Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая культура и сознание.






1.Политическая культура.

2.Политическое сознание и политические идеологии.

 

№1.

Существенное влияние на формирование властных отношений и функционирование политической системы оказывает политическая культура. Она во многом определяет характер и содержание политической и гражданской жизни общества, поведения людей в общественной жизни. Политическая культура способствует или, наоборот, препятствует переменам в обществе, образе жизни и устремлениях его граждан. Это особенно наглядно проявляется в периоды крутых перемен общественного развития.

Сущность и понятие политической культуры

Политическая культура — явление сложное и многогранное. Нередко ее рассматривают как понятие адекватное политической системе, как совокупность ориентации на политическое действие, как политическое сознание, как субъективное восприятие истории и политики и одновременно как часть субьективной культуры. данного общества и т. д.

Политическая культура в ее взаимосвязи с другими явлениями политической жизни общества всегда привлекала внимание политических мыслителей. Разные стороны этого важного понятия политической науки рассматривали в свое время Платон, Аристотель, Макиавелли, Монтескье. Исследованию тех или иных аспектов политической культуры уделяют внимание в наши дни многие представители по­литической науки в нашей стране и за рубежом.

Понятие «политическая культура» возникло в рамках западной политической традиции. Впервые словосочетание «политическая культура» встречается в труде немецкого философа-просветителя И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791). Однако употребление И.Г. Гердером данного словосочетания не было введением его в научный оборот. Это произойдет значительно позднее. Теория политической культуры сформировалась только в конце 50-х — начале 60-х гг. XX столетия.

В российской политической литературе понятие «политической культуры» встречается у историка В.И. Герье (70-е гг. XIX в.). В дальнейшем эта категория активно использовалась в политико-социологических и культурологических исследованиях западных (М. Вебер, О. Шпенглер и др.) и отечественных (Н.Я. Данилевский, В.О. Ключевский, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев и др.) авторов. Широко использовалась политико-культурная концепция и марксистами. Ряд высказываний по этому вопросу принадлежит В.И. Ленину.

Пионером использования понятия «политическая культура» в современной поли­тической науке по праву считают американского политолога Г. Алмонда. С его статьи 1956 г. «Сравнительные политические системы», собственно, и начинается история этого понятия. Единомышленником Алмонда является и другой американский политолог С. Верба, который является соавтором Алмонда в ряде работ. Весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли А. Липсет, Л. Пай, В. Ки, Р. Макри-дис, В. Нойман, Д. Каванаха, Д. Марвик, К. Фон Бойм, Р. Роуз, М. Крозье и др.

Первоначально возникнув в США, в последующем эта концепция получила ши­рокую популярность и в других странах и стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений.

Г. Алмонд проблематику политической культуры рассматривает в неразрывной связи с политической системой, в которой он выделяет два уровня анализа: институциональный, характеризующий институты и их функции, нормы и механизмы формирования государственной политики, и ориентационный, выражающий особые формы ориентации населения на политические объекты. Эти ориентации со­держали в себе «познавательные» (представая как знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти), 'эмоциональные» (выражающие чувства людей к тем, кто обеспечивает функционирование властных институтов и олицетворяет власть в глазах населения), а также «оценочные» (выступающие как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений) аспекты. В своей совокупности эти ориентации и характеризуют, по мнению Алмонда, такое специфическое явление, как политическая культура.

Анализ этих сторон к политической системе, акцентируя внимание на ценностях, мифах, символах, ментальных стереотипах и прочих аналогичных явлениях, давал возможность понять, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Таким образом, идея политической культуры позволяла глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявлять причины конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные подходы (борьба за власть, перераспределение ресурсов и т. п.).

В 1960 г. Г. Алмонд в совместной с Дж. Коулманом книге, используя метод системного анализа, выдвинул четыре основные «вводные» функции политической культуры по отношению к политической системе: политическая социализация и рекрутирование, артикуляция интересов, консолидация интересов и политическая коммуникация.

