Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отметкой называют количественную меру оценки, которая обычно выражается в баллах.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Оценки и отметки в учебном процессе Результаты контроля знаний представлены в форме оценок и отметок. Под оценкой понимают процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые предписаны в учебной программе. Отметкой называют количественную меру оценки, которая обычно выражается в баллах. В отечественной школе принята четырехбалльная система отметок. Но существуют и другие шкалы. Например, за рубежом приняты десяти- и двенадцатибаллные системы отметок. В России до революции применяли шестибалльную шкалу отметок – от нуля до пяти. В некоторых же современных школах в настоящее время отменены не только единицы, но и двойки, поэтому шкала отметок превратилась в трехбалльную. Многие педагоги выступают против этого, потому что такая шкала отметок вовсе не стимулирует учебного труда. Ведь если учащийся не способен получить «4» или «5», то вообще ничего не будет учить, потому что ему и так поставят «3». Оценки выполняют следующие функции. 1. Они ориентируют ученика на уровень его знаний и степень их соответствия нормативу. 2. Информируют об успехах и неудачах в учебе. 3. С их помощью учитель высказывает общее мнение и суждение об ученике. Существует также несколько способов оценки 1. Сопоставительный, или сравнительный. Учитель сравнивает действия, навыки и знания одного ученика с другими. Таким способом чаще всего пользуются учителя и родители. 2. Нормативный. Таким способом оценивают итоги, исходя из требований стандарта образования и из программных требований. Подобным способом обычно пользуются ученые-дидакты. 3. Личностный. Ответ ученика сравнивают с его действиями, навыками, знаниями и ответами в прошлом. Этот способ в нашей школе почти не используется. Требования современной педагогики в настоящее время таковы, что в текущей работе учителям лучше всего использовать личностный способ оценивания. Ведь он позволяет проследить за продвижением каждого ученика в его индивидуальном развитии. Нормативный же способ больше ориентирован на то, чтобы сами ученики могли оценивать свои достижения. В современной дидактике проблема оценивания является самой сложной. Оценка – это прежде всего процедура измерения. Поэтому перед выставлением оценки надо решить, что именно подлежит измерению, потом выбрать критерии и принципы отбора. Этот вопрос в современной дидактике слабо разработан, в итоге измерение знаний учащихся проводится самим учителем, который и решает, насколько навыки и знания ученика соответствуют требованиям программы образовательного стандарта. В последнее время в дидактике появилась обобщенная система надпредметных показателей обученности учащихся. Эти показатели знаний основаны на владении их элементами, выраженными в выполнении учащимися интеллектуальных заданий. 1. Показатель сформированности умений. Такими показателями обычно являются конкретные действия. В каждом таком действии можно выделить элементы, владение которыми и служит основным показателем владения самим умением. К таким элементам можно отнести: · последовательность выполнения операций; · планирование действий, составляющий данное умение; · выполнение комплекса действий; · самоанализ результатов выполненного действия и сопоставление этих результатов с целью действия. 2. Показатель сформированности знаний. В этом понятии можно выделить шесть основных факторов: · владение понятиями, что включает в себя умение дать определение понятию, раскрытие объема определения и его содержания, установление взаимосвязи между определениями, характеристика действий, вытекающих из определений; · владение научной проблематикой. Сюда входит узнавание научных проблем, их формулирование, представление о том, как эти проблемы можно решить; · владение фактами. Это прежде всего знание фактов, затем – установление логической взаимосвязи между ними; · владение закономерностями и правилами, т.е. узнавание закономерностей, их формулирование, характеристика закономерностей и действий, связанных с применением закономерностей; · владение теориями, что включает узнавание теории, характеристику ее основных положений и характеристику действий, которые производятся на основе этой теории; · владение методами и процедурами, т.е. узнавание метода или процедур, раскрытие их содержания, характеристика условий, при которых они применяются. Существуют критерии и нормы, по которым производится выставление оценок. Раньше учащийся мог поступить в высшее учебное заведение только в том случае, если в ходе его пребывания в школе он получал только удовлетворительные оценки. Поэтому в школах действовала такая система оценивания, которая работала по принципу отсева и отбора учащихся в вуз. В настоящее время такого отсева не производится, и в вузы поступают все, кто хочет, но система оценки осталась прежней. Поэтому она находится в резком противоречии с задачами современной школы. Недостатки существующей системы оценки: 1. Оценки в школе выступают как психологическое давление, поэтому часто имеют травмирующий характер, становятся орудием манипуляции ребенком как со стороны учителей, так и родителей. Кроме того, эти манипуляции направлены не только на учащегося, но и на его родителей, которые озабочены тем, что бы их ребенок получал хорошие отметки, также давят на него. 2. Второй недостаток прямо проистекает из первого. Для учеников и их родителей отметка становится главным итогом их учебной деятельности и тем мотивом, который в конечном счете заслоняет истинные мотивы учебно-познавательной деятельности. В настоящее время многие дети учатся только ради хороших отметок. 