![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Серпантины
Во многих случаях место для развития трассы на крутом косогоре очень ограничено и трассу приходится прокладывать зигзагами. Вписывание кривых внутрь образующихся острых углов становится невозможным, так как длима кривой много меньше, чем сумма ее тангенсов, и поэтому продольный уклон дороги на участке кривой значительно превышает допустимый. В таких случаях применяют кривые, описанные с внешней стороны угла поворота, называемые серпантинами.
Расстояние между вершинами обратных кривых А —В — «шейка» серпантины при малой величине острого угла серпантины а определяется условиями размещения земляного полотна. Проектирование серпантины заключается в установлении величины отдельных ее элементов и в проверке возможности размещения на местности земляного полотна с подпорными стенками или с канавами и откосами. Для расчета элементов серпантины при определении длины трассызадаются значениями радиусов основной и обратных кривых R и г, прямой вставки т и находят угол поворота обратных кривых Длина тангенса обратной кривой равна: Расстояние от вершины угла обратной кривой до начала основной кривой серпантины АЕ=Т+m Центральный угол Длина основной кривой серпантины Полная длина серпантины
Рассмотренную серпантину, у которой обратные кривые расположены выпуклостью в разные стороны, радиусы их равны и длины прямых вставок одинаковы, называют симметричной серпантиной первого рода. При проектировании серпантин основное внимание уделяют обеспечению устойчивости земляного полотна и нормальных условий движения автомобилей, а также по возможности обеспечению наименьшего объема земляных работ. Для серпантин выбирают пологие участки устойчивых склонов, стремясь обеспечить разбивку основной кривой серпантины возможно большим радиусом. Очертание серпантины необходимо приспосабливать к рельефу местности. Поэтому иногда устраивают серпантины с обратными кривыми, обращенными выпуклостью в одну сторону {серпантины второго рода) со смещенным центром основной кривой, а также с основными и обратными кривыми, описанными дугами разных радиусов. Серпантины проектируют на плане местности в горизонталях, располагая их в соответствии с особенностями рельефа. Наивыгоднейшее расположение и форму серпантины устанавливают путем сравнения вариантов. При проектировании группы серпантин по плану в горизонталях изготавливают в масштабе шаблоны кривых (кружки) различных радиусов и при помощи этих шаблонов намечают варианты разнообразных типов серпантин. На крутых косогорах следует предусмотреть, чтобы снег с одной серпантины не попадал при очистке на другую, расположенную ниже. Для сравнения вариантов вычерчивают продольные и поперечные профили, наносят проектную линию и определяют объем работ с учетом геологического строения местности. Геометрические элементы серпантины назначают в зависимости от принятой скорости и интенсивности движения (табл. XXXII.3 Бабков 2 часть стр.293). По строительным нормам и правилам расстояние между концом вспомогательной кривой одной серпантины и началом вспомогательной кривой соседней серпантины должно быть возможно большим и во всяком случае не меньше: для дорог II и III категории 400 м; для дорог IV категории 300 м; для дорог V категории 200 м. Однако даже в этом случае участки дорог с серпантинами имеют низкие транспортно-эксплуатационные качества. Скорость движения по ним низка, часто возникают дорожно-транспортные происшествия, а зимой их трудно очищать от снега, так как снег, счищенный с верхней ветви серпантины, попадает на нижнюю. Поэтому при изысканиях горных дорог необходимо внимательно изучить все возможности, позволяющие избежать устройства серпантин.
|