![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Безотметочное обучение в начальной школе ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Существующие системы оценок не удовлетворяют ученых-дидактов, поэтому идет поиск новых методов оценивания знаний учащихся. Особенно это касается начальной школы. Уже на протяжении нескольких лет в некоторых школах в качестве эксперимента ввели безотметочное обучение в младших классах. Разработана новая безотметочная система, основные черты которой следующие: · необходимо применять такие способы оценивания, которые не позволяют сравнивать детей друг с другом. Это такие формы оценивания, которые трудно или вообще невозможно переводить в обычные отметки; · безотметочная система отменяет все заменители отметочной системы, такие как «звездочки», «флажки» и др. Недопустимо вывешивать в классе табели успеваемости учеников; · кроме знаний, умений и навыков, оцениванию подвергаются творчество, инициатива учеников, которые проявляются во всех сферах школьной жизни; · оценка проявления творчества и инициативы должна быть социально оформлена и выставлена для обозрения; · текущие оценки фиксируются на специальных линеечках. Так можно измерять различные уровни знаний ученика. К примеру, ученик написал контрольную по математике, правильно решив все задачи. В нижней части линеечки ставит себе крестик тот ученик, который в каждом задании совершил ошибку. После этого учитель ставит на линеечке ученика свой крестик. Таким образом и отмечается оценка за контрольную; · при такой системе оцениванию подлежит только выполненная учеником работа, а не тот, кто ее выполнил. Личные качества учащегося не должны влиять на оценку его деятельности; · ни родители, ни учителя не должны ни наказывать, ни поощрять ребенка за его оценки; · основной особенностью такой системы является то, что оценка учителя должна обязательно предшествовать самооценке ученика. В противном случае у них могут возникать разногласия по поводу уценки оценки учителя, особенно в том случае, если его оценка будет ниже, чем предполагал ученик; · должны фиксироваться только индивидуальные продвижения ученика в знания и ни в коем случае Нельзя допускать сравнения учеников между собой. Средствами такого оценивания могут служить таблицы, графики, шкалы, позволяющие фиксировать уровни учебных достижений учащихся; · Учитель должен заранее обдумать, насколько у местно устраивать в классе соревнование на звание самого быстрого, умного и т.д. Такая атмосфера может травмировать психику ребенка, ведь не каждый способен соревноваться с одноклассниками. Поэтому вопрос о введении таких испытаний должен быть решен индивидуально и осторожно. В странах Америки и Европы предпринимаются довольно успешные попытки отойти от цифровой и символической систем оценок. Например, в Германии в некоторых школах проводился эксперимент, при котором каждому ученику давали диагностические листы. В этих листах фиксировались словесные и цифровые отметки, мотивы учения, развитие мышления в процессе прохождения разных тем по разным предметам. Учеными-дидактами разработан и так называемый «Лист индивидуальных достижений». В нем отмечаются личные достижения ученика, его продвижение в формировании навыков письма, чтения, счета. В этом ли сте находят отражение и динамика продвижения ученика, положительные сдвиги в его учебе по сравнению с предыдущим этапом. Но при этом не допускается сравнение учеников между собой. Если администрация школы хочет перейти на безотметочную систему оценки знаний, то необходимо, чтобы ее добровольно приняли и все члены педагогического коллектива. Следует помнить и о детях, поэтому нужно предусмотреть механизм перехода от оценочной к безоценочной системе, иначе ученики могут запутаться и пострадать от резких перемен во взаимоотношениях с учителями. Важно также объяснить принципы безотметочной системы родителям, чтобы потом у них не было конфликтов со школьным управлением Педагоги разработывают все новые и новые методы безотметочного обучения. Вот какой метод предложил Ш.А Амонашвили. Он заменил обычные отметки многосторонней, гибкой вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поддержку, поощрения. Но еще рано говорить о том, что безотметочная система скоро войдет в школы. Такая система – это абсолютно новый подход к оценке учебной работы школьников. Вместе с тем есть уверенность, что он позволит преодолеть многие недостатки существующей в настоящее время отметочной системы, поспособствует гуманизации обучения, сделает систему обучения личностно ориентированной.
|