Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Движение личности от незрелости к зрелости (по Арджирису)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Персональное развитие в организации Социализация личности представляет собой адаптацию личности к окружающей среде, усвоение тех принципов и норм поведения, которые существуют, изменение индивидуальных установок в случае их несоответствия организационным правилам. Организационные процессы социализации совпадают со стадиями карьеры. В организации посредством управления социализацией и карьерой сотрудников происходит согласование личных и групповых интересов. Карьера представляет собой последовательность индивидуально понимаемых отношений и поведения, связанных с. относящимися к делу организационными навыками. Успех социализации в организации зависит от того, насколько хорошо деятельность по социализации совмещает на каждой стадии карьеры потребности личности и организации. Задачи менеджеров заключаются в умелом сочетании потребностей организации с потенциалом работников и их карьерными устремлениями. Существует много теорий, посвященных стадиям развития личности, и не существует единого мнения относительно конкретных стадий развития. Особого внимания заслуживают на ряд теорий: Движение личности от незрелости к зрелости (по Арджирису) Модель движения личности от незрелости к зрелости, предложенная Арджирисом, приближена к изучению и анализу ОП. Арджирис считает, что личности работающих в организации, как правило, могут быть описаны параметрами, соответствующими конечному этапу движения к зрелости. Соответственно, чтобы добиться наиболее полного раскрытия каждой отдельной личности, организация должна стремиться к стимулированию активности, а не пассивности, к независимости, а не подчиненности, способствовать формированию не краткосрочной, а долгосрочной перспективы, побуждать работника к стремлению занять более высокие должности, чем его коллеги, к раскрытию его глубинных возможностей. Арджирис отмечает, что, к сожалению, в большинстве случаев происходит обратное. Достигший зрелости работник испытывает чувство фрустрации и беспокойства и вступает в конфликт с современной форма лизированной организацией. Арджирис видит здесь основное несоответствие между запросами зрелой личности и природой формальной организации. 2. Для личности процесс социализации связан с развитием карьеры. Понять выбор карьеры можно, основываясь на том, что индивиды стремятся к карьерам, которые совместимы с их собственными личностными ориентациями. Это направление является основой важной теории выбора карьеры, созданной Дж. Холландом. Согласно Дж. Холланду, можно выделить шесть типов личности, соответствующих видам деятельности. Теория Холланда и основанные на ней консультационные методы действенны не во всех случаях. Основную ответственность за выбор карьеры несет индивид. Выбор определенного жизненного положения включает выбор профессий, представляющих различные, зачастую конфликтующие ценности (семья, уверенность в завтрашнем дне, деньги и т.д.). На различных стадиях жизни и карьеры ценностям придается неодинаковая важность, со временем меняются возможности получить удовлетворение от своего выбора. Для выбора карьеры можно и нужно применять соответствующие научные методы, но реальный выбор остается субъективным. Типы личности и соответствующие им виды деятельности (по Холланду)
3. Организационная социализация — процесс, в рамках которого индивид постигает ценности, способности, требуемое поведение и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и участия в ней в качестве полноправного работника. Процессы социализации направлены на сочетание интересов индивида и организации. Основные составляющие организационной социализации: 1.Изменение установок, ценностей и форм поведения 2.Непрерывность процесса социализации в течение определенного периода времени 3.Приспособление к новым должностным обязанностям, рабочим группам и работе организации 4.Взаимное влияние новых сотрудников и руководителей 5.Первостепенная важность начального периода социализации Организационная социализация — деятельность, производимая организацией для объединения организационных и личностных целей. Стадии социализации в основном соответствуют стадиям карьеры, обычно выделяют три стадии, которые реализуются непрерывно и одновременно. Каждая стадия подразумевает определенное действие, которое увеличивает шансы личности сделать успешную карьеру. Стадии социализации: 1. Предварительная (упреждающая) стадия социализации — получение информации о новой организации и/или о новой работе. Стадия связана со стадией карьеры, предшествующей работе, а деятельность по сбору информации включает формальное обучение, действительный опыт работы и усилия организации, пытающейся привлечь новых работников. Чтобы соответствие между личностью и организацией было оптимальным, необходимо соблюдение двух условий: - реализм означает, что и личность, и организация должны оценивать себя реалистично; - соответствие, совпадение (конгруэнтность), когда мастерство личности, ее талант и способности полностью используются в работе. 2. Согласование. Человек принят на работу и становится членом организации. В течение этой стадии работник узнает, что на самом деле представляет собой организация и его работа. 3. Ролевое управление включает в себя конфликты: • между работой и семьей; • между рабочей группой индивида и другими рабочими группами организации. Процесс социализации продолжается в течение всей карьеры индивида. Потребности организации меняются, ее работники должны приспосабливаться к ним, поэтому их нужно постоянно социализировать. Методы социализации: Этап социализации Метод Упреждающая 1. Наем на основе действующего плана должностей социализация 2. Подбор и назначение с использованием плана продвижения по работе Приспособительная 1. Специальные и индивидуальные программы обучения 3. Точная и поддерживающая обратная связь 4. Назначение на ответственные работы, должности 5. Требовательные, но справедливые руководители 6. Стимулирование отношений наставничества Ролевая 1. Предоставление профессиональных консультаций управленческая 2. Адаптивные, гибкие производственные задания социализация 3. Искренние менеджеры, учитывающие индивидуальность подчиненного Процессы социализации в организациях различаются по форме и содержанию, они различны применительно к разным ситуациям. Методы социализации рассматриваются применительно к стадиям, этапам социализации. Упреждающая социализация (предварительная) Деятельность организации на этой стадии социализации направлена на пополнение и выбор программ. Если эти программы эффективны, то люди, вновь набранные в организацию, должны почувствовать реальность и конгруэнтность. В свою очередь, точные представления о работе — это результат реализма и конгруэнтности. Приспособительная социализация (в процессе согласования) Программы обучения на начальной стадии обеспечивают непрерывную обратную связь как процесс, необходимый для овладения мастерством. Работа, требующая вызова, решительности обеспечивает эффективность программ социализации и развитие карьеры. Наставником может стать любой менеджер или коллега.
|