Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектирование дорог в районах осыпей. Защита дорог от камнепада
При трассировании дороги по долинам горных рек иногда приходится пересекать осыпи — отложения мелкообломочных продуктов распада сильно подверженных выветриванию горных пород на крутых склонах. Осыпи скапливаются у подошвы склонов в виде валов или конусов, состоящих из природного щебня с небольшой примесью грунтовых частиц. В верхней части в зависимости от крупности частиц и их петрографического состава осыпи имеют крутизну до 40—45°, соответствующую углу естественного откоса материала осыпи в водонасыщенном состоянии. В нижней части (шлейф осыпи) осыпь более полога. В зависимости от интенсивности поступления материала различают осыпи действующие, рост которых продолжается, затухающие и затухшие. Затухшие осыпи зарастают травой, кустарниками и деревьями. Материал осыпей даже заросших находится в состоянии неустойчивого равновесия. Подрезка нижней части осыпи выемкой, сейсмические толчки, перегрузка построенной насыпью могут вновь активизировать осыпь и привести ее в движение. Осыпи характеризуются по степени их подвижности коэффициентами подвижности — угол наклона поверхности осыпи, — угол естественного откоса для материалов, из которых сложена осыпь: Подвижная («живая») К=0, 7-1 Слабо подвижная К=0, 5-0, 7 Относительно неподвижная К=0, 5 При трассировании дороги подвижные осыпи следует обходить; если это невозможно, необходимо предусмотреть мероприятия для обеспечения устойчивости земляного полотна. Осыпи с коэффициентами подвижности менее 0, 5 могут быть использованы для размещения земляного полотна в насыпях без дополнительных сооружений. Спускающиеся в реку шлейфы осыпей, сложенных из крупнообломочного, хороню фильтрующего материала, можно пересекать дорогой. Если осыпь закрепилась и на ее поверхности сформировался слой почвы, покрывшийся растительностью, дорогу проектируют обычным методом, прокладывая в насыпях. При действующей осыпи, когда происходит накопление отложений, перед дорогой возводят улавливающую стенку для задерживания и накапливания осыпающихся обломков. Стенки устраивают из сухой кладки высотой 1, 5—2 м, шириной 0, 8—1 м при глубине заложения не менее 0, 5 м. При малом поступлении материала осыпи стенку периодически наращивают и строя! дополнительные на массиве осыпи. При активных мощных осыпях, шлейф которых достигает берега водотока, часто оказывается более целесообразным перенести трассу на другой склон долины, что бывает связано с постройкой двух мостов. При мощных шлейфах осыпей возможна проходка тоннелем. Материалы осыпей можно успешно использовать для отсыпки насыпей, а если они удовлетворяют требованиям к прочности каменных материалов, то и для устройства дорожной одежды и приготовления бетона. В ряде случаев при малом объеме накопившегося в осыпи материала вместо того, чтобы строить верховые подпорные стены, целесообразнее убрать осыпь, использовав ее материал для устройства насыпей. Многие участки горных дорог подвержены обвалам — внезапному обрушению с крутых склонов гор обломков горной породы. Причиной обвалов является чрезмерная крутизна склонов, на которых не могут удержаться обломки, потерявшие связь с основным массивом. Обвалам способствуют: разрушение горных пород процессами выветривания, подрезка наклонных пластов при устройстве земляного полотна, трещиноватость горных пород как естественная из-за тектонических нарушений, так и вызванная применением при строительстве массовых взрывов, расширение воды при замерзании в трещинах горных пород, сейсмические толчки и др. Участки обвалов при изысканиях всегда целесообразно обходить. При невозможности этого за такими участками в процессе эксплуатации дороги должен осуществляться непрерывный контроль. Рабочие-верхолазы должны регулярно осматривать откосы и сбрасывать в периоды отсутствия движения крупные камни, начинающие терять устойчивость. На участках, где обвалы и камнепады особенно вероятны, для защиты от падения мелких камней около дороги устанавливают на склонах металлические удерживающие решетчатые щиты или завешивают откос сеткой из толстой проволоки (d = 3 мм) с ячейкой 6x5 см. Для защиты от крупных камней около дороги устраивают улавливающие рвы с валом пли улавливающие стенки. Их размеры назначают по методу, предложенному проф. Н. М. Ройнишвили. Он основан на расчетах траектории движения камня, скатывающегося с подскакиваниями по склону с ломаным поперечным профилем. При определении скоростей вводят коэффициенты, учитывающие сопротивления, испытываемые камнем при движении, и потери энергии при ударах. Улавливающая стена рассчитывается на удар камня. На дорогах с интенсивным движением на участках с камнепадами в некоторых случаях приходится строить защитные галереи. Рис. Схема защиты дороги, проходящей по шлейфу слабоподвижной осыпи, подпорными стенками. Цифры указывают последовательность возведения стенок
Рис. Улавливающие валы и стенки: а — улавливающая стенка у бровки дороги; б — улавливающий ров с валом в пределах пологого участка косогора (пунктиром показана траектория падения камней)
|