![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пожарное оборудованиеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Пожарное оборудование машины предназначено для тушения пожара в машине и состоит из автоматической системы ППО и ручного огнетушителя.
11.1. УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ППО
Автоматическая система ППО служит для тушения пожара в силовом отделении. Система состоит из двух баллонов 22 (рис. 154) с головками 17, трубопроводов, четырех штуцеров 4, 19, 21, четырех термодатчиков 1 и релейной коробки 24.
Рис. 154. Система пожарного оборудования: 1 - термодатчики; 2 — перегородка силового отделения; 3 — коробка передач и поворота; 4 — выпускной штуцер, расположенный над КП; 5 — тройник; 6 — корпус головки; 7 — пробка; 8 — пробойник; 9 — пружинное кольцо; 10 — шайба с мембраной; 11 — штуцер; 12 — заглушка; 13 — прокладка; 14 — пиропатрон; 15 — электропровод; 16 — гайка; 17 — головка баллона; 18— сифонная трубка; 19 — выпускной штуцер, расположенный под воздухоочистителем; 20 — двигатель; 21 — выпускные штуцера, расположенные под силовой установкой; 22 — баллон с хладоном 114В2; 23 — накидные гайки; 24 — релейная коробка системы защиты
Баллоны 22 емкостью по два литра каждый состоят из цилиндрического корпуса и головки 17 с пиропатроном 14 и пробойником 8, устанавливаются в носовой части отделения управления на опоре для крепления рулевой колонки. Баллоны заполнены хладоном 114В2. Баллоны в системе ППО подключены через штуцера и накидные гайки 23 к трубопроводам. Трубопроводы оканчиваются наконечниками, которые расположены против термодатчиков. Термодатчики 1 (термопары) реагируют на резкое повышение температуры в местах их установки и обеспечивают включение автоматики системы ППО. Конструкция системы ППО предусматривает постоянную готовность ее к срабатыванию. Для приведения в действие системы ППО вручную помимо термодатчиков служат кнопки 1Б и 2Б, расположенные на центральном щитке механика-водителя под опломбированными крышками.
11.2. РАБОТА СИСТЕМЫ
При включении выключателя ВЫКЛ. БАТАР. срабатывают реле Р2 и РЗ (рис. 155 см. вклейку в конце книги), включается цепь сигнализации об исправности цепи пиропатрона 2ПП (загорается неполным накалом лампа Л2), замыкаются контакты реле РЗ — включается цепь сигнализации об исправности пиропатрона 1ПП (загорается неполным накалом лампа Л1). Срабатывает реле Р4, замыкаются его контакты 2—3, подготавливая реле Р4 для самоблокировки, и 5—6, подготавливая цепь срабатывания пиропатрона 1ПП. Обмотки реле Р2 и РЗ включены последовательно в цепи пиропатронов 2ПП и 1ПП, вследствие чего при прохождении тока пиропатроны не срабатывают. При возникновении пожара в силовом отделении один из термодатчиков выдает сигнал на усилитель релейной коробки КР-40-1С и с него на реле Р1. При замыкании контактов реле Р1 размыкаются контакты реле Р14, замыкаются контакты реле Р15 и напряжение бортовой сети подается на обмотки реле Р5 и Р7. В реле Р7 замыкаются контакты, в результате чего срабатывают: контактор Р8 — замыкаются его контакты 1—2, реле Р13 — замыкаются его контакты 2—3, 5—6 — и через предохранитель 13ПР подается питание на электромагниты исполнительных механизмов: к электромагниту 1ЭМ — закрываются жалюзи и заслонки эжектора; к электромагниту 2ЭМ — срабатывает МОД; к электромагнитам 4ЭМ, 5ЭМ — закрываются клапаны вытяжных вентиляторов десантного отделения и вытяжные вентиляторы выключаются. При закрывании жалюзи срабатывает конечный выключатель 1ВК, при этом отключается контактор Р8 и электромагниты обесточиваются. В реле Р5 замыкаются контакты 5—6 — реле Р4 ставится на самоблокировку; замыкаются контакты 2—3 — напряжение через контакты 2—3 Р5 и 5—6 Р4 подается к пиропатрону 1ПП. Пиропатрон 1ПП срабатывает, пробойник под действием газов пробивает мембрану и хладон 114В2 по трубопроводу поступает в силовое отделение, распыливается наконечниками и прекращает доступ воздуха к очагу пожара. При срабатывании баллона термопары термодатчиков охлаждаются хладоном 114В2, размыкается цепь, отключаются усилитель и коммутационные реле Р5 и Р7. При отключении реле Р5 размыкаются контакты 2—3 и 5—6, причем размыкание контактов 5—6 вызывает отключение реле Р4, замыкание его контактов 5—4 и размыкание контактов 5—6. После срабатывания пиропатрона 1ПП обесточивается реле РЗ, размыкаются его контакты и гаснет сигнальная лампа Л1 (лампа Л2 горит). Если пожар не ликвидирован, термопары термодатчиков вновь нагреваются, срабатывает реле Р/, срабатывают реле Р5 и Р7. Срабатывание реле Р7 происходит аналогично предыдущему случаю. Срабатывание реле Р5 вызывает замыкание контактов 2—3 и 5—6. Напряжение через контакты 2—3 реле Р5, 5—4 реле Р4 подается на пиропатрон 2ЯЯ, что вызывает срабатывание второго баллона. Реле Р2 из-за разрыва электрической цепи в пиропатроне 2ПП обесточивается, его контакты размыкаются (гаснет сигнальная лампа Л2). При нажатии кнопки КН-3 (1Б) или КН-4 (2Б) подается напряжение на первый или на второй пиропатрон, на реле Р7, через контакты которого включается контактор Р8, и выдается сигнал на исполнительные механизмы (закрываются жалюзи и заслонки эжектора, клапаны вытяжных вентиляторов, срабатывает МОД).
11.3. РУЧНОЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ ОУ-2
Ручной огнетушитель предназначен для тушения очагов пожара в машине, в том числе различных горючих веществ и пожара электроустановок, находящихся под током. Для тушения горючих веществ, горение которых происходит без доступа воздуха (пластинчатый пироксилин, термит), огнетушитель не применяется. Огнетушитель установлен в десантном отделении слева около кормовой двери на кронштейне и представляет собой стальной баллон на 2 л, в горловину которого ввернут запорный вентиль с сифонной трубкой. Вентиль имеет предохранительное устрой, состоящее из мембраны и корпуса предохранителя. Вентиль выходной трубкой поворотного механизма соединяется с раструбом. Наибольшее расстояние до очага пожара при тушении огнетушителем ОУ-2 1, 5 м. В процессе эксплуатации не допускать нагрева огнетушителя солнечными лучами или другими источниками тепла, так как при нагреве углекислоты до 50—60°С поднимается давление сверх допустимого, что может вызвать выбрасывание углекислоты из огнетушителя через предохранительное устройство. Переосвидетельствование огнетушителя ОУ-2 производить через пять лет. Дата первого освидетельствования выбита на баллоне огнетушителя.
11.4. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ПОЖАРЕ В МАШИНЕ
При возникновении пожара в силовом отделении машины система ППО приводится в действие автоматически. В случае необходимости систему ППО можно включить вручную. Для этого необходимо: сорвать пломбу с крышки 12 или 32 (рис. 137) на центральном щитке; открыть крышку; нажать и отпустить кнопку. После нажатия кнопки 1Б срабатывает первый баллон с хладоном 114В2. Если пожар не будет ликвидирован, необходимо в таком же порядке ввести в действие второй баллон, нажав кнопку 2Б. При возникновении пожара внутри и снаружи машины необходимо снять огнетушитель с кронштейна и направить раструб на огонь. Открыть запорное устройство до отказа и подводить струю «снега» к огню с края. Струю углекислоты направлять непосредственно на очаг пламени, стараясь не заливать аппаратуру (радиостанцию, приборы и др.). При возникновении пожара снаружи необходимо немедленно выключить нагнетатель ФВУ. При возникновении пожара от огнесмеси на крыше силового отделения необходимо установить частоту вращения коленчатого вала двигателя не менее 2000 об/мин и работать на ней до ликвидации очага пожара. Работы, проводимые после тушения пожара: восстановить действие привода подачи топлива; провентилировать внутренний объем машины, включив нагнетатель, если он не был включен ранее, и вытяжные вентиляторы десантного отделения и башни; открыть жалюзи. После выполнения указанных работ машина готова для дальнейшей эксплуатации, но при первой же возможности необходимо произвести контрольный осмотр состояния агрегатов, и узлов машины, устранить неисправности, заменить пустые; баллоны системы ППО согласно подразд. 12.5.
11.5. ЗАМЕНА БАЛЛОНА ППО
Инструмент: ключи 19X22, 10X12, плоскогубцы (в ящике механика-водителя), проволока КО1 (в ящике для ЗИП). Запрещается снимать и устанавливать баллоны при включенном выключателе батарей. Для снятия и установки первого баллона: вывернуть болты крепления ребристого листа корпуса и поднять его до установки на стопор; отвернуть гайку 16 (рис. 154), предварительно расконтрив: ее, и извлечь пиропатрон; отвернуть накидную гайку 23 и отсоединить трубопровод от баллона; расконтрить стяжные болты лент крепления баллона и вывернуть их; снять баллон ППО; установить заправленный баллон ППО; затянуть ленты крепления баллона, вворачивая стяжные болты; стяжные болты законтрить проволокой; присоединить трубопровод к баллону, навернуть на штуцер баллона накидную гайку 23; установить пиропатрон в корпус, навернуть и законтрить гайку 16. Второй баллон заменять аналогично. Установить ребристый лист корпуса на место и затянуть болты.
11.6. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ППО
Инструмент и принадлежности: ключ 14X17 (в ящике механика-водителя), приспособление для проверки электрических цепей системы ППО, прибор нагревательный ПН-ЗМ (в групповом комплекте ЗИП). Вывернуть болты крепления ребристого листа корпуса и поднять его до установки на стопор. Установить выключатель ВЫКЛ. БАТАР. на центральном щитке в положение ВЫКЛ. Отвернуть от головок баллонов гайки 16 (рис. 154), предварительно расконтрив их, извлечь пиропатроны. Навернуть гайки 16 до упора на приспособление для проверки электрических цепей системы ППО с контрольными лампами 28 В, 10 Вт. Включить выключатель батарей, при этом на центральном щитке должны загореться неполным накалом фонари 10 и 13 (рис. 137), Сигнализирующие об исправности электрических цепей пиропатронов. Проверить работоспособность термодатчиков при автоматическом и ручном включении системы ППО.
11.6.1.Проверка работоспособности термодатчиков системы ППО
Включить нагреватель в розетку при напряжении в бортовой сети 22—29 В и дать нагреться в течение 15 мин, не менее. Поднести нагреватель вплотную к одному из термодатчиков со стороны выступающих концов термопар. Не более чем через 20 с должна загореться полным накалом одна из контрольных ламп приспособления, а фонарь 10 должен погаснуть. Касание металлическими частями корпуса нагревателя концов термопар не допускается. Отвести нагреватель от термодатчика, дождаться пока погаснет контрольная лампа приспособления, при этом загорится фонарь 10. Аналогично проверить остальные термодатчики. Выключить нагреватель.
|