Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пожарное оборудование






 

Пожарное оборудование машины предназначено для туше­ния пожара в машине и состоит из автоматической системы ППО и ручного огнетушителя.

 

11.1. УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ППО

 

Автоматическая система ППО служит для тушения пожара в силовом отделении. Система состоит из двух баллонов 22 (рис. 154) с головками 17, трубопроводов, четырех штуцеров 4, 19, 21, четырех термодатчиков 1 и релейной коробки 24.

 

Рис. 154. Система пожарного оборудования:

1 - термодатчики; 2 — перегородка силового отделения; 3 — коробка передач и пово­рота; 4 — выпускной штуцер, расположенный над КП; 5 — тройник; 6 — корпус голов­ки; 7 — пробка; 8 — пробойник; 9 — пружинное кольцо; 10 — шайба с мембраной; 11 — штуцер; 12 — заглушка; 13 — прокладка; 14 — пиропатрон; 15 — электропровод; 16 — гайка; 17 — головка баллона; 18— сифонная трубка; 19 — выпускной штуцер, располо­женный под воздухоочистителем; 20 — двигатель; 21 — выпускные штуцера, располо­женные под силовой установкой; 22 — баллон с хладоном 114В2; 23 — накидные гайки; 24 — релейная коробка системы защиты

 

Баллоны 22 емкостью по два литра каждый состоят из цилиндрического корпуса и головки 17 с пиропатроном 14 и пробойником 8, устанавливаются в носовой части отделения управления на опоре для крепления рулевой колонки. Баллоны заполнены хладоном 114В2. Баллоны в системе ППО подклю­чены через штуцера и накидные гайки 23 к трубопроводам.

Трубопроводы оканчиваются наконечниками, которые расположены против термодатчиков.

Термодатчики 1 (термопары) реагируют на резкое по­вышение температуры в местах их установки и обеспечивают включение автоматики системы ППО.

Конструкция системы ППО предусматривает постоянную го­товность ее к срабатыванию.

Для приведения в действие системы ППО вручную помимо термодатчиков служат кнопки 1Б и 2Б, расположенные на центральном щитке механика-водителя под опломбированными крышками.

 

11.2. РАБОТА СИСТЕМЫ

 

При включении выключателя ВЫКЛ. БАТАР. срабатывают реле Р2 и РЗ (рис. 155 см. вклейку в конце книги), вклю­чается цепь сигнализации об исправности цепи пиропат­рона 2ПП (загорается неполным накалом лампа Л2), замыка­ются контакты реле РЗ — включается цепь сигнализации об исправности пиропатрона 1ПП (загорается неполным накалом лампа Л1). Срабатывает реле Р4, замыкаются его контакты 2—3, подготавливая реле Р4 для самоблокировки, и 5—6, под­готавливая цепь срабатывания пиропатрона 1ПП.

Обмотки реле Р2 и РЗ включены последовательно в цепи пиропатронов 2ПП и 1ПП, вследствие чего при прохождении тока пиропатроны не срабатывают.

При возникновении пожара в силовом отделе­нии один из термодатчиков выдает сигнал на усилитель релей­ной коробки КР-40-1С и с него на реле Р1. При замыкании контактов реле Р1 размыкаются контакты реле Р14, замыкают­ся контакты реле Р15 и напряжение бортовой сети подается на обмотки реле Р5 и Р7.

В реле Р7 замыкаются контакты, в результате чего сраба­тывают: контактор Р8 — замыкаются его контакты 1—2, ре­ле Р13 — замыкаются его контакты 2—3, 5—6 — и через предо­хранитель 13ПР подается питание на электромагниты испол­нительных механизмов:

к электромагниту 1ЭМ — закрываются жалюзи и заслонки эжектора;

к электромагниту 2ЭМ — срабатывает МОД;

к электромагнитам 4ЭМ, 5ЭМ — закрываются клапаны вы­тяжных вентиляторов десантного отделения и вытяжные вен­тиляторы выключаются.

