![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логопедические тренинги первого уровня сложности.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Цель - уточнить и закрепить представления о восьми основных признаках предметов. Это: цвет, форма, размер, пространственное расположение и 4 основные категории величины: длина, ширина, высота и толщина. Каждому образцу-эталону присвоен порядковый номер (от 1 до8) и представлен карточками. 1.Цвет. 1.1.Уточнение и закрепление представлений о цвете. 2.Форма.2.1.Упражнения на закрепление представлений о форме. 3.Размер.3.1.Упражнения на закрепление представлений о размере. 4.Пространственное расположение.4.1.Упражнения на закрепление представлений о пространственном расположении. 5.Длина.5.1.Уточнение и закрепление представлений о длине. 6.Ширина.6.1.Уточнение и закрепление представлений о ширине. 7.Высота.7.1.Уточнение и закрепление представлений о высоте. 8.Толщина.8.1.Уточнение и закрепление представлений о толщине.
1.2- 2.2- 3.2- 4.2- 5.2- 6.2- 7.2.- 8.2. Упражнения на словоизменение прилагательных.
На карточках 1.1-2.1-3.1-4.1-5.1-6.1-7.1-8.1 предлагается ряд заданий на уточнение и закрепление представлений о конкретном признаке предмета. Дети должны сначала рассмотреть и назвать по порядку предъявленные изображения (например, назвать все цвета и оттенки). Затем показать вслед за взрослым, который называет цвета в различном порядке, и вспомнить, что бывает таким же цветом.
1.Цвет 1.1. Уточнение и закрепление представлений о цвете.
1.Посмотрите на кляксу каждого цвета и назовите его. (Голубой, жёлтый, оранжевый, серый, синий, красный, зелёный, коричневый, розовый, чёрный) 2.Я буду называть различные цвета, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такого же цвета. (Голубой (ая, ое, ые)-небо, незабудки, платье, чашка, шарф и т. д.)
2.1.Упражнение на закрепление представлений о форме.
1.Посмотрите на изображение каждой формы и назовите её (круг, квадрат, пятиугольник, овал, прямоугольник, треугольник). 2.Я буду называть различные формы, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такой же формы. (круг-солнце, мяч, шар, тарелка и т.д.)
3.Размер 2.1.Упражнение на закрепление представлений о размере.
1.Посмотрите на изображения предметов. Обратите внимание на их размер. 2.Я буду называть предметы различного размера, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такого же размера. (Маленький-стульчик, камушек, чайничек и т.д.; средний-кубик, дуб и т.д.; большой-слон, нос, окунь).
4.1.Упражнения на закрепление представлений о пространственном расположении.
1.На картинках по-разному расположены предметы. Покажите предмет, про который можно сказать: прав ый, прав ая, прав ое, прав ые; высок ий, низк ий (правый палец, правое крыло и т.д.; высокий каблук, высокий дом и т. д.) 2.Назовите предметы и их расположение.(сапог между варежкой и домом, над 2-м сапогом пульт, справа от гусеницы рот и т. д.)
5.Длина 5.1.Уточнение и закрепление представлений о длине.
1.Посмотрите на изображение предметов и их длину. Назовите каждый предмет и его длину. (Длинный шарф, короткий шарф и т. д.) 2.Я буду называть предметы различной длины, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такой длины. (Длинная лента, верёвка, дорога; длинные волосы. Короткая юбка, короткие пальцы).
6.1.Уточнение и закрепление представлений о ширине.
1.Посмотрите на изображения предметов и их ширину. Назовите каждый предмет и его ширину. (Широкий лист, узкий лист и т. д.) 2.Я буду называть предметы, различные по ширине, а вы их показывайте. Вспомните, что бывает такой же ширины. (Широкая улица, река, широкое озеро. Узкая тропа, узкий ручей.)
7.1.Уточнение и закрепление представлений о высоте.