3. На уроке только часть учеников контролю знаний и их оцениванию, поэтому учителю трудно объективно установить, как весь класс на самом деле усвоил каждый учебный элемент школьной программы. 4. Оценка ученика учителем становится в школе главным критерием, а самоконтролю и самооценке уделяется меньше внимания или же вообще не уделяется. 5. Острым противоречием является также то, что оценка ученика автоматически становится оценкой учителя. Если ученик получил высокую оценку, значит, учитель настолько хорош, что сумел все прекрасно объяснить, или же наоборот. В силу этих существенных недостатков современная дидактика выдвигает новые требования и критерии к оцениванию знаний и выставлению оценок. Самыми основными требованиями к оценке знаний всегда были и до сих пор остаются психологические и педагогические. При оценке работы ученика важную роль играет то, как учитель это делает. Очень часто учителя, особенно молодые и неопытные, при выставлении оценок допускают ошибки, многие из которых становятся причиной конфликтов. К таким ошибкам относятся завышение оценок, стремление избежать крайностей при оценке знаний. Самой недопустимой, но в то же время самой распространенной ошибкой является перенос личностного отношения к ученику на оценивание его знаний. Очень многие учителя ставят в журнал двойку по поведению. Но это неправильно, потому что школьный журнал существуют для того, чтобы вести учет отметок за знаний ученика, а не за его поведение. Большую роль в самооценке ученика играет вербальная оценка учителя. Такая оценка не имеет строгих критериев, но в большинстве случаев является доминирующей в формировании у ученика самооценки. Учитель может просто поставить пятерку, а может при этом еще и похвалить отвечавшего, и тогда он поймет, что может получать хорошие отметки, и начнет больше стремиться к знаниям. Это происходит, потому что вербальные оценки всегда окрашены эмоционально, следовательно, они всегда доступнее для понимания ученика. В среде учителей существует ошибочное мнение, что ученики всегда согласны с выставляемыми им оценками. Это не так. Нужно дать ученику возможность отстаивать свое мнение, а еще учитель должен последовательно и аргументировано объяснить ученику, почему он поставил ту или иную отметку. Так учитель поможет ученику формировать собственную оценочную деятельность, что способствует развитию его моральных качеств. На самом деле в классе достаточно легко создать атмосферу психологического комфорта. Для этого учителю вполне достаточно эмоционально поддерживать ученика во время ответа и не просто ставить за тот или иной ответ оценку, но и дать ей развернутое объяснение, сопоставить успехи ученика с его прежними достижениями. Иногда учителя используют угрозы и нотации, недоброжелательную иронию по отношению к ученикам, сравнение успеваемости в случае, когда нельзя этого делать, и не думают о том, что такие неправильные действия с их стороны могут иметь самые отрицательные последствия. Существуют определенные правила выставления оценок, которых должен придерживаться учитель, если он хочет заслужить уважение своих учеников и не влиять отрицательным образом на психику детей. 1. При оценивании знаний учитель исходит из личностного и нормативного способов. 2. Контроль знаний должен носить систематический характер и охватывать все важные элементы умений, навыков и знаний учеников. 3. При выставлении отметок учитель сочетает различные методы контроля и гибко меняет тактику. 4. Оценкам желательно придавать вербальный характер, т.е. учитель объясняет, почему он именно так оценил знаний школьника. 5. Вместе с контролем учителя присутствуют и самоконтроль, самооценка. 6. Учителю следует давать ученикам возможность несколько раз пересдавать задания с целью повышения отметки.
Учитель ни за что не должен совершать такой ошибки, как сравнивание учеников друг с другом. Если он будет постоянно сравнивать недостатки одних учеников с достоинствами других, то это способно негативно повлиять на межличностные отношения в классе. И не только на них. Ученики, которые учатся хуже, могут чувствовать себя приниженно по сравнению с теми, кому знания даются легко. Лучше всего сравнивать стремление и отношение учеников к учебе, старательность, добросовестность, ответственность, трудолюбие, а также поощрять сотрудничество и взаимопомощь. Многие педагоги придерживаются мнения, что в первом классе вообще не следует выставлять отметки, хотя бы в первом полугодии. Лучше всего следовать вербальному методу, словесно поощряя стремление маленьких школьников к знаниям. Можно применять соревновательные методы обучения, которые позволят ученикам самим определить свое место среди одноклассников.
|