Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Картинки
При описании техники коллажа и рассказов, основывающихся на нем, я упоминала об использовании картинок из журналов или
__________________________Глава 4. Поделки ____________________9 7
еше откуда-либо. Недавно я услышала о технике использования картинок, которую сама применяла с успехом.
Я создала коллекцию картинок, которые показались мне инте- ресными — картинок, которые бросились мне в глаза в газетах или журналах. К этой коллекции я добавила ряд картинок на почтовых открытках, иллюстраций из книг, очень маленьких художественных фотографий, гадальных карт, карточек с написанными на них слова- ми типа «любовь», «ненависть», «тишина» и «шум», а также карти- нок из иллюстрированных календарей. Эти картинки не относятся к детским, хотя среди них много картинок с изображением детей вообще или детей за каким-либо занятием. Кроме картинок, кото- рые просто привлекали меня, я пыталась подобрать репрезентатив- ный набор, основанный на идеях книги С. G. Jung [18] и тех идеях, которые детально рассмотрены R. Assagioli. R. Assagioli fl] делит все символы на категории: естественные символы, символы животных, символы человека, символы, созданные искусственным путем, религиозные и мифологические символы (числа и формы) и инди- видуальные и спонтанные символы, такие, как образы, всплываю- щие во сне или в грезах.
Ребенка просят выбрать ряд картинок — может быть, штук десять — и разложить их на полу, столе или большом листе бумаги (но не наклеивать, так как я потом собираю картинки). Я могу предложить ребенку выбрать их наугад (просто те, которые привле- кают внимание) или попросить подобрать их в определенной после- довательности, под определенным названием, по теме. Многое можно выявить через подбор картинок. Выбор картинок, отражаю- щий настроение, может рассказать о том, что ребенок чувствует в эти минуты или в своей жизни вообще. Мы работаем с этими кар- тинками точно так же, как мы обсуждали это в предыдущих разделах книги.
Карты
Колода гадальных карт —очень подходящее средство для иденти- фикации, а Райдеровская колода имеет наибольшее число элемен- тов. У меня есть дешевая колода, которую я использую с детьми любого возраста. Маленькие дети могут выбирать карту, которая Покажется им привлекательной и рассказать о ней какую-нибудь Фантастическую историю. При занятиях с детьми старшего возраста я предлагаю выбрать две или три карты, которые можно оценить в значениях «хорошее» или «плохое» и идентифицировать эти понятия с выбранными иллюстрациями.
4Оклендер В
98 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________
«Я королева. Я указываю всем, что делать. Я очень мудрая и люди приходят ко мне за советом», —сказала одна тринадцатилетняя девочка. «Это также относится и к твоей настоящей жизни?» — спросила я. «Нет, но я сама хочу получить ответы на ряд вопросов!». «Какого рода? (сказано мягко). Представь, что ты можешь спраши- вать королеву на этой карте обо всем, что хочешь. Выбери одну проблему и задай ей вопрос сейчас».
Она начала вести диалог сама с собой о проблемах, которые возникали в ее реальной жизни, и, к своему удивлению, я обнару- жила, что она действительно проявляет мудрость.
Иногда мы играем в карточные игры по определенным прави- лам и это помогает нам выслушать множество рассказов о жизни ребенка2.
2 Подобным же образом могут быть использованы и обычные игральные карты Прим. ред.
|