1.Посмотрите на изображение предметов и их высоту. Назовите каждый предмет и его высоту. (Низкий дом, высокий дом и т.д.) 2.Я буду называть предметы различной высоты, а вы их покажите. Вспомните, что бывает такой же высоты. (Высокий забор, жираф; каблук. Низкий гриб, низкие парты).
8.1.Уточнение и закрепление представлений о толщине.
1.Посмотрите на изображения предметов и их толщину. Назовите предмет и его толщину. (Толстая книга, тонкая книга и т. д.) 2.Я буду называть предметы, различные по толщине, а вы их показывайте. Вспомните, какие предметы бывают такой же толщины. (Толстый слон, толстое дерево. Тонкая бумага, тонкие нитки.)
После этого переходят к заданиям по словоизменению. (Карточки 1.2-2.2-3.2-4.2-5.2-6.2-7.2-8.2). В работе по формированию словоизменения прилагательных следует придерживаться общепринятой в логопедии последовательности. Сначала проводится ряд заданий на согласование прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. Последовательно отрабатываются формы мужского, женского и среднего рода, с ударными и безударными окончаниями. Детей просят посмотреть на картинки и назвать их. Затем они должны показать предмет, про который можно сказать, например: «голуб ой, голуб ая, голуб ое, голуб ые». То есть, учат вслушиваться в окончания слов-признаков. А после этого педагог учит детей составлять словосочетания по предложенной модели, правильно согласовывая прилагательные с существительными в роде и числе. На любом занятии по первой части пособия в работе должно быть не более 2-х карточек. (1.1-1.2.) Эти упражнения являются подготовительными к дальнейшей работе по формированию связной описательной речи.
1.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Цвет.
1.Посмотрите на изображения предметов разных цветов. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: голуб ой, голуб ая, голуб ое, голуб ые … 2.Назовите изображённые предметы и их цвет. (Голубой шар, жёлтые брюки, красные бусы и т.д.)
2.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Форма.
1.На картинках изображены предметы различной формы. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: кругл ый, кругл ая, кругл ое, кругл ые … 2.Назовите предметы и их форму. (Круглый мяч, треугольные флажки, квадратная картина и т.д.)
3.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Размер.
1.На картинках изображены предметы различного размера. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: больш ой, больш ая, больш ое, больш ие … 2.Назовите изображённые предметы и их размер. (Большая шапка, большие часы, большой мишка и т.д.
4.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Пространственное расположение.
1.Посмотрите на изображения предметов и их расположение. Назовите предметы и их расположение. (Правое ухо, верхнее облако, задняя лапа и т.д.) 2.Я буду называть различно расположенные предметы, а вы их показывайте. (Собака, смотрящая влево, вправо. Нижний самолёт. Верхнее облако.) Вспомните, что может быть так расположено. (Заднее дерево, правое ухо, указательный палец и т.д.)
5.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Длина.
1.Посмотрите на изображения предметов различной длины. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: длинн ый, длинн ая, длинн ое, длинн ые … (Длинные брюки, длинный карандаш и т.д.) 2.Назовите изображённые предметы и их длину. (Короткая юбка, короткие волосы и т.д.)
6.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Ширина.
1.На картинках изображены предметы, различные по ширине. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: широк ий, широк ая, широк ое, широк ие … (Широкий лист, широкое полотенце и т. д.) 2.Назовите изображённые предметы и их ширину. (Узкий лист, узкая полка и т. д.)
7.2.Упражнения на словоизменение прилагательных. Высота.
1.На картинках изображены предметы различной высоты. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: высок ий, высок ая, высок ое, высок ие … (Высокий стол, высокое дерево и т.д.) 2.Назовите изображённые предметы и их высоту. (Низкий кувшин, низкие сапоги и т.д.)
8.2.Упражнения на словоизменение прилагательных.
1.На картинках изображены предметы различной толщины. Покажите (назовите) предмет, про который можно сказать: толст ый, толст ая, толст ое, толст ые … (Толстый огурец, толстые носки и т. д.) 2.Назовите изображённые предметы и их толщину. (Тонкая сетка, тонкое дерево и т.д.)
|