![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отражение теневой и неформальной экономики в Российской Федерации
Оценки теневой и неформальной экономики производятся Госкомстатом России на регулярной основе, начиная с 1995 г. Их объем оценивается на уровне примерно 1/5 ВВП. Госкомстат России исходит из того, что главной целью является получение оценок, относящихся ко всей недоучитываемой деятельности, а не только к теневой экономике. На настоящем этапе усилия сосредоточены на оценках объемов неучитываемой, но не запрещенной законом деятельности, включающей как преднамеренно скрываемую деятельность, так и просто недоучитываемую с помощью традиционного статистического наблюдения. Оценки запрещенной законом (криминальной) деятельности остаются пока за рамками показателей СНС, как это делается в большинстве стран, причем не только из-за трудностей получения информации, но и по морально-этическим соображениям и из-за нежелания увеличивать за счет этой деятельности объем ВВП и других макроэкономических показателей. Оценки, производимые Госкомстатом России, охватывают в дополнение к результатам, полученным на основе регулярного статистического наблюдения за деятельностью предприятий: а) теневую деятельность в секторе предприятий; б) деятельность в неформальном секторе (т.е. рыночную деятельность некорпоративных предприятий домашних хозяйств), которая включает как теневую деятельность, так и деятельность, которую не утаивают от различных видов государственного учета и контроля. Оценки осуществляются на основе методологических положений, при разработке которых использовался международный опыт. В то же время принималось во внимание, что возможности и методы отражения ненаблюдаемой экономики в России могут отличаться от аналогичной практики стран с высокоорганизованной и отлаженной экономической системой, со стабильным производством и рынком, с установившейся налоговой системой, предсказуемым поведением всех экономических агентов, включая государство. В качестве методов оценки используются как интегральные оценки отдельных компонентов ВВП, так и определение досчетов к ним. Таким образом, расчеты ВВП с учетом ненаблюдаемой экономики включают следующие этапы. При использовании интегральных оценок: 1) расчет компонентов ВВП на основе данных регулярного статистического наблюдения; 2) альтернативная интегральная оценка компонентов ВВП на основе данных различных источников информации, включающая оценку ненаблюдаемой деятельности; 3) определение объема ненаблюдаемой деятельности как разницы между результатами расчетов 2) и 1). При использовании метода досчетов: 1) расчет компонентов ВВП на основе данных регулярного статистического наблюдения; 2) определение величины досчета к показателям, рассчитанным на основе данных регулярного статистического наблюдения путем прямой или косвенной оценки отдельных элементов ненаблюдаемой экономики; 3) определение величины компонентов ВВП, включая досчет на объем ненаблюдаемой деятельности, как суммы результатов расчетов 1) и 2). При оценке того или иного компонента ВВП или досчета к нему используются, по возможности, два или несколько методов, что позволяет сделать оценку более объективной. Приоритетным является так называемый производственный метод оценок ненаблюдаемой экономики: при расчете ВВП как суммы добавленной стоимости производятся досчеты к показателям выпуска, промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости отраслей и секторов, где имеются значительные объемы ненаблюдаемой деятельности. В России, как и в других странах с рыночной экономикой, значительную часть ненаблюдаемой экономики составляет деятельность неформального сектора, поэтому большое внимание уделяется расчетам показателей, характеризующих наиболее важные виды деятельности в неформальном секторе: 1) производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах 2) торгово-посредническая деятельность; 3) сдача жилищ внаем; 4) строительство и ремонт жилья и других построек домашними хозяйствами для себя и на заказ; 5) производство домашними хозяйствами товаров и оказание услуг промышленного характера; 6) оказание юридических услуг; 7) перевозки пассажиров и грузов индивидуальным автомобильным транспортом; 8) услуги частных врачей, дополнительная плата врачам и другому медицинскому персоналу в медицинских учреждениях; 9) услуги репетиторов, частных воспитателей. Относительные объемы этих видов деятельности приведены в табл. 14.1.
Таблица 14.1 - ДОЛЯ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ И В ВВП (ДАННЫЕ ГОСКОМСТАТА РОССИИ ЗА 1998 Г. В ТЕКУЩИХ ЦЕНАХ)
При расчете ВВП методом конечного использования производятся досчеты для согласованного отражения в его компонентах (конечном потреблении домашних хозяйств, валовом накоплении основного капитала, экспорте и импорте товаров и услуг) оценок ненаблюдаемой экономики, полученных «производственным методом». В расчетах ВВП как суммы доходов оценки ненаблюдаемой экономики отражаются как досчеты к валовой добавленной стоимости (определенные при расчетах ВВП производственным методом) и к оплате труда (на скрытую оплату труда), что влечет за собой корректировку показателей валовой прибыли и валовою смешанного дохода отраслей и секторов. Основные источники информации для оценок ненаблюдаемом экономики: • данные регулярных обследований домашних хозяйств (производство товаров, покупки товаров и услуг у отдельных граждан); • данные специальных выборочных обследований и опросом домашних хозяйств (трудовые затраты, производительность, доходы, расходы на оплату услуг индивидуальных предпринимателей); • регистры предприятий (число зарегистрированных предприятий); • данные налоговых служб (число зарегистрированных прел принимателей без образования юридического лица, их доход, результаты проверок сокрытия ими доходов); • данные административных источников информации (учет земли, жилищ, автомобилей); • другие специальные выборочные обследования, опросы и т.п. (индивидуального строительства, продаж на рынках, оплата услуг индивидуальных предпринимателей).
|