В последующем американцы С. Верба, Л. Пай, В. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р.-Ж. Шварценберг, голландец И. Иглхарт и другие ученые дополняли и развивали учение о политической культуре. Причем, несмотря на то, что практически всеми учеными политическая культура связывалась с наличием ценностных мотиваций, верований, присущих национальному характеру идеалов и убеждений, вовлека­ющих человека в политическую жизнь, тем не менее для многих из них данное понятие стало символом обобщенной характеристики всего субъективного контекста политики. Как, в частности, писал С. Верба, «политическая культура — это то, что задает форму проявления связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на эти события; дело в том, что, хотя политическое поведение индивидуумов и групп... является ответом на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем (символическим) значением, которое придается каждому из этих событий людьми, их наблюдающими. Можно сказать, что это не более чем проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют то, что видят».

В настоящее время в политической науке сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры. Одна группа ученых отождествляет ее со всем субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн и др.). Другая группа ученых видит в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). В данном случае она предстает как некая матрица поведения человека.

Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Такое понимание раскрывает практические формы взаимодействия человека с государством как выражение им своих наиболее глубинных представлений о власти, политических целях и приоритетах. И тогда политическая культура может рассматриваться как некая воспроизводимая на практике духовная программа, модель поведения людей, отражающая устойчивые индивидуальные черты мышления и поведения. К этому следует добавить, что политическая культура одновременно является и формой освоения человеком опыта прошлого, того позитивного наследия, ко­торое оставлено ему предшествующими поколениями.

Таким образом, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в соци­уме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.

Следует отметить, что в научной литературе понятие «политическая культура» употребляется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле в политическую культуру включают духовную культуру той или иной страны, которая связана с общественно-политическими институтами и политическими процессами, политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами и т.д., политические отношения в целом. Она включает определенные ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших правил игры, принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства.

Политическая культура в узком смысле слова — это лишь система политического опыта, знаний, установок, взглядов, стереотипов, концепций, образцов пове-. дения и функционирования политических субъектов; зрелость и компетентность граждан в оценках политических явлений; форма политической этики, поведения, поступков и действий людей.

Функции политической культуры

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. Они связаны с ее двойственным характером, т. е. принадлежностью и к миру культуры, и к миру политики.

1. Регулятивная функция и функция воспроизводства определенной системы общественных отношений. Эта функция направлена на обеспечение функциониро­вания и развития политической системы и политической жизни общества в целом.

2. Функция интеграции (дезинтеграции). Эта функция обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической сис­темы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом. Осуществляя эту функцию, политическая культура являет собой мощный фактор жизнестойкости общества в целом и отдельных его групп (классов, соци­альных групп, этнических и религиозных общностей) в частности.

3. Обеспечение исторической преемственности и непрерывности политического процесса. В рамках этой функции осуществляется адаптация человека к изменя­ющейся политической среде, условиям осуществления власти, а также обеспечения прав и свобод граждан. Первостепенное значение для осуществления указанной функции имеет также политическая социализация, процесс, в котором находит свое выражение приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему осуществлять свои политические функции и интересы. Именно политическая культура связывает друг с другом уходящие и приходящие поколения, обеспечивает передачу опыта, политических традиций, норм политической жизни.

4. Информационно-коммуникативная функция. Политическая культура способ­ствует сохранению знаний, их накоплению и аккумуляции в обществе. Она обеспе­чивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Эта способность политической культуры объясняет тот факт, что в период проведения глубоких реформ значительные слои населения могут выступать с позиций поддержки прежних политических порядков. Эта способность объясняет и то, что большинство революций нередко заканчиваются возвратом к прежним порядкам, что само по себе свидетельствует о невозможности населению освоить новые для себя цели и ценности. Устойчивость влияния политической культуры в определенной мере объясняет и феномен террора, без которого подчас, просто невозможно принудить людей принять новые принципы политического развития.

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а в-третьих, — комбинировать элементы прежнего и перспективного политического развития.

И потому политическая культура выступает как базовый элемент общественно-политического процесса и как особый очень важный фактор политической системы общества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал