![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика проведения группового упражнения (деловые игры) с личным составом пожарной охраны.
Общие положения. Групповые упражнения или деловые игры - наиболее активная форма тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны. Они позволяют привить обучаемым навыки управления силами и средствами, умение ориентироваться и действовать в условиях непрерывно меняющейся на пожаре обстановки. Групповое упражнение как форма тактической подготовки является связующим звеном между теоретическими занятиями в системе служебной подготовки и практическими занятиями и характеризуется тем, что оно проводится в условиях моделирования конкретной оперативной обстановки. При этом достигается: - Углубление знаний начальствующего состава по вопросам теории и практики тушения пожаров в различных условиях. - Выработка у начальствующего состава организаторских способностей, единства в понимании положений Боевого устава пожарной охраны применительно к конкретным условиям обстановки на пожаре, профессиональных навыков в постановке задач и отдаче приказаний в составлении оперативной документации, грамотном использовании тактических возможностей пожарной техники и вооружения, проведении необходимых расчетов. - Отработка и совершенствование у начальствующего состава навыков в выполнении обязанностей руководителя тушения пожара и должностных лиц оперативного штаба на пожаре (начальника штаба, тыла), начальника сектора, боевого участка в различных ситуациях. - Выработка и развитие учения правильно анализировать и предвидеть направление изменений оперативной обстановки на пожаре, принимать решения на ведение боевых действий и организовать их выполнение. Суть группового упражнения состоит в том, что начальствующий состав отрабатывает на занятиях обязанности и действия по организации тушения пожара согласно тактическому замыслу. Выступая в роли одного из должностных лиц (РТП, НШ, НБУ и др.), начальствующий состав анализирует оперативную обстановку, принимает решения и докладывает свои действия, исходя из тактического замысла группового упражнения, теоретического расчета сил и средств на тушение и вводных, изложенных в материалах группового упражнения. Он дает необходимые распоряжения, приводит в действие имеющиеся в его распоряжении силы и средства. В ходе занятия оперативная обстановка может изменяться путем моделирования новых обстоятельств на пожаре (подача новых вводных). В этом случае обучаемые вновь анализируют обстановку, производят соответствующие расчеты, принимают решения и отдают распоряжения. Групповые упражнения проводятся, как правило, после самостоятельного изучения обучаемыми основных теоретических положений определенной темы. Они могут проводиться в кабинетах передового опыта, в классах тактической подготовки на картах, схемах, планах, макетах и на местности. Групповые упражнения в частях целесообразно совмещать с занятиями по изучению объектов в оперативно-тактическом отношении, т.е. проводить их после изучения объекта. В зависимости от этого определяются особенности группового упражнения, а также соотношение непосредственной деятельности обучаемых в конкретной роли должностного лица и их действий по организации тушения пожара, ведению боевых действий на пожаре, в оценке обстановки на пожаре, подготовке расчетов сил и средств, принятию решений и отдаче распоряжений, составлению оперативной документации и т.п. Продолжительность групповых упражнений определяется объемом учебного материала по теме и может достигать 4-6 часов. На занятиях отрабатываются следующие вопросы теории и практики тушения пожаров: - Организация и ведение разведки пожара. - Оценка обстановки пожара и определение решающего направления боевых действий. - Принятие решений на боевые действия по тушению пожара. - Организация работы штаба, тыла и связи на пожаре. - Организация взаимодействия с инженерно-техническими работниками объекта, специальными службами; между подразделениями и боевыми участками. - Расчет сил и средств для тушения пожара. Групповые упражнения проводятся: а) в аппаратах УПО, ОПО. Возможны два варианта проведения занятий. Первый вариант: на занятия привлекается только начальствующий состав аппарата, дежурной службы пожаротушения (ДСПТ) и центрального пункта пожарной связи (ЦППС). Второй вариант: на занятия привлекается не только начальствующий состав аппарата, ДСПТ и ЦППС, но и подразделений (в этом случае комплектуются смешанные игровые коллективы, руководителем занятий является начальник УПО, ОПО или его заместитель); б) в отрядах и частях. На занятия привлекается весь начальствующий состав отряда и частей. В отдельных случаях, по усмотрению начальника отряда, могут привлекаться диспетчера (радиотелефонисты). Руководителем занятий является начальник отряда, части: а) в гарнизонах пожарной охраны (кроме республиканского, краевого и областного центров). На занятия привлекается весь начальствующий состав гарнизона пожарной охраны, а также могут привлекаться диспетчера (радиотелефонисты) и командиры отделений. Не реже одного раза в год на такие занятия следует привлекать начальников ведомственных пожарных команд, ДПД, ПСО, входящих в состав гарнизона, главных специалистов служб города и объектов (по согласованию). Руководителем занятий является, как правило, начальник гарнизона. Условием успешного проведения группового упражнения является предварительная разработка материалов, содержащих исходные данные, необходимые для подготовки обучаемых к занятию. Исходные данные для разработки материалов упражнения являются приказы и директивы МЧС, организационно-методические указания, программы, наставления, а также приказы и указания старших начальников. Тематику и учебные цели групповых упражнений разрабатывает отдел службы и подготовки (начальник гарнизона, отряда, части), учитывая особенности охраняемого района и уровень подготовки начальствующего состава, который привлекается к занятиям. Занятия планируются по мере необходимости в установленном порядке и организуются в часы, отведенные на служебную подготовку начальствующего состава.
|