответствовать их роду и пространству. На сем основании учреждается особое министерство государственных имуществ, а в губерниях – палаты государственных имуществ. Государственные имущества и крестьяне в губерниях разделяются на округи, волости и сельские общества. Управление государственными имуществами долженствовало бы заключать в себе все, что составляет казенную недвижимость, в том числе горные промыслы, устроенные на казенных землях, фабрики и винокуренные заводы; но как присоединение всех сих частей к новому управлению могло бы произвести на первый раз некоторые затруднения, то, - оставляя их в настоящем положении и ограничиваясь существенными предметами управления государственных имуществ: казенными землями с состоящими на них лесами, водами и разными поселениями, кроме государственных крестьян, - следует присоединить и все прочие сословия, водворенные на казенных землях (иностранные поселенцы и кочующие народы), за исключением крестьян состоящих в военном ведомстве. Учреждения, относящиеся до распространения и поощрения земледелия и сельской промышленности, находясь в ближайшей связи с предметами управления государственных имуществ, также подлежат ведению одного министерства, в том особенно уважении, что правительство, как главный вотчинник земель, имеет основания и возможности оказывать покровительство и поощрение к извлечению богатств от возделывания земли.< …> В губерниях, в ведомство палат государственных имуществ отделяются все части управления государственными имуществами, все предметы попечительства над государственными крестьянами, свободными хлебопашцами и колонистами. Для исполнения распоряжений палаты и ближайшего наблюдения на местах за благоустройством государственных имуществ и благосостоянием крестьян, определяются окружные начальники. Предметы ведомства между окружными начальниками и земскими судами разграничить тем, что за последними оставить только распоряжения по общей полиции и по производству следствий, а окружным начальникам предоставить исключительные дела, относящиеся до улучшения нравственного состояния крестьян, до гражданского их быта, строительной части, обеспечения продовольствия, хозяйства, податей, повинностей и защиты по судебным делам. Волости образуются в больших против существовавших тогда размерах и в них сохраняются до времени волостные правления. В сельских обществах сообразно с коренными народными обычаями, учреждаются для заведывания общественными делами мирские сходы и сельские управления. Окружное и волостное начальство действует с властью наблюдательною, а сельское – с властию исполнительною. Сельское общество понимается за первую административную и земельную единицу; каждое из них состоит, или из одного селения, или из нескольких; ни одно селение, отдельно замежеванное, как бы велико ни было, составляет одно общество; селения малолюдные, но имеющие общее владение землею вводятся в состав одного общества. Земли и угодья оставляются в бессрочном пользовании обществ с предоставлением им права распределять земли между домохозяевами в том порядке, в каком они сами признают для себя удобнейшим. Селения малоземельные или наделяются землею из свободных казенных участков, или из них производятся переселения на свободные казенные земли на основании особых правил. На местах новых водворений учреждаются отдельные семейные участки в виде хуторов, на праве постоянного потомственного пользования и без раздробления между членами семейства. Сельским обществам отводятся лесные участки в определенном размере в непосредственное их владение и распоряжение, под надзором местного лесного начальства. Все прочие затем леса оставляются в собственном распоряжении казны. Мирские оброчные оставляются за обществами, с обращением одной половины оброчного дохода в пользу общества на предметы законных их надобностей, а другой в состав общественного хозяйственного сбора. Оброчная, следующая с государственных крестьян, подать, а равно подушная подать и земские повинности исчисляются по душам, но распределяются между сельскими обществами соразмерно местным выгодам от земли и промыслов каждого сельского общества. Обязанности каждого управления и каждого должностного лица следует определить с возможною положительностью и полнотой в том намерении, чтоб как чиновники, так и сельские начальники могли составленными для них наказами руководствоваться при всех случаях и, имея всегда при себе, сколь можно менее встречали надобности справляться с другими постановлениями, и таким образом были в состоянии действовать без затруднения с самых первых дней вступления в должность. При устройстве благосостояния столь многочисленного класса, необходимо означить положительно пределы дарованных ему прав личных и по имуществу, указать ясно обязанности поселян и определить меру их ответственности, ибо полная известность сих условий более или менее обеспечивает самую неприкосновенность прав, предупреждает нарушение обязанностей, устраняет произвол и служит залогом нравственного улучшения. В видах улучшения нравственности крестьян учредить для них приходские училища, для образования соответственного их званию; привлечь благонадежных священников в казенные селения, назначением им приличного содержания. Для наблюдения в казенных селениях полицейского порядка составить сельский полицейский устав, который содержал бы в себе общие и частные правила, необходимые для сведения и руководства поселян как членов общества. При общей безграмотности поселян, недоступности для них судебных форм и обрядов, и при самой ограниченности частного их достояния, предоставленную им расправу по маловажным тяжбам и проступкам устроить на определенном основании, согласив сколь возможно более с существующими законами. С сей целию учредить расправы: сельскую и волостную, и составить для них Сельский Судебный Устав, с изложением в нем порядка судопроизводства по спорам и тяжбам государственных крестьян об имуществах, проступках крестьян и наказаниях за оные и, наконец, порядка судопроизводства по проступкам. Всем государственным имуществам составить кадастр, т.е. измерение, описание и оценки всех земель и угодий; имущества эти разделяются на два рода: 1) податные, т.е. предоставленные в исключительное пользование государственных крестьян, и 2) запасные, остающиеся в непосредственном ведении казны; из них образовать казенные оброчные статьи, а из лесов особые округа.
Задание к документу. Ответьте на вопросы: 1. Какие недостатки управления государственными крестьянами отмечает П.Д. Киселев? 2. Кто должен был контролировать деятельность государственных крестьян после реформы? Назовите правительственные инстанции и должностные лица. 3. Перечислите органы самоуправления государственных крестьян. 4. Какие меры предусматривал П.Д. Киселев для улучшения положе- ния крестьян?
Документ 5. Речь Николая I на заседании Государственного Сове-
|