При закрывании жалюзи срабатывает конечный выключа­тель 1ВК, при этом отключается контактор Р8 и электромаг­ниты обесточиваются. В реле Р5 замыкаются контакты 5—6 — реле Р4 ставится на самоблокировку; замыкаются контак­ты 2—3 — напряжение через контакты 2—3 Р5 и 5—6 Р4 подается к пиропатрону 1ПП.

Пиропатрон 1ПП срабатывает, пробойник под действием га­зов пробивает мембрану и хладон 114В2 по трубопроводу по­ступает в силовое отделение, распыливается наконечниками и прекращает доступ воздуха к очагу пожара.

При срабатывании баллона термопары термодатчиков ох­лаждаются хладоном 114В2, размыкается цепь, отключаются усилитель и коммутационные реле Р5 и Р7. При отключении реле Р5 размыкаются контакты 2—3 и 5—6, причем размыка­ние контактов 5—6 вызывает отключение реле Р4, замыкание его контактов 5—4 и размыкание контактов 5—6.

После срабатывания пиропатрона 1ПП обесточивается ре­ле РЗ, размыкаются его контакты и гаснет сигнальная лам­па Л1 (лампа Л2 горит).

Если пожар не ликвидирован, термопары термодатчиков вновь нагреваются, срабатывает реле Р/, срабатывают реле Р5 и Р7. Срабатывание реле Р7 происходит аналогично предыду­щему случаю. Срабатывание реле Р5 вызывает замыкание кон­тактов 2—3 и 5—6. Напряжение через контакты 2—3 реле Р5, 5—4 реле Р4 подается на пиропатрон 2ЯЯ, что вызывает сра­батывание второго баллона.

Реле Р2 из-за разрыва электрической цепи в пиропатро­не 2ПП обесточивается, его контакты размыкаются (гаснет сигнальная лампа Л2).

При нажатии кнопки КН-3 (1Б) или КН-4 (2Б) подается напряжение на первый или на второй пиропатрон, на реле Р7, через контакты которого включается контактор Р8, и выдается сигнал на исполнительные механизмы (закрываются жалюзи и заслонки эжектора, клапаны вытяжных вентиляторов, сраба­тывает МОД).

 

11.3. РУЧНОЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ ОУ-2

 

Ручной огнетушитель предназначен для тушения очагов по­жара в машине, в том числе различных горючих веществ и по­жара электроустановок, находящихся под током. Для тушения горючих веществ, горение которых происходит без доступа воз­духа (пластинчатый пироксилин, термит), огнетушитель не при­меняется.

Огнетушитель установлен в десантном отделении слева около кормовой двери на кронштейне и представляет собой стальной баллон на 2 л, в горловину которого ввернут запорный вентиль с сифонной трубкой. Вентиль имеет предохранительное устрой, состоящее из мембраны и корпуса предохранителя. Вен­тиль выходной трубкой поворотного механизма соединяется с раструбом. Наибольшее расстояние до очага пожара при туше­нии огнетушителем ОУ-2 1, 5 м.

В процессе эксплуатации не допускать нагрева огнетуши­теля солнечными лучами или другими источниками тепла, так как при нагреве углекислоты до 50—60°С поднимается дав­ление сверх допустимого, что может вызвать выбрасывание углекислоты из огнетушителя через предохранительное устрой­ство.

Переосвидетельствование огнетушителя ОУ-2 производить через пять лет. Дата первого освидетельствования выбита на баллоне огнетушителя.

 

11.4. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ ПОЖАРЕ В МАШИНЕ

 

При возникновении пожара в силовом отделе­нии машины система ППО приводится в действие автоматиче­ски. В случае необходимости систему ППО можно включить вручную. Для этого необходимо:

сорвать пломбу с крышки 12 или 32 (рис. 137) на централь­ном щитке;

открыть крышку;

нажать и отпустить кнопку.

После нажатия кнопки 1Б срабатывает первый баллон с хладоном 114В2. Если пожар не будет ликвидирован, необхо­димо в таком же порядке ввести в действие второй баллон, нажав кнопку 2Б.

При возникновении пожара внутри и снаружи машины необ­ходимо снять огнетушитель с кронштейна и направить раструб на огонь. Открыть запорное устройство до отказа и подводить струю «снега» к огню с края.

Струю углекислоты направлять непосредственно на очаг пламени, стараясь не заливать аппаратуру (радиостанцию, при­боры и др.).

При возникновении пожара снаружи необходимо немедленно выключить нагнетатель ФВУ.

При возникновении пожара от огнесмеси на крыше силового отделения необходимо установить частоту вращения коленчатого вала двигателя не менее 2000 об/мин и работать на ней до ликвидации очага пожара.

Работы, проводимые после тушения пожара:

восстановить действие привода подачи топлива;

провентилировать внутренний объем машины, включив на­гнетатель, если он не был включен ранее, и вытяжные венти­ляторы десантного отделения и башни;

открыть жалюзи.

После выполнения указанных работ машина готова для дальнейшей эксплуатации, но при первой же возможности необходимо произвести контрольный осмотр состояния агрегатов, и узлов машины, устранить неисправности, заменить пустые; баллоны системы ППО согласно подразд. 12.5.

 

11.5. ЗАМЕНА БАЛЛОНА ППО

 

Инструмент: ключи 19X22, 10X12, плоскогубцы (в ящике механика-водителя), проволока КО1 (в ящике для ЗИП).

Запрещается снимать и устанавливать баллоны при включен­ном выключателе батарей.

Для снятия и установки первого баллона:

вывернуть болты крепления ребристого листа корпуса и поднять его до установки на стопор;

отвернуть гайку 16 (рис. 154), предварительно расконтрив: ее, и извлечь пиропатрон;

отвернуть накидную гайку 23 и отсоединить трубопровод от баллона;

расконтрить стяжные болты лент крепления баллона и вы­вернуть их;

снять баллон ППО;

установить заправленный баллон ППО;

затянуть ленты крепления баллона, вворачивая стяжные болты;

стяжные болты законтрить проволокой;

присоединить трубопровод к баллону, навернуть на штуцер баллона накидную гайку 23;

установить пиропатрон в корпус, навернуть и законтрить гайку 16.

Второй баллон заменять аналогично.

Установить ребристый лист корпуса на место и затянуть болты.

 

11.6. ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ППО

 

Инструмент и принадлежности: ключ 14X17 (в ящике ме­ханика-водителя), приспособление для проверки электрических цепей системы ППО, прибор нагревательный ПН-ЗМ (в груп­повом комплекте ЗИП).

Вывернуть болты крепления ребристого листа корпуса и под­нять его до установки на стопор.

Установить выключатель ВЫКЛ. БАТАР. на центральном щитке в положение ВЫКЛ.

Отвернуть от головок баллонов гайки 16 (рис. 154), предва­рительно расконтрив их, извлечь пиропатроны.

Навернуть гайки 16 до упора на приспособление для про­верки электрических цепей системы ППО с контрольными лам­пами 28 В, 10 Вт. Включить выключатель батарей, при этом на центральном щитке должны загореться неполным накалом фонари 10 и 13 (рис. 137), Сигнализирующие об исправности электрических цепей пиропатронов.

Проверить работоспособность термодатчиков при автомати­ческом и ручном включении системы ППО.

 

11.6.1.Проверка работоспособности термодатчиков системы ППО

 

Включить нагреватель в розетку при напряжении в борто­вой сети 22—29 В и дать нагреться в течение 15 мин, не менее.

Поднести нагреватель вплотную к одному из термодатчиков со стороны выступающих концов термопар. Не более чем через 20 с должна загореться полным накалом одна из контрольных ламп приспособления, а фонарь 10 должен погаснуть. Касание металлическими частями корпуса нагревателя концов термопар не допускается.

Отвести нагреватель от термодатчика, дождаться пока по­гаснет контрольная лампа приспособления, при этом загорится фонарь 10.

Аналогично проверить остальные термодатчики.

Выключить нагреватель